Программа практических действий
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Татановская средняя общеобразовательная школа»
Проектно-исследовательская работа
«Комнатные луковичные растения»
Выполнили ученики 1А класса
Руководитель:
Дмитриева Аурика Владиславовна
Куксово 2016г.
Паспорт проекта.
Название проекта: «Комнатные луковичные растения»
Руководитель проекта: Дмитриева А.В.
Состав проектной группы: 1а класс.
Вид проекта: исследовательско-познавательный проект для детей младшего школьного возраста.
Продолжительность проекта:краткосрочный (5 апреля 2016– 3 мая 2016)
Актуальность исследовательской деятельности:
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве школы, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.
Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
• на стремление к самостоятельной работе;
• на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).
Проблема проекта: какие условия необходимы для выращивания лука в классе.
Цель проекта:вырастить лук на перо, изучив необходимые для этого условия.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.
4. Знакомить школьников с методами и приёмами простейших научных исследований.
5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.
Развивающие:
1. Развитие способности у детей младшего школьного возраста к исследовательской деятельности.
2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.
5. Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;
• формирование практических умений в выращивании культурных растений;
• формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
• формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
К концу исследования учащиеся должны знать:
- названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие растений;
- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
- значение лука как продукта питания;
- сорта посадочного материала;
- требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;
Должны уметь:
- применять технологию выращивания растений;
- выполнять наблюдения за ростом и развитием лука;
- сравнивать высоту растения, его размер и количество перьев;
- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
Все изменения в росте луковичных растений будут фиксироваться в журнале наблюдений.
Продукт исследовательской деятельности:
Мини-выставка продуктов детской деятельности.
Программа теоретических действий:
1. Из истории лука.
2. Загадки о луке.
3. Пословицы о луке.
4. Стихи о луке.
5. Памятники луку.
6. Витамины на столе.
Программа практических действий.
1.Помещение одной луковицы в пустой контейнер, пяти луковиц – в контейнеры с водой, семи луковиц – в контейнеры с почвой.
2.Уход за растениями. Наблюдение за количеством воды в контейнерах, за ростом луковых перьев, измерение t° воды, почвы и воздуха с помощью научно – мобильной лаборатории ЛАБДИСК Гломир, наблюдений развития, измерения роста, запись в журнал наблюдений.
3.Сбор информации.
4.Оформление проекта.
5.Презентация проекта.
Теоретическая часть проекта:
Из истории лука.
Лук, одно из самых популярных и очень древних овощных растений.
Его выращивают 5 тысячелетий. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае, затем перешло в Индию и Египет.
Азия, горы Афганистана, Ирана - родина лука. Ведь слой земли в горах неглубок, поэтому корешки у него короткие, слабые. Зато их много. Тоненькие, как струнки они проникнут в любую щелку между камней, где найдётся земля.
В России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке. Даже в самой бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей. Это была здоровая и полезная пища.
Загадки о луке.
Я вырос на грядке, Характер мой гадкий: Куда ни приду, Всех до слез доведу. | |
Говорят, я горький, Говорят, я сладкий. Стрелочкой зеленой Я расту на грядке. Я полезный самый, В том даю я слово. Ешьте меня всяким - Будете здоровы! | |
В огороде из земли Стрелы к солнцу проросли. |
Сидит дед, Во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. | |
В десять одежек плотно одет, Часто приходит к нам на обед. Только за стол ты его позовешь – Сам не заметишь, как слезы прольешь. |
Пословицы о луке.
Лук с чесноком – родные братья. Ешь лук – чаще зубы будут. Лук да баня всё правят. Лук от семи недугов лечит. |
Стихи о луке.
Разговорам вы не верьте, В пище очень ценен лук, Луком лечим мы недуг. И не враг он нам, а друг. | |
Со мной общаться вам бывает сложно. Без слёз очистить даже невозможно Но я полезен очень — вот так штука: Нет от простуды средства лучше лука. | |
На Букву «Л» тут зреет Лук, Он для здоровья лучший друг. Хоть Лук порой до слёз доводит, Но со стола у нас не сходит. В салат порежем мы лучок, Иди, сорви скорей пучок. |
Памятники луку.
Витамины на столе.
Лук – источник витамина С, особенно много его в листьях, в 3 раза больше, чем в луковице. Для покрытия суточной потребности человеческого организма в витамине С требуется 50-60 г. зеленого лука.
Лук деликатесный овощ, имеющий важное пищевое значение. Широко применяют в кулинарии в сыром, вареном и тушеном виде, используют для супов, гарниров, в качестве приправ к мясу и сыру.
Лук улучшает вкус пищи, способствует ее усвоению.
Практическая часть проекта:
1.Помещение одной луковицы в пустой контейнер, пяти луковиц – в контейнеры с водой, семи луковиц – в контейнеры с почвой.
2.Уход за растениями. Наблюдение за количеством воды в контейнерах, за ростом луковых перьев, измерение t° воды, почвы и воздуха с помощью научно – мобильной лаборатории ЛАБДИСК Гломир, наблюдений развития, измерения роста, запись в журнал наблюдений.
Журнал наблюдений
Дата | Измерение t° воды в контейнере с луковицей, изменения, происходящие с луковицей. | Измерение t° почвы в контейнере с луковицей, изменения, происходящие с луковицей. | Измерение t° воздуха в контейнере с луковицей, изменения, происходящие с луковицей. |
05.04.16. | Посадка пяти луковиц в контейнеры с водой. t° воды – 27C° | Посадка семи луковиц в контейнеры с почвой. t° почвы от 25 С° до 27C° | Посадка одной луковицы в контейнер без воды и почвы. t° воздуха – 27,8C° |
08.04.16. | Замены холодной водой. t° воды – 26,5C°. Замена горячей водой. t° воды – 27,6C° | Полив горячей водой. t° почвы – 27,1C° Полив холодной водой. t° почвы – 24,4C° | t° воздуха – 26,4C° |
12.04.16. | Смена воды. Срез верхушки. t° воды – 27,6C° | Полив водой. Срез верхушки. t° почвы – 27,9C° | Срез верхушки. t° воздуха – 28,1C° |
19.04.16. | Добавление воды, смена воды. t° воды – 26,1C° Измерение длины лука – от 14 до 20см. | Полив водой. t° почвы от 25,6 С° Измерение длины лука – от 11 до 17 см. | t° воздуха – 26,2C° Ростки только начали появляться. |
26.04.16. | Добавление воды. Измерение длины лука – 6см, 11см, 29см. Одна луковица погибла, так и не пустив перья. | Полив водой. Измерение длины лука – 3см, 10см, 13см, 16см, 20см, 26см, 34см. | Измерение длины лука – 1см, рост остановился. |
03.05.16. | Срез лука. | Срез лука. |