Для высокой технологии нужна диагностика, которая возможна только благодаря глубокой эрудиции, а НИР обогащает и эрудицию, и диагностику, и, отчасти, косвенно - технологию.
Каждый блок предполагает специфическую деят-ть профессионального педагога.
Группы качеств и свойств личности, общие для всех профессий, составляют своего рода фундамент для разных профессиональных способностей:
1) общие характеристические черты личности.
2) общие способности: интеллектуальные, коммуникативные, организаторские…
3) педагогические способности: дидактические, перцептивные…
4)специальные способности: музыкальные, математические, артистические, спортивные…
Все эти личностные черты и свойства, разные виды способностей чела проявляются в профессиональной деятельности педагога лишь при том условии, когда у личности сформированы педагогическая направленность, ориентация на педагогическую профессию.
Для преподавателя характерна предметно-инструментальная функция содержания образования. Для него содержание- это средство прежде всего умственного воспитания и развития учащихся, формирования у них ценностного отношения к миру ,выработки интеллектуальных и практических навыков, управления познавательной деятельности учащихся.
21.Современный учебник (УМК)
Учебник – основное средство обучения и изучения ИЯ. В нем находят отражение компоненты содержания и реализуются принципы, цели и методы обучения.
Требования к учебнику:
- развитие интереса к языку и народу
- развитие способностей к межкультурному общению
- наглядность и привлекательность
- развитие познавательных способностей
Учебник и его компоненты направлены на формирование вторичной языковой личности и вторичного когнитивного сознания.
Принципы:
1) преподаватель свободен в выборе учебника, если он обеспечивает программные требования;
2) комплексный характер: входят рабочая тетрадь для внеаудиторной работы, учебник для аудиторной работы, кассеты и книга для учителя.
3) все учебники носят уровневый характер (иностр – уровень указан; отеч – нет)
4) современные учебники- это серия преемственных учебников, особенно в школе.
5) Необходимо, чтобы учебник мог говорить как о другой, так и о родной культуре на одном уровне.
6) Учебник должен носит развивающий характер.
7) Учебник должен соответствовать возрастным особенностям.
Критерии анализа учебника: соответствие интересам и потребностям соотв. группе учащихся, прозрачность и простота использования, языковой уровень, проблема аутентичности
Как различные компоненты УМК соотносятся друг с другом
В учебнике содержится:
- языковой материал (отобранный и организованный с учетом видов речевой деятельности)
- речевой материал (образцы устной и письменной речи разной протяженности)
- система упражнений для речевой деятельности
- социокультурная инфо
Учебник составляется в соответствии с программой обучения, но структура и содержание выбираются автором.
Принцип построения: тематический или ситуативно-тематический.
Организация – параграфы или отдельные уроки.
Существует раздел лингводидактики – теория учебника ИЯ . Учебник (по этой теории) – это сложная система, обусловленная целями, программой, содержанием предмета и средствами обучения, педагогическим процессом и взаимодействием со средой.
Факторы специфики учебника ИЯ:
- социокультурные (актуальность изучения ИЯ в обществе);
- социально-педагогические (образовательная концепция общества; варианты и модели изучения ИЯ в школе; гос образоват. стандарт)
- методические (методическая концепция; основные положения теории учебника; программа).
Важно развивать свойства личности школьника, которые способствуют межкультурному общению (коммуникабельность, терпимость, умение слушать и взаимодействовать, понимать общее и различное в культурах).
Учебник – открытая методическая модель обучения ИЯ.
Предметная сторона учебника должна отражать типичные сфера общения (сферы практического использования языка) – бытовую, социокультурную, и др.
Тексты должны быть аутентичными и восприниматься как носители определенного содержания: 1) прагматически тесты (списки покупок, программа телепередач); 2) эпистолярные; 3) художественные; 4) статьи из журналов и газет.
Сейчас на российский школьный рынок поступают учебники зарубежных издательств, которые представляют картину страны, содержат аутентичные тексты, но они не адресованы российским школьникам.