Инструментальные средства для обеспечения коммуникационного взаимодействия
Роль ИКТ в ключевых секторах развития общества.
Составитель: преподаватель Токабаева Г.К.
2016 г.
Роль ИКТ в ключевых секторах развития общества.
Характерной особенностью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в современной педагогической науке является их многоаспектность, что, в первую очередь, обусловлено многогранностью программно-технических решений, дидактических характеристик этих технологий, поэтому не удивительно наличие широкого спектра точек зрения на проблему их использования в образовании. ИКТ сегодня представляют собой общий объект исследований для специалистов многих наук, которые выделяют свой предмет исследования в ИКТ: технических (в первую очередь информатики или computer science, теории связи); социально-гуманитарных (педагогики, психологии, лингвистики, социологии, философии и пр.); междисциплинарных направлений (педагогической и социальной информатики, культурологии, семиотики, герменевтики, библиотековедения, этнографии, полито-логии и пр.).
К междисциплинарным областям, исследующим проблемы ИКТ, относится область знания, изучающая явление человеческой коммуникации, именуемая в американском варианте как Communication Science (Communication, Communication Studies), которая сравнительно недавно стала известна российскому научному и образовательному сообществу. Так, еще в философском словаре 1986 г. коммуникация объявлялась «категорией идеалистической философии», «утонченной формой защиты кастовых и корпоративных связей», противоположением «марксистскому пониманию коллектива».
В российской практике эта область не получила однозначного названия и именуется различными русскоязычными терминами,
такими, например, как коммуникативистика, коммуникалогия, социальная коммуникация, теория и практика коммуникации,педагогическая коммуникация – будем придерживаться последнего варианта использования термина в русском языке.
Педагогическая коммуникация в компьютерной среде обучения и общения также рассматривает коммуникацию как первичный процесс, координирующий целенаправленные, практические действия ее участников. Особенностью этих взаимодействий между субъектами процесса коммуникации является то, что это взаимодействие осуществляется опосредованно, через компьютерные каналы связи (компьютерные телекоммуникации).
Большинство педагогов используют понятие педагогическоеобщение и описывают обучение,как взаимодействие таких трехглавных компонентов: педагог – содержательная учебная информация – обучающийся/обучающиеся. Педагогическое общение рассматривается как специфическая форма общения, подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Навыки коммуникации в компьютерной среде обучения не могут быть автоматически перенесены из традиционной среды общения (лицом к лицу) в опосредованное ИКТ общение. Коммуникативная интерактивная и операционная деятельность обучающегося и самого педагога существенно преобразуются под воздействием новой среды общения.
Кроме того, следует учитывать, что именно опосредованность коммуникации требует корректного отношения со своими оппонентами, воспитание толерантности и культуры общения. Участниками образовательного процесса чаще всего используются электронные текстовые. Компьютерная коммуникация опосредованная система общения.
Инструментальные средства для обеспечения коммуникационного взаимодействия
Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: глобальную сеть Internet, электроннуюпочту, электронную конференцсвязь, видеоконференции и Интернеттрансляции.Эти средства позволяют преподавателям и обучающимся совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении, участвовать в создании общих проектов, просто общаться с друзьями и коллегами. Рассмотрим подробнее наиболее часто используемые в образовании средства коммуникационного взаимодействия.
Сеть Интернет открывает доступ к неисчерпаемым электронным информационным ресурсам. С помощью Web-сервера учебные заведения предоставляют необходимые сведения для организации процесса обучения (расписание занятий, график проведения консультаций и т. д.), структурированную учебную информацию по учебным дисциплинам, а также ссылки на полезные ресурсы (электронные библиотеки, образовательные порталы и т. п.), ведут сетевой учебный процесс.
Электронная почта (e-mail, ЭП) —это асинхронная коммуникационная среда для передачи и получения сообщения. Главное достоинство этого средства коммуникации: простота освоения и надежность использования. При использовании этого средства коммуникации не требуется согласования времени и места передачи и получения сообщений, как отправителем, так и получателем. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для общения с любым необходимым количеством адресатов.
Электронная почта относится к средствам дистанционного доступа, предоставляемыми компьютерными сетями. ЭП позволяет пользователям (педагогам, обучающимся, другим участникам общения) обмениваться текстовыми, графическими и аудио сообщениями. Доставка любого сообщения и учебных материалов осуществляется практически мгновенно, обеспечивая тем самым регулярное оперативное общение субъектов образовательного процесса. Для реализации режима ЭП рабочее место пользователей должно быть оснащено аппаратно-программными средствами: компьютером, модемом, монитором, клавиатурой, манипулятором мышь, сетевым оборудованием и соответствующим программным обеспечением. Традиционная базовая компьютерная подготовка вполне достаточна для свободной работы педагога и обучающегося в режиме ЭП.
Электронная конференции —асинхронная или синхроннаякоммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для плодотворного сотрудничества обучающихся и педагогов. Электронным средством общения здесь также является электронная почта или структурированный форум, в соответствующих рубриках которого можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников конференции. Участие в тематических электронных конференциях сети Internet очень плодотворно для самообразования педагогов и обучающихся любых категорий и возраста.
ЭК, или компьютерные сетевые конференции (часто называют Интернет трансляцией) позволяют получать на мониторе компьютера пользователя не только тексты сообщений, передаваемых участниками «конференции», находящимися на различных расстояниях друг от друга, но и другие виды информации – графическую, аудио и др. Аппаратное оснащение рабочих мест такое же, как и в режиме ЭП. Программное обеспечение зависит от режима использования ЭК.
Применение режима ЭК требует управления (модерирования) со стороны педагога или администратора сети. Работа возможна в режиме реального времени (синхронная связь), например, при использовании системы IRC (Internet Relay Chat или Chat Room) произвольного и кратковременного во времени доступа. Необходимость модерирования форума определяется, в основном, некорректностью поведения случайных участников конференции.
Сеть Интернет предоставляет и другие возможности, напри-мер, в режиме USENET — newsgroups ( новостная группа). В отличие от списков рассылки, принятых в электронной почте, группы новостей работают в режиме реального времени: участники читают сообщения, посланные в группу другими участниками, посылают туда же свои ответы, обсуждают проблемы и т. д., но все происходит «сейчас и сразу», не требуя времени для рассылки писем.
Видеоконференции представляют собой современную техно-логию общения. Видеоконференцсвязь — имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один - один (консультация), один ко многим (например,изложение какого-либо материала), многие ко многим (телемост).
Видеоконференции позволяют в режиме реального времени передавать всем участникам видеоконференции звук и изображение, а также различные электронные документы, включающие текст, таблицы, графики, компьютерную анимацию, видеоматериалы. Конечно, видеоконференции не могут полностью заменить личного общения, но они позволяют добиться принципиально нового уровня общения субъектов образовательного процесса, подчас