Некоторые иные качественные методы
В число качественных методов включают также такие, которые представляют собой разнообразные вариации уже устоявшихся методов, а также определенные исследовательские приемы взаимодействия с исследуемым во время выполнения собственно исследовательских, или терапевтических, консультационных, тренинговых процедур, которые могут быть описаны как методики. Большинство из них – психотерапевтические приемы и методики, используемые, однако, не для терапевтического воздействия на пациента (клиента), а для получения информации от человека в исследовательских целях.К их числу относятся в первую очередь разнообразные устные проекционные методы, когда респонденты помещаются в воображаемые условия или к ним применяются приемы, стимулирующие спонтанные, непроизвольные реакции, в которых, как предполагается, такую информацию о себе, которую невозможно получить при задавании прямых вопросов. Считается, что при использовании проекционных методов снимается контроль поведения и исследуемый в непроизвольных реакциях невольно проецирует свои установки, ценности, состояния (вспомним проективные тестовые методики). К проекционным методам чаще всего относят широкий спектр ассоциативных методов, которые реализуются:
– в виде ассоциативных бесед (высказывания стимулируются вопросами вида «На какие мысли Вас наводит?»; «Что это Вам напоминает?»; «Можете ли Вы связать это с…»);
– в виде терапевтическогоприема из фрейдовского психоанализа, когда исследуемомупредлагается свободно высказывать все, что приходит в голову, предполагая, что человек, может спонтанно высказать то, что укажет на невольно возникающие у него мысли;
– в виде известного ассоциативного эксперимента (введенного в практику психологии К.Г. Юнгом и широко используемого в испытаниях на полиграфе): исследуемого просят высказать первое пришедшее на ум слово при предъявлении слова-стимула, отмечая скорость его реакции, внешние выражения эмоционального состояния (но не замеряют время реакции и другие параметры, как это делается в полиграфе).
– в виде завершения предложения(сходно с письменным вариантом проективной методики): исследуемому предлагают закончить первую часть предложения «своими словами» («Можно не тревожиться, если…»; «Тот, кто часто ругается, тот…»; «Я – это прежде всего…») а анализ завершающих слов позволяет понять с чем связывает респондент условия, не взывающие тревогу, как относится к тем, кто ругается, с чем (или с кем) идентифицирует себя;
– в виде разыгрывания ролей, когда участникам предлагают сыграть роль персонажа определенной ситуации, а затем объяснить особенности исполнения своей роли; персонажем могут быть знакомые и незнакомые люди, литературные персонажи художественных произведений, а ситуации предлагаются такие, в которых и игра, и ее комментирование позволяют изучить черты характера, отношения, чувства;
– в виде ретроспективной беседы, когда интервьюируемого просят вспомнить некоторые сцены, действия, ситуации, показательные для изучаемой проблематики: «Опишите то, как Вы обычно завтракаете»; «Что Вы запомнили из окружающего, когда шли вчера домой?»; «Опишите свой последний разговор с преподавателем»; из ответов можно выявить, то, что человек сам может в себе не замечать, не осознавать: торопится ли по утрам, в каком состоянии бывает по дороге домой, как относится к преподавателю и т.п.;
– в виде беседы с опорой на воображение, в которой исследуемому описывается воображаемая ситуация и предлагается изобразить и рассказать то, что бы он чувствовал как вел бы себя в этой ситуации, что бы делал,: «Представьте, что Вы заблудились в лесу под вечер…»; «Представьте, что выиграли по лотерее миллион рублей»; «Вообразите себя Вашей кошкой»; в рассказе и показе человек невольно выкажет скрытые желания, продемонстрирует типичные способы поведения и организации действий.
– в виде рассказа по изображению (тестирование иллюстрации), когда исследуемому показывают изображение (картина, рисунок, фотография), содержащее сюжет с определёнными персонажами и просят описать чувства каждого из них (вспомним тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга), что провоцирует перенос на персонажей собственных проблем исследуемого и позволяет определить эти проблемы, чувства и типичные реакции в ситуациях взаимодействия.
Особой разновидностью ассоциативных методик являются метафорические(ассоциативные, терапевтические, проективные) карты, содержание которых может быть различным: абстрактные изображения, узоры, сюжеты с персонажами, фотографии, картинки с надписями и т.п., главное требование к ним – служить зрительной метафорой, снижающей психологические защиты, актуализирующей глубинные переживания, стимулирующей фантазию. Первые наборы таких карт («О-карты», названные по ассоциации с возгласом удивления), изображающих картины, вызывающие архетипические ассоциации (названия наборов: «Миф», «Сага» и др.), появились в Германии, и с тех пор их виды, способы оперирования ими постоянно развиваются. Человеку могут предложить вытянуть карту наугад, а затем обсудить с ним; что, по его мнению, изображено на карте? кто является главным героем? кто из персонажей – Вы? и т.д. Сегодня выпускается множество «колод» таких карт, в которых описаны и способлы работы с ними. Например, колода «Экко» (издается в Германии)– набор из 99 карт с абстрактными цветными изображениями. «Цветовые пятна, линии, фигуры, никаким образом не привязанные к конкретному содержанию, позволяют выразить настроение, состояние, чувство: «Вот оно какое! Я не могу его обозначить и назвать, но я могу продемонстрировать его тебе – вот!» – пишут о картах «Экко» авторы книги, посвященной метафорическим картам [44, с. 20]. В исследовательской практике возможно и создание собственных наборов карт, релевантных проблематике научной работы. Метафорические карты – неплохой метод, дающий богатый материал о ценностях, установках, мечтах, отношениях человека. Желательно применять его в качестве дополнительного к более структурированным и развернутым методам.
Все эти методы могут применяться только высокопрофессиональными исследователями, но и начинающий научную работу может прибегнуть к ним, как к исследовательским приемам при получении необходимых данных.