Требования к уровню подготовки учащихся. Срок реализации:4 месяца
Возраст детей 9-10 лет
Срок реализации:4 месяца
Пояснительная записка
Одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Радуга» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Радуга » рассчитана на детей с 9 до 10 лет, 4 класс.
Программой предусматривается нагрузка 14 часов. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 14 занятий за 4 месяца. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
vзакрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
vобучение умению планирования своей работы;
vобучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
v обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
v развитие образного мышления и воображения;
vсоздание условий к саморазвитию учащихся;
vразвитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
vвоспитание уважения к труду и людям труда;
vформирование чувства коллективизма;
vвоспитание аккуратности;
v экологическое воспитание обучающихся;
vразвитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
v доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
v наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
vдемократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
v научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
v«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
v словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
v наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
vпрактический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
vобъяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
vрепродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
vчастично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
vисследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
vфронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
vиндивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
v групповой – организация работы в группах;
vиндивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Планирование работы
№ | Дата | Содержание | Методическое обеспечение | Методы и приёмы | Объект труда | Примечания | |
1. | 12.09 | Знакомство с группой продлённого дня. Организация кружковой деятельности. Составление списка участников кружка. | Листы бумаги, Ручка. | Беседа, рассказ, анкетирование. | Тест на выявление творческих способностей. | Проводят: Зелёная Е.С. Сильченко З.К. Ильющенко А.А. Сорокина В.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 12.35 | |
2. | 19.09 | Вводная беседа. «Понятие ДПИ» | Иллюстрация. | Словесно-иллюстративный. | Проводит: Зелёная Е.С. Кабинет 1-1 Время проведения: 12.35 | ||
3. | 26.09 | «Золотая рыбка» | Материал: - крашеная соль; - картон формата а5; - ракушки. Приспособления: - клей. Инструменты: -ножницы. Наглядность: - схема выполнения; - иллюстрации других поделок из соли; - образец золотой рыбки; - технологическая карта выполнения рыбки. | Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод | Панно «Золотая рыбка» из ракушек и соли. Применяется для украшения интерьера. | Проводит: Сорокина В.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 12.35 | |
4. | 03.10 | «Букет учителю» | Материал: - кленовые листья, Инструменты: - ножницы, Приспособления: -проволока Наглядность: - схема выполнения; - образец цветка розы, - технологическая карта выполнения цветка. | Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод. | Цветок розы. Применяется для украшения интерьера и подарка учителю, маме. | Проводит: Ильющенко А.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 12.35 | |
5. | 10.10 | «Волк» | Материалы: -бумага. Инструменты: - ножницы. Наглядность: - работы (поделки) из оригами; - образец пингвина из оригами; - технологическая карта по выполнению пингвина. | Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод | Объёмный объект «Волк». Применяется для украшения интерьера | Проводит: Сильченко З.К. Кабинет 1-1 Время проведения: 12.35 | |
6. | 17.10 | «Солнечные цветы» | Материал: -2 бумажных стакана, -трубочка Приспособления: -клей, Инструменты: -ножницы, Наглядность: - схема выполнения; - иллюстрации других поделок - образец подсолнуха; - технологическая карта выполнения подсолнуха. | Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод | Подсолнух из бумажных стаканов | Проводит: Зеленая Е.С. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00 | |
7. | 24.10 | «Божья коровка» | Материалы: - бисер красного (на выбор), черного цветов. Инструменты: - ножницы. Приспособления: -проволока. Наглядность: - работы (поделки) из бисера; - образец божьей коровки из бисера; - технологическая карта по выполнению божьей коровки. | Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод | Объёмный объект «Божья коровка из бисера». Применяется для украшения интерьера. | Проводит: Сорокина В.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00 | |
8. | 07.11 | Сувенир «Домовята с пожеланиями» | Материалы: плотная ткань, сухая трава(солома), стаканчик от йогурта, теннисный мячик и бусинка. Инструменты: Ножницы, игола, нитки. Приспособления: проволока, краски, клей, Наглядность: -изображения других работ-сувениров «Домовята»; - образец «Домовята с пожеланиями» ; - технологическая карта по выполнению «Домовята с пожеланиями». | Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод. | Объемный объект «Домовята с пожеланиями». Применяется для украшения интерьера и как сувенир в подарок | Проводит: Ильющенко А.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00 | |
9. | 14.11 | «Пингвин» | Материалы: -бумага. Инструменты: - ножницы. Наглядность: - работы (поделки) из оригами; - образец пингвина из оригами; - технологическая карта по выполнению пингвина. | Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод | Объёмный объект «Пингвин». Применяется для украшения интерьера. | Проводит: Сильченко З.К. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00 | |
10. | 21.11 | Шкатулка «Лягушка» | Материал: -две пластиковые -бутылки -молния -белая бумага Инструменты: -ножницы Приспособления: -клей -черный маркер Наглядность: - работы (поделки) из бутылок; - образец шкатулки из бутылак; - технологическая карта по выполнению шкатулки. | Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод | Шкатулка | Проводит: Зеленая Е.С. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00 | |
11. | 28.11 | «Дом для птиц» | Материалы: - пакет от молока иликефира; - веточки деревьев. Пуговицы - засушенные листья; - цветная бумага. Инструменты: - ножницы. Приспособления: - клей. Наглядность: - иллюстрации кормушек, птиц; - образец выполненной учителем кормушки; - технологическая карта по выполнению кормушки. | Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод | Кормушка для птиц. Применяется для корма птиц зимой. | Проводит: Сорокина В.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00 | |
12. | 05.12 | Поделки из манки | Материал: - манная крупа, картон для основы Инструменты: - Калька, копировальная бумага, карандаш, кисточка, краски. Приспособления: - Клей ПВА или любой универсальный клей. Наглядность: - иллюстрации животных (шаблон); - образец выполненной учителем; - технологическая карта по выполнению поделки. | Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод | Поделки из манки. Применяется для украшения интерьера. | Проводит: Ильющенко А.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00 | |
13. | 12.12 | «Кит» | Материалы: -бумага. Инструменты: - ножницы. Наглядность: - работы (поделки) из оригами; - образец пингвина из оригами; - технологическая карта по выполнению пингвина. | Беседа, рассказ, иллюстрации, практический метод | Объёмный объект «Кит». Применяется для украшения интерьера. | Проводит: Сильченко З.К. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00 | |
14. | 19.12 | Выставка работ. Проверка отчетной документации. Проведение комплексного занятия. | Ноутбук, презентация, иллюстрации. | Беседа, рассказ, демонстрация. | Выставка. | Проводят: Зелёная Е.С. Сильченко З.К. Ильющенко А.А. Сорокина В.А. Кабинет 1-1 Время проведения: 14.00 | |
Время проведения:
12.09 по 10.10 – 12.35
17.10 по 19.12 – 14.00
Кабинет: 1-1
Руководитель группы продлённого дня:КлевцоваВалентина Ивановна
Методист по практике: Литвиненко Светлана Васильевна
Список учащихся проводящих занятия по кружку:
1.Зелёная Екатерина Сергеевна
2.Ильющенко Анна Алексеевна
3.Сильченко Зоя Константиновна
4.Сорокина Варвара Александровна