Для высокой технологии нужна диагностика, которая возможна только благодаря глубокой эрудиции, а НИР обогащает и эрудицию, и диагностику, и, отчасти, косвенно - технологию.

Каждый блок предполагает специфическую деят-ть профессионального педагога.

Группы качеств и свойств личности, общие для всех профессий, составляют своего рода фундамент для разных профессиональных способностей:

1) общие характеристические черты личности.

2) общие способности: интеллектуальные, коммуникативные, организаторские…

3) педагогические способности: дидактические, перцептивные…

4)специальные способности: музыкальные, математические, артистические, спортивные…

Все эти личностные черты и свойства, разные виды способностей чела проявляются в профессиональной деятельности педагога лишь при том условии, когда у личности сформированы педагогическая направленность, ориентация на педагогическую профессию.

Для преподавателя характерна предметно-инструментальная функция содержания образования. Для него содержание- это средство прежде всего умственного воспитания и развития учащихся, формирования у них ценностного отношения к миру ,выработки интеллектуальных и практических навыков, управления познавательной деятельности учащихся.

21.Современный учебник (УМК)

Учебник – основное средство обучения и изучения ИЯ. В нем находят отражение компоненты содержания и реализуются принципы, цели и методы обучения.

Требования к учебнику:

- развитие интереса к языку и народу

- развитие способностей к межкультурному общению

- наглядность и привлекательность

- развитие познавательных способностей

Учебник и его компоненты направлены на формирование вторичной языковой личности и вторичного когнитивного сознания.

Принципы:

1) преподаватель свободен в выборе учебника, если он обеспечивает программные требования;

2) комплексный характер: входят рабочая тетрадь для внеаудиторной работы, учебник для аудиторной работы, кассеты и книга для учителя.

3) все учебники носят уровневый характер (иностр – уровень указан; отеч – нет)

4) современные учебники- это серия преемственных учебников, особенно в школе.

5) Необходимо, чтобы учебник мог говорить как о другой, так и о родной культуре на одном уровне.

6) Учебник должен носит развивающий характер.

7) Учебник должен соответствовать возрастным особенностям.

Критерии анализа учебника: соответствие интересам и потребностям соотв. группе учащихся, прозрачность и простота использования, языковой уровень, проблема аутентичности

Как различные компоненты УМК соотносятся друг с другом

В учебнике содержится:

- языковой материал (отобранный и организованный с учетом видов речевой деятельности)

- речевой материал (образцы устной и письменной речи разной протяженности)

- система упражнений для речевой деятельности

- социокультурная инфо

Учебник составляется в соответствии с программой обучения, но структура и содержание выбираются автором.

Принцип построения: тематический или ситуативно-тематический.

Организация – параграфы или отдельные уроки.

Существует раздел лингводидактики – теория учебника ИЯ . Учебник (по этой теории) – это сложная система, обусловленная целями, программой, содержанием предмета и средствами обучения, педагогическим процессом и взаимодействием со средой.

Факторы специфики учебника ИЯ:

- социокультурные (актуальность изучения ИЯ в обществе);

- социально-педагогические (образовательная концепция общества; варианты и модели изучения ИЯ в школе; гос образоват. стандарт)

- методические (методическая концепция; основные положения теории учебника; программа).

Важно развивать свойства личности школьника, которые способствуют межкультурному общению (коммуникабельность, терпимость, умение слушать и взаимодействовать, понимать общее и различное в культурах).

Учебник – открытая методическая модель обучения ИЯ.

Предметная сторона учебника должна отражать типичные сфера общения (сферы практического использования языка) – бытовую, социокультурную, и др.

Тексты должны быть аутентичными и восприниматься как носители определенного содержания: 1) прагматически тесты (списки покупок, программа телепередач); 2) эпистолярные; 3) художественные; 4) статьи из журналов и газет.

Сейчас на российский школьный рынок поступают учебники зарубежных издательств, которые представляют картину страны, содержат аутентичные тексты, но они не адресованы российским школьникам.

Наши рекомендации