Г) Эпоха Возрождения и Реформации

Проникновение знания в духовность. Сочетание богословн и светс О.

На протяжении XV-XVII веков место учителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог.

Сер20вв

- развитие коммерции, науки → индуср отн-я. разв-е ест наук → разв-е О.

идея непрер О. → класс промышленной буржуазии стремился упрочить свои позиции в перспективе будущего.

В течение XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные.

Технологич прорыв → кризис в сфере О (60-70гг): разрыв м/растущ стоимостью О , удлинением сроков О и его недост соц эффективностью. Осн направления развития пед теории – с 17в:

Конс-трад

(до Нового Времени) Ребенок полон грехов, кот нужно искоренять

Рационалистическое

Базовая идея евр философии – рационализация. Задача О. -развитие спос-ти логически рассуждать. Утилитарно-прагм подход. !практическое приенение, делов отнош-я.

Идеи бихевиоризма : создание «репертуара» знаний, поведения, навыков по образцу

Гуманистическое

«Обратно в Античность». Идеи ненасильств развития.

Переход к постиндустр об-ву

информационная модель об-ва. Комп- доступность д/всех.Глобальность,интеграция об-ва.

→ Растет соц статус О. Оно воспр-ся как ценность О. – путь к становлению ч-ка.

В России первое высшее учебное заведение было открыто в Москве в 1687 г- Славяно-греко-латинская академия.

На рубеже 1980 – 1990 г.г. в СССР произошли серьезные изменения в системе общего образования. Сократились сроки обязательного обучения; сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой; появились негосударственные (частные) учебные заведения.

Непрерывное образование

Центр. идея непрерывного образования-категория постоянного развития чела как субъекта деят-ти и общения на всем протяжении его Ж. Цель НО-развитие личности в периоды ее физич. и соц.-психологич. созревания, расцвета и стабилизации жизн. сил и способностей, в периоды инволюц. развития организма, когда на 1й план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. НО как механизм расширенного дух. производства призвано обеспечивать постоянное освоение людьми новой инфо, рост их интеллект. и культ. уровня. Для обществ. индивида НО-целостный комплекс средств и процессов формирования и удовлетворения его многообразных познават-х и духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил и призвания, как значимая составляющая личностного развития, обогащения его новым содержанием и гарантия сохранения профессионала и личности в меняющемся обществе. Идея развития–узловой момент идеологии новой школы. 3 грани этой идеи:-постоянное развития образования, превращение его в механизм развития личности и в действенный фактор развития об-ва. 1й аспект идеи развития–постоянно развивающаяся школа. Поиск (учит. тв-во, педагогич. новаторство) - органический компонент и фактор ускорения развития школы. 2й аспект идеи развития–решающая роль школы в становлении и развитии личности ребенка. Первостепенная задача новой школы–построить педагогич. систему, кот-я могла бы стимулировать развитие ребенка. Сейчас отсутствует механизм, способный перевести школу в режим развития, превратить ее в фактор развития личности и об-ва. Этот механизм м.б. создан т. на пути демократизации и гуманизации школы. Система Давыдова-Эльконина - усваиваемые знания д. носить общий и абстракт. хар-р (в противовес традиц. знанию, где изучение идет от частного к общ.) Нужен путь от общ., системного к частн. - учащиеся усваивают знания, анализируя условия их происхождения-при выявлении предметных источников знаний учащиеся д. уметь обнаружить в уч.мат. исходное, существенное отн-е, кот-е определяет стр-ру и содержание объекта данных знаний. - это отн-е учащиеся д. воспроизводить в опр. моделях (схемы в знаково-графич. системе) - учащиеся д. уметь при выполнении действия переходить из внешней формы выполнения в умственную и наоборот. Контроль д. проводиться по конечному результату. С именем Дистервега связывается создание основ теории развивающего обучения. Глав­ное ее положение: хорошим м. считать тот метод обучения, кот-й, возбуждая «задатки» и самодеят-ть ребенка, развивает его умственно, нравственно, физически. Само по себе усвоение знаний и умений не развивает, эффект развития—это результат возбуждения задатков ребен­ка, различных актов его самодеят-ти. Способности в процессе обуче­ния не формируются, они—результат раскрытия опр. врожденных за­датков блгдря самод-ти ребен­ка, организуемой учителем. «Т. при существовании задатков бывает способ­ность к развитию, т.е. возможность, но не наличие самого развития» «Развитие и образование ни 1му человеку не м.б. даны. Всякий д. достигнуть это­го собственной деят-тью». Обучение становится развивающим, когда оно проводится учителем в русле внешней, внутр. и общест­в. культуры. Следовательно, развиваю­щее обучение выражает единство природосообразности и культуросообразности. Но гармоничное развитие задат­ков чела возможно т. через обуче­ние, в кот-м концентрируются силы и традиции культуры. При создании совр. теории развивающего обучения важны эти положе­ния Дистервега—основа развития ре­бенка—его деят-ть, -приобретающая блгдря учителю достойные, культурные формы. Основа психич. развития школьников-выполнение ими своеобразной учебной деят-ти. Образование д. осу­ществляться «развивающим способом», ко­гда детям не сообщаются готовые зна­ния, а дети подводятся к этим знаниям в форме беседы. Учитель способствует развертыванию по­знават. деят-ти детей. «...Зна­ния не следует сооб­щать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овла­девал. Такой метод обучения лучший, но трудный, редкий» «Учитель показывает своему ученику не готовое зда­ние, а побуждает его укладывать кирпичи, воз­водить здание вместе с ним, учит его строи­тельству». В процессе учебной деят-ти дети раскрывают с помощью учителя условия происхожде­ния знаний. Но мало учителей, ко­т-е умеют вести преподавание, органи­зуя развернутую учебную деят-ть де­тей. Поэтому ныне развивающий способ обуче­ния остается самым трудным и ред­ким.

Наши рекомендации