Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.

Существовавшие в начале средних веков школы на территории Западной Грузии (Колхиды) и Армении во многом напоминали школы античного мира.

В Колхиде школы открывались обычно при церквях или монастырях, в них обучали литературе, астрономии, математике, музыке, теологии. Знание греческого языка было обязательным уже при поступлении в школу. Следовательно, чтобы посту­пить в возрасте 6—7 лет в школу, ребенок должен был полу­чить предварительную подготовку. Такую подготовительную «школу» ребенок проходил в любой семье, которая могла при­гласить учителей для обучения не только своих, но и посто­ронних детей, как это было распространено в Западной Евро­пе в системе рыцарского воспитания. В колхидских школах в процессе обучения использовались рукописные книги по тео­логии, истории Грузии, о повадках животных, толкования древ­них и новых книг, псалмы Давида, книги об иудейских, персидских, римских и византийских императорах.

В конце X — начале XI в. Грузия стала централизованным государством, что способствовало развитию городов, ремесел, торговли, культуры. В частности, гениальный поэт Шота Руставели написал в то время своего «Витязя в тигровой шку­ре». Эта поэма вошла в сокровищницу мировой литературы. Шота Руставели предвосхищал идеи гуманистов раннего Воз­рождения, отстаивая право личности на свободу, идеи това­рищества и сотрудничества людей, патриотизм и др.

Развитие культуры отразилось в первую очередь на школе. Для преподавания приглашались образованные наставники. Наиболее способные дети продолжали обучение в Византии, Гелатской академии, называвшейся «вторыми Афинами», или в Икалтойской академии, включавшей в свою программу по­мимо «семи свободных искусств» и медицинское образование.

Среди деятелей просвещения Грузии той эпохи был широ­ко известен Георгий Мтацминдели. Собрав свыше 80 сирот, он организовал для них воспитательно-образовательное учрежде­ние с целью подготовки к поступлению в Иверскую монас­тырскую школу. Поскольку дети были разных возрастов, Мтац­миндели разделил их на возрастные группы, разработав для каждой соответствующую программу обучения. Обучение он организовал таким образом, чтобы оно соответствовало при­роде ребенка: в процессе обучения использовались физические упражнения и подвижные игры, которые чередовались с ум­ственными занятиями.

Оригинальное нововведение в начальное обучение было предложено крупнейшим философом, историком, грамматиком, астрономом Иоанном Петрици (XI—XII вв.). В частности, в обучении родному языку он опирался на такие не сформулирован­ные еще тогда дидактические принципы, как сознательность, переход от простого к сложному.

Появление в литературе поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» оказало большое влияние на концепцию воспитания того времени, поскольку здесь не только были прекрасно описаны возможности светско-рыцарского обра­зования, приобретавшего популярность в обществе, но и содержалась глубокая философская идея о зависимости доб­родетели от уровня человеческих знаний и разума.

К XII в., хотя церковь и продолжала сохранять контроль за учебными заведениями, наблюдалась постепенная секуляриза­ция школы. Желающих получить образование становилось зна­чительно больше, чем могли вместить существовавшие церков­ные школы. Состоятельные семьи отправляли своих детей в Рим, менее обеспеченные горожане использовали практику учениче­ства по западноевропейскому образцу, отдавая своих детей на обучение какому-либо ремеслу к мастеру-наставнику. При этом мастер должен был быть в достаточной степени грамотным.

Влияние западноевропейской системы образования и Ви­зантии на школу средневековой Грузии было весьма силь­ным. Вместе с тем в традиционных школах использовались учебные пособия, в которых находили отражение лучшие на­циональные традиции, особенности родной истории, языка и культуры в целом.

Армения, в течение долгого времени, находясь в зависимос­ти от Персии и Византии, лишь к середине VI в. получила от­носительно независимое положение. Благодаря созданию еще в V в. армянским просветителем Месропом Маштоцем (361—440) национального алфавита после получения независимости в Армении стали открываться школы с обучением на родном языке. Но уже в VIII в., в связи с нашествием арабов, успешные начи­нания в области просвещения приостанавливаются, и только в XI в. происходит истинное возрождение государственной и куль­турной независимости Армении. Снова открываются школы на родном языке, и центром образования становится столица — Вагаршапат, откуда лучшие ученики направлялись для просве­тительской деятельности и распространения армянской грамо­ты и христианства по всей стране.

В столичных учебных заведениях изучались армянский, греческий и сирийский языки, история, музыка, теология, естественнонаучные предметы. Учащиеся старшего возраста получали также некоторую подготовку в области методики преподавания, с тем, чтобы они могли работать учителями.

Учебные заведения в Армении того времени были государ­ственными, церковными, общественными и частными, под­разделяясь на элементарные школы, повышенные училища, семинарии и церковно-монастырские школы, готовившие проповедников. Обучение длилось: от 2 до 5 лет - в элементар­ных школах; от 4 до 6 лет — в церковных; 7—8 лет — в школах повышенного типа.

На содержание образования в этих школах сильное влияние оказывало возрождение сложившегося еще в V в. светского грекофильского направления культуры. Именно благодаря этому направлению система образования принимала все более светс­кий характер: познание внешнего мира приводилось в соответ­ствие с развитием и совершенствованием самого человека.

Крупнейший просветитель Мовсес Хоренаци (V — начало VI в.) рекомендовал воспитывать молодое поколение на примерах героического прошлого своего народа. Для выра­ботки умения формировать ум и душу детей необходимо, по его мнению, создавать специальные учебные заведения для подготовки высокообразованных и нравственно безуп­речных учителей и наставников.

Наивысший экономический подъем и восстановление науки и культуры приходится в Армянском государстве на XII—XIV вв. В то время получили развитие такие отрасли зна­ния, как химия, медицина, математика, астрономия, кото­рые, в свою очередь, способствовали развитию экономики и культуры в целом. Центром подготовки специалистов в этих областях знания стали учебные заведения типа западноевро­пейских университетов. Курс обучения здесь длился 7—8 лет и включал в себя изучение философских, экономических, математических, политических, гуманитарных наук, а так­же Ветхого и Нового заветов. Оканчивающие сдавали пись­менные экзамены и держали выпускную речь, после чего им присваивался титул вардапета, приближавшийся к званию профессора в средневековой Европе.

По общему образцу средневекового Востока отдельные армянские просветители открывали свои высшие школы, где сами и преподавали. Так, философ Ованес Саркаваг Имастасер (ок.1055—1129) организовал школу в городе Ани, которая стала одной из лучших в стране. Преподавательс­кую деятельность он сочетал с научной работой, перево­дил и комментировал труды античных мыслителей. Касаясь вопросов обучения, он придерживался мнения, что каждо­му виду ремесла, искусства или науки должны соответство­вать свои методы и способы обучения. Сам он разработал новый подход для первоначального обучения детей — ме­тод одновременного овладения чтением и письмом.

Одним из самых крупных в Армении XIV в. центров на­уки считался Татевский университет, основателем которо­го был общественный деятель и философ Ованес Воротнеци (1315—1386). Его философско-педагогическое наследие считается наивысшим достижением средневековой армянс­кой теоретической мысли. Оно получило развитие в трудах его знаменитого ученика Григора Татеваци (1346—1409), которого уже при жизни называли «трижды великим ар­мянским философом и учителем». Музыкант, живописец, мыслитель, он возглавлял высшую школу Апракунис, чи­тал лекции по различным наукам в других учебных заведе­ниях. Учебные пособия и методические рекомендации Та­теваци пользовались широкой популярностью.

В конце XIV в. Армения была оккупирована полчищами Тимура. С 1555 г. Западная Армения перешла к Турции, а Восточная — к Персии. Если до середины XV в. Армения еще сохраняла свои национальные традиции, то, начиная с его середины, армянская национальная культура приходит в упадок.

Рекомендуемая литература

Аль-Фараби. Естественнонаучные трактаты / Пер. с араб. С. Бура-баева, Б.Н. Тайжановой. Алма-Ата, 1987.

Аль-Фараби. Философские трактаты / Пер. с араб. Алма-Ата, 1970.

Бартольд В. В. История Ислама и Арабского Халифата: Соч: В 9 т. М., 1966. Т. 2, 6.

Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Хадоуна «Мукаддима». М., 1965.

Бируни Абу Райхан. Избранные произведения / Пер. А. Б. Халидова, Ю.Н. Завадского. Ташкент, 1963.

Булгаков П.Г. Жизнь и труды Бируни. Ташкент, 1972.

Гегель Г.Ф. Лекции по истории философии. М.; Л., 1934.

Григорян С.Н. Великие мыслители Арабского Востока. М., 1960.

Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.

Ибн Сина Абу-Али. Избранные произведения. М., 1980.

Ибн Сина Даниш-Намэ. Книга знания / Пер. и предисл. А.М. Богоутдинова. Сталинабад, 1957.

Ибн Туфейль. Повесть о Хайие Ибн Якзане. М., 1978.

Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Сред­него Востока 1Х-Х1Увв. М., 1961.

История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958.

Источники по истории высших школ средневековой Армении (ХП-ХУвв.). Ереван, 1983.

Кабус-Наме / Пер. Б.З. Бертельса. 2-е изд. М., 1958.

Касымджанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982.

Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1963.

Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и сред­невекового Востока: Сб. науч. тр. / Под ред. К. И. Салимовой. М., 1988.

Памятники минувших поколений. Ташкент, 1957.

Петрици Иоанн. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. Тбилиси, 1941.

Руставели Шота. Витязь в тигровой шкуре / Пер. с груз. Н. Забо­лоцкого. М., 1991.

СагадеевА.В. Ибн Рушд. М., 1973.

Тллашев Х.Х. Общепедагогические идеи выдающихся мыслите­лей Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья. Таш­кент, 1985.

Хайруллаев М.М. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982.

Шидфар Я. Абу Нувас. М., 1979.

Шмидт К. История педагогики: В 4 т. М., 1877—1880. Т. 2.

Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Душанбе, 1986.

Глава 7

Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.)

Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Рус­ском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнос­лавянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 988 г. христианства. В общем, этот большой временной отрезок можно разделить на два этапа: дохристианский и христианский, внутри последнего доста­точно четко выделяются киевский (X—XIII вв.) и московс­кий (XIV—XVII вв.) периоды, разделенные нашествием мон­гольского хана Батыя в 1237—1243 гг.

От того времени сохранилось весьма мало свидетельств о воспитании и обучении детей. В летописных источниках той эпохи конкретной информации о школах и обучении практи­чески нет, как и в более или менее официальных документах. Даже в достаточно позднем документальном источнике — постановлении Стоглавого Собора (1551) выражалась только озабоченность плохим состоянием школьного обучения.

В связи с этим важными для истории педагогики являют­ся литературные памятники, такие как «Поучение детям» князя Владимира Мономаха или «Послание архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону». Однако их авторы отражали события односторонне, не учитывая осо­бенности эпохи. Важным событием для исследователей ста-то нахождение археологами берестяных грамот, свидетельству­ющих о распространении грамотности в Древней Руси и су­ществовании каких-то форм обучения.

Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к необходимости использовать различного рода кос­венные источники — церковно-служебную литературу, за­писки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, ико­нописи и т.п.

Ограниченность числа источников приводит иногда к ди­аметрально противоположным оценкам состояния воспита­ния и обучения в Древней Руси: от утверждения, что все древние славяне были невежественны, до чрезмерной идеа­лизации постановки у них воспитания и обучения.

Характер воспитания и обучения у древних славян изме­нялся в процессе продвижения их на север и восток, в связи, с чем обогащались и их представления о целях и содержании воспитания, что происходило благодаря тесному общению с другими народами.

Следует иметь в виду и то, что Русь приняла христиан­ство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому мо­менту имела развитые самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформиро­валась специфическая воспитательно-образовательная куль­тура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской.

Наши рекомендации