Г) Эпоха Возрождения и Реформации
Проникновение знания в духовность. Сочетание богословн и светс О.
На протяжении XV-XVII веков место учителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог.
Сер20вв
- развитие коммерции, науки → индуср отн-я. разв-е ест наук → разв-е О.
идея непрер О. → класс промышленной буржуазии стремился упрочить свои позиции в перспективе будущего.
В течение XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные.
Технологич прорыв → кризис в сфере О (60-70гг): разрыв м/растущ стоимостью О , удлинением сроков О и его недост соц эффективностью. Осн направления развития пед теории – с 17в:
Конс-трад
(до Нового Времени) Ребенок полон грехов, кот нужно искоренять
Рационалистическое
Базовая идея евр философии – рационализация. Задача О. -развитие спос-ти логически рассуждать. Утилитарно-прагм подход. !практическое приенение, делов отнош-я.
Идеи бихевиоризма : создание «репертуара» знаний, поведения, навыков по образцу
Гуманистическое
«Обратно в Античность». Идеи ненасильств развития.
Переход к постиндустр об-ву
информационная модель об-ва. Комп- доступность д/всех.Глобальность,интеграция об-ва.
→ Растет соц статус О. Оно воспр-ся как ценность О. – путь к становлению ч-ка.
В России первое высшее учебное заведение было открыто в Москве в 1687 г- Славяно-греко-латинская академия.
На рубеже 1980 – 1990 г.г. в СССР произошли серьезные изменения в системе общего образования. Сократились сроки обязательного обучения; сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой; появились негосударственные (частные) учебные заведения.
Непрерывное образование
Центр. идея непрерывного образования-категория постоянного развития чела как субъекта деят-ти и общения на всем протяжении его Ж. Цель НО-развитие личности в периоды ее физич. и соц.-психологич. созревания, расцвета и стабилизации жизн. сил и способностей, в периоды инволюц. развития организма, когда на 1й план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. НО как механизм расширенного дух. производства призвано обеспечивать постоянное освоение людьми новой инфо, рост их интеллект. и культ. уровня. Для обществ. индивида НО-целостный комплекс средств и процессов формирования и удовлетворения его многообразных познават-х и духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил и призвания, как значимая составляющая личностного развития, обогащения его новым содержанием и гарантия сохранения профессионала и личности в меняющемся обществе. Идея развития–узловой момент идеологии новой школы. 3 грани этой идеи:-постоянное развития образования, превращение его в механизм развития личности и в действенный фактор развития об-ва. 1й аспект идеи развития–постоянно развивающаяся школа. Поиск (учит. тв-во, педагогич. новаторство) - органический компонент и фактор ускорения развития школы. 2й аспект идеи развития–решающая роль школы в становлении и развитии личности ребенка. Первостепенная задача новой школы–построить педагогич. систему, кот-я могла бы стимулировать развитие ребенка. Сейчас отсутствует механизм, способный перевести школу в режим развития, превратить ее в фактор развития личности и об-ва. Этот механизм м.б. создан т. на пути демократизации и гуманизации школы. Система Давыдова-Эльконина - усваиваемые знания д. носить общий и абстракт. хар-р (в противовес традиц. знанию, где изучение идет от частного к общ.) Нужен путь от общ., системного к частн. - учащиеся усваивают знания, анализируя условия их происхождения-при выявлении предметных источников знаний учащиеся д. уметь обнаружить в уч.мат. исходное, существенное отн-е, кот-е определяет стр-ру и содержание объекта данных знаний. - это отн-е учащиеся д. воспроизводить в опр. моделях (схемы в знаково-графич. системе) - учащиеся д. уметь при выполнении действия переходить из внешней формы выполнения в умственную и наоборот. Контроль д. проводиться по конечному результату. С именем Дистервега связывается создание основ теории развивающего обучения. Главное ее положение: хорошим м. считать тот метод обучения, кот-й, возбуждая «задатки» и самодеят-ть ребенка, развивает его умственно, нравственно, физически. Само по себе усвоение знаний и умений не развивает, эффект развития—это результат возбуждения задатков ребенка, различных актов его самодеят-ти. Способности в процессе обучения не формируются, они—результат раскрытия опр. врожденных задатков блгдря самод-ти ребенка, организуемой учителем. «Т. при существовании задатков бывает способность к развитию, т.е. возможность, но не наличие самого развития» «Развитие и образование ни 1му человеку не м.б. даны. Всякий д. достигнуть этого собственной деят-тью». Обучение становится развивающим, когда оно проводится учителем в русле внешней, внутр. и обществ. культуры. Следовательно, развивающее обучение выражает единство природосообразности и культуросообразности. Но гармоничное развитие задатков чела возможно т. через обучение, в кот-м концентрируются силы и традиции культуры. При создании совр. теории развивающего обучения важны эти положения Дистервега—основа развития ребенка—его деят-ть, -приобретающая блгдря учителю достойные, культурные формы. Основа психич. развития школьников-выполнение ими своеобразной учебной деят-ти. Образование д. осуществляться «развивающим способом», когда детям не сообщаются готовые знания, а дети подводятся к этим знаниям в форме беседы. Учитель способствует развертыванию познават. деят-ти детей. «...Знания не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения лучший, но трудный, редкий» «Учитель показывает своему ученику не готовое здание, а побуждает его укладывать кирпичи, возводить здание вместе с ним, учит его строительству». В процессе учебной деят-ти дети раскрывают с помощью учителя условия происхождения знаний. Но мало учителей, кот-е умеют вести преподавание, организуя развернутую учебную деят-ть детей. Поэтому ныне развивающий способ обучения остается самым трудным и редким.