Прокуратура дореволюционного периода.
Перед тем как в российской империи появилась Прокуратура были созданы несколько форм надзорной власти: фискалат, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицеры в Сенате.
Таким образом, была подготовлена почва для создания специализированного органа, основной задачей которого являлось осуществление всеобщего надзора, в том числе надзора и за надзирателями.
Указом Петра I О реформе Сената от 12.01.1722 года предусматривалось: «быть при Сенате прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору».
Первым генерал-прокурором становится Павел Иванович Ягужинский.
27.04.1722 Указ «Должность Генерал-прокурора», функции этого должностного лица назывался надзор за Сенатом непосредственно и за другими учреждениями и должностными лицами через подчиненным прокуроров.
В первый период существования отечественной прокуратуры правовые средства надзора были скромными:
· Опротестование;
· Напоминание о необходимости выполнения должностными лицами законов и своих служебных обязанностей;
· Донесение о бездеятельности и беззаконии.
В тот период авторитет органов прокуратуры определялся авторитетом одного человека – Ягужинского. После смерти Петра I прокурорская власть постепенно утрачивает своё влияние. И de facto прокуратура, по сути, перестает существовать. Ситуация меняется с приходом к власти племянницы Петра – Анны Иоановны. Её Указом 1730 года были восстановлены должности генерал-прокурора, прокуроров коллегий, надворных судов. Генерал-прокурором был вновь назначен Ягужинский. До воцарения Елизаветы Петровны усиления прокуратуры таки не произошло. Во время её царствования прокуратуры была восстановлена в петровских полномочиях, но развития не происходило.
Лишь с воцарением Екатерины II начинаются организационные и сущностные изменения в деятельности прокуратуры. Усиливается местный прокурорский надзор, учреждаются должности провинциальных прокуроров. Если посмотреть развитие прокуратуры до 1864 года, то можно сказать, что основным лейтмотивом развития являлось постепенное усиление прокурорской власти с одновременным отходом от законности к целесообразности.
В конце дореформенного периода прокуратура начала относиться к исполнительной ветви власти. С 1802 года должность генерал-прокурора была соединена с должностью Министра юстиции, являвшего членом Правительства. И из надзора за Правительством прокурорский надзор начал превращаться в надзор за судами и местными административными органами. В тот период не существовало прокуратуры как единой целостной системы, сфера действия прокуратуры была слишком обширной и не определена, отсутствовал специальный нормативный акт, регулирующий вопросы её организации и деятельности.
В ходе реформ 1860-х гг. начинается серьезное преобразование прокуратуры. Судебные уставы 1864 года ограничили надзор за судебной властью, функции поддержания обвинения в судах и надзором за предварительным следствием (усилен надзор за дознанием). Лишилась обще надзорных полномочий. Эти изменения в полномочиях обусловили и изменения системы прокурорских органов. Вместо губернских прокуратур начали создаваться прокуратуры судебных округов. На практике этот процесс затянулся на десятилетия, и фактически существовало 2 прокурорских системы. Но они действовали на единых основах: единство и централизация органов прокуратуры, подотчетность нижестоящих вышестоящим прокурорам, независимость прокурорских работников от влияния местных органов власти.
В 70-80 гг 19 века по мере усиления реакции надзор за судами постепенно прекращается в руководство судами.