Раздел i. общие основы педагогики
Глава 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики.... 3
1.Становление научной педагогики ....................................... 3
2. Объект, предмет и функции педагогики...... '.....................
3. Система педагогических наук.............................................. 12
4. Связь педагогики с другими науками................................. 14
Вопросы для самоконтроля................................................. 16
Основная литература........................................................... 17
Дополнительная литература................................................ 17
Глава 2. Личность как объект и субъект воспитания.................. 17
1.Биологическое и социальное в развитии человека и формировании
его личности.............................................................................. 17
2. Движущие силы и основные закономерности развития личности 20
3. Факторы, влияющие на формирование личности...................24
Вопросы для самоконтроля................................................. 27
Основная литература........................................................... 27
Дополнительная литература................................................ 27
Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс 28
1. Сущность образования как педагогической категории..... 28
2. Генезис образования как социального явления.................. 33
3. Образование как процесс и результат педагогической деятельности 39
4. Российские и международные документы по образованию 43
Вопросы для самоконтроля................................................. 48
Основная литература........................................................... 48
Дополнительная литература................................................ 49
Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований 49
1. Понятие методологии педагогики....................................... 49
2. Методологические принципы педагогического исследования 53
3. Методы педагогического исследования.............................. 54
4. Структура педагогического исследования.......................... 60
Вопросы для самоконтроля................................................. 63
Основная литература........................................................... 63
Дополнительная литература................................................ 64
РАЗДЕЛ П. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Глава 5. Сущность воспитания.......................................................................... 65
1..................................................................................................................................... Воспитание как предмет теории , 65
2..................................................................................................................................... Общие концепции воспитания , 70
3..................................................................................................................................... Концепция воспитания в современной России 78
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 82
Основная литература............................................................................................ 82
Дополнительная литература............................................................................... 82
Глава 6. Воспитание как педагогический процесс.................................... 82
1..................................................................................................................................... Сущность процесса воспитания 83
2..................................................................................................................................... Закономерности процесса воспитания 89
3..................................................................................................................................... Принципы воспитания 93
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 102
Основная литература............................................................................................ 102
Дополнительная литература............................................................................... 102
Глава 7. Формирование личности в процессе воспитания..................... 102
1..................................................................................................................................... Проблемы содержания воспитания 103
2..................................................................................................................................... Нравственное воспитание и мировоззрение школьников.:............................................................................................................ 107
3..................................................................................................................................... Гражданское воспитание молодежи 111
4..................................................................................................................................... Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
учащихся.................................................................................................................... 114
5..................................................................................................................................... Эстетическое воспитание школьников 117
6..................................................................................................................................... Физическое воспитание молодежи 121
Вопросы для самоконтроля................................................................................ » 126
Основная литература............................................................................................ 127
Дополнительная литература............................................................................... 127
Глава 8. Методы, средства и формы воспитания в современной
педагогике................................................................................................................. 127
1..................................................................................................................................... Понятие о методах воспитания 127
2..................................................................................................................................... Классификация методов воспитания 130
3..................................................................................................................................... Характеристика методов воспитания 132
4..................................................................................................................................... Средства воспитания 140
5..................................................................................................................................... Формы воспитания 144
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 152
Основная литература............................................................................................ 152
Дополнительная литература............................................................................... 152
Глава 9. Коллектив как средство воспитания.............................................. 152
1. Постановка проблемы: всегда ли приоритет коллектива?................. 153
2..................................................................................................................................... Становление теории коллектива 155
3..................................................................................................................................... Сущность, характеристика коллектива 158
4..................................................................................................................................... Развитие детского коллектива 162
5..................................................................................................................................... Методика работы с коллективом 165
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 167
Основная литература............................................................................................ 168
Дополнительная литература............................................................................... 168
Глава 10. Воспитательные технологии и системы..................................... 168
1..................................................................................................................................... Методика, технология, мастерство 168
2..................................................................................................................................... Технология работы классного руководителя 173
3..................................................................................................................................... Воспитательная система школы 189
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 194
Основная литература............................................................................................ 194
Дополнительная литература............................................................................... 194
Глава 11. Педагогика социальной среды....................................................... 195
1..................................................................................................................................... Подростковая среда и субкультура 195
2..................................................................................................................................... Межнациональное общение как проблема в молодежной среде.................................................................................................. 201
3..................................................................................................................................... Детские общественные объединения 205
4..................................................................................................................................... Учреждения дополнительного образования для молодежи................................................................................................................... 211
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 214
Основная литература............................................................................................ 214
Дополнительная литература............................................................................... 214
Глава 12. Семейное воспитание........................................................................ 214
1..................................................................................................................................... Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности........................................................................ 215
2..................................................................................................................................... Характеристика семейной политики и демографии в России......................................................................................................................... 219
3..................................................................................................................................... Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе..................................................................................................................... 222
4..................................................................................................................................... Семейное воспитание и семейное право 228
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 231
Основная литература............................................................................................ 231
Дополнительная литература............................................................................... • 231
РАЗДЕЛ Ш. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ(ДВДАКТИКА)
Глава 13. Сущность процесса обучения......................................................... 232
1..................................................................................................................................... Общее понятие о дидактике 232
2..................................................................................................................................... Основные дидактические категории 234
3..................................................................................................................................... Гносеологические основы процесса обучения 236
4..................................................................................................................................... Движущие силы и закономерности процесса обучения....................................................................................................................................... 238
5..................................................................................................................................... Функции и структура процесса обучения 240
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 246
Основная литература............................................................................................ 246
Дополнительная литература............................................................................... 246
Глава 14. Законы, закономерности и принципы обучения..................... 246
1..................................................................................................................................... Понятие закона, закономерности и принципы обучения....................................................................................................................................... 246
2..................................................................................................................................... Обзор основных законов и закономерностей обучения....................................................................................................................................... 248
3..................................................................................................................................... Принципы и правила обучения 251
Принцип научности.............................................................................................. 252
Принцип доступности......................................................................................... 253
Принцип сознательности и активности........................................................ 254
Принцип наглядности.......................................................................................... 254
Принцип систематичности и последовательности................................... 256
Принцип прочности............................................................................................. 256
Принцип воспитывающего обучения............................................................ 257
Принцип связи теории с практикой................................................................ 258
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным
особенностям обучаемых.................................................................................... 258
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 261
Основная литература............................................................................................ 261
Дополнительная литература............................................................................... 261
Глава 15. Содержание образования................................................................. 261
1..................................................................................................................................... Понятие и сущность содержания образования 262
2..................................................................................................................................... Основные теории формирования содержания образования.............................................................................................................. 263
3..................................................................................................................................... Принципы и критерии отбора содержания общего образования.............................................................................................................. 265
4..................................................................................................................................... Государственный образовательный стандарт. 266
5..................................................................................................................................... Нормативные документы, регламентирующие содержание образования...................................................................................... 268
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 274
Основная литература............................................................................................ 274
Дополнительная литература............................................................................... 274
Глава 16. Методы и средства обучения.......................................................... 274
1..................................................................................................................................... Понятие и сущность метода, приема и правила обучения....................................................................................................................................... 275
2..................................................................................................................................... Эволюция методов обучения 276
3..................................................................................................................................... Классификация методов обучения 278
4..................................................................................................................................... Средства обучения 288
5..................................................................................................................................... Выбор методов и средств обучения 290
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 290
Основная литература............................................................................................ ' 290
Дополнительная литература............................................................................... 290
Глава 17. Формы организации учебного процесса.................................... 291
1..................................................................................................................................... Понятие форм обучения и форм организации
обучения.................................................................................................................... 291
2..................................................................................................................................... Генезис форм обучения 292
3..................................................................................................................................... Формы организации учебного процесса 298
4..................................................................................................................................... Виды обучения 309
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 310
Основная литература............................................................................................ 310
Дополнительная литература............................................................................... 310
Глава 18. Диагностика и контроль в обучении........................................... 310
1..................................................................................................................................... Диагностика качества обучения 311
2..................................................................................................................................... Виды, формы и методы контроля 311
3..................................................................................................................................... Оценка и учет результатов учебной деятельности 314
4..................................................................................................................................... Ошибки оценивания 316
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 317
Основная литература............................................................................................ 317
Дополнительная литература............................................................................... 317
Глава 19. Современные технологии обучения............................................ 317
1..................................................................................................................................... Понятие «педагогическая технология обучения» 318
2..................................................................................................................................... Обзор педагогических технологий обучения 320
Традиционная (репродуктивная) технология обучения........................... 321
Технология развивающего обучения.............................................................. 321
Технология поэтапного формирования умственных
действий.................................................................................................................... 322
Технология коллективного взаимодействия................................................ 324
Технология полного усвоения........................................................................... 325
Технология разноуровневого обучения......................................................... 327
Технология адаптивного обучения.................................................................. 328
Технология программированного обучения................................................ 330
Технология компьютерного обучения........................................................... 332
Технология проблемного обучения................................................................. 332
Технология модульного обучения................................................................... 334
Технология концентрированного обучения................................................ 335
Технология проектного обучения.................................................................... 336
Технология гарантированного обучения...................................................... 337
Технология дистанционного обучения.......................................................... :.... 338
Авторские технологии обучения..................................................................... 339
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 339
Основная литература............................................................................................ 340
Дополнительная литература............................................................................... 340
РАЗДЕЛ IV. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Глава 20. Основы общей теории социального управления.................... 341
1..................................................................................................................................... Основные понятия и принципы общей теории социального управления..................................................................................... 341
2..................................................................................................................................... Управление педагогическими системами как разновидность социального управления....................................................... 345
3..................................................................................................................................... Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами.............................................................................. 346
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 352
Основная литература............................................................................................ 352
Дополнительная литература............................................................................... 352
Глава 21. Система образования в России....................................................... 353
1..................................................................................................................................... Принципы государственной политики в области образования.............................................................................................................. 353
2..................................................................................................................................... Система образования в Российской Федерации и органы
управления образованием................................................................................... 359
3..................................................................................................................................... Образовательные учреждения, их типы и организационная
структура................................................................................................................... 366
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 373
Основная литература............................................................................................ 373
Дополнительная литература............................................................................... 373
Глава 22. Основы внугришкольного управления...................................... 374
1..................................................................................................................................... Понятия и функции внугришкольного управления....................................................................................................................................... 374
2..................................................................................................................................... Организационные формы управленческой деятельности....................................................................................................................................... 383
3..................................................................................................................................... Повышение квалификации и аттестация работников школы......................................................................................................................... 385
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 390
Основная литература............................................................................................ 390
Дополнительная литература............................................................................... 391
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ1ТЕДАГОГИКА
Глава 23. Социальная педагогика..................................................................... 392
1..................................................................................................................................... Возникновение социальной педагогики 392
2..................................................................................................................................... Предмет, объект и функции социальной педагогики....................................................................................................................................... 394
3..................................................................................................................................... Категории социальной педагогики 397
Вопросы для самоконтроля................................................................................ 403
Основная литература............................................................................................ 403
Дополнительная литература............................................................................... 403
Глава 24. Коррекпионная педагогика............................................................. 403
1. Коррекционная педагогика в системе отраслей педагогической
науки........................................................................................................................... 404
2..................................................................................................................................... Норма и отклонение в развитии человека 407
3..................................................................................................................................... Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения...................................................................................... ;.' 410
Вопросы..................................................................................................................... для самоконтроля 413
Основная литература............................................................................................ 413
Дополнительная литература............................................................................... 413
ТЕЗАУРУС............................................................................................................... : 414