Тема 1. Государство и право
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Правоведение»
для студентов всех форм обучения
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Правоведение». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 24 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки
Авторы: | канд. филос. наук, доцент | Самарин В.Г. |
Рецензент: | канд. юрид. наук, доцент, | Митцукова Г. А. |
Одобрена на заседании кафедры правового и документационного обеспечения управления. Протокол № 8 от 4 апреля 2013 г.
Заведующая кафедрой правового и документационного обеспечения управления | Суровцева Н.Г. |
Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол № 8 от 22 апреля 2013 г.
Председатель методической комиссии ИСП | Кислов А.Г. | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | Пеннер С.В. | |
Директор ИСП | Вершинин С.Е. |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013
© В.Г.Самарин, 2013 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Правоведение» являются:
1) Изучение основных юридических понятий, системы российского права и способов её функционирования (теоретическая цель);
2) Приобретение навыков правового решения проблем, складывающихся в профессиональной деятельности и в повседневной жизни (прикладная цель).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части блока гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Изучение «Правоведения», с одной стороны, является важнейшим компонентом подготовки обучающихся в области социальных, гуманитарных и экономических дисциплин, а, с другой стороны, выступает одним из оснований для изучения дисциплин профессионального цикла.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
1.1.Из курса «Обществознание» (учебная дисциплина общего среднего образования:
Знания: понятий - государства и форм государства, гражданского общества и его структуры, собственности и её видов, права, морали и религии, нормы права и её структуры; концепции правового государства
Умения: получать необходимую информацию из учебных, научных и иных источников, применяя при этом современные информационные технологии.
Владения: работы с различными информационными источниками; подготовки сообщений, докладов, рефератов
1.2. Из курса «Отечественная история» (учебная дисциплина общего среднего образования):
Знания: особенностей возникновения и развития российской государственности, правовых реформ в России.
Умения: анализировать правовые явления с учётом особенностей развития российской государственности.
Владения: работы с различными информационными источниками; подготовки сообщений, докладов, рефератов.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· «Конфликтология».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
- базовыми знаниями в области социально-гуманитарных наук (ОК-8);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-18);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-4).
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· основные концепции происхождения права и государства;
· основные понятия и категории теории права;
· основы отраслей современного публичного и частного российского права;.
· содержание нормативно-правовых документов, в том числе, в области экологического права.
Уметь:
· находить нужный нормативно-правовой акт, регулирующий то или иное общественное отношение;
· решать задачи из отраслей гражданского, трудового, семейного, уголовного права.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· навыками составления проектов основных юридических документов: гражданско-правовых договоров, трудового договора, доверенности, искового заявления в суд, брачного контракта.
4.1.СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Формы обучения | |||||
Всего зачетных единиц (часов) | Очная | Заочная | ||||
с полным сроком | с сокращен сроком | С полным сроком | С сокращен сроком | |||
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) | |||
Семестр | ||||||
Аудиторные занятия | ||||||
Лекции | ||||||
Практические занятия | ||||||
Семинарские занятия | ||||||
Лабораторные работы | ||||||
Другие виды аудиторных занятий | ||||||
Самостоятельная работа | ||||||
Изучение теоретического курса | ||||||
Курсовая работа | ||||||
Домашние занятия | ||||||
Контрольная работа | ||||||
Подготовка к итоговому контролю | ||||||
Вид промежуточного контроля | зачёт | зачёт | зачёт | |||
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||||||
1. | Государство и право | Еженед. | Собесед. – 1. | |||||||||
2. | Система Российского права | Еженед. | Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4. | |||||||||
3. | Правоотношение и правовое поведение | 5-6 | Еженед. | Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6; Контр.работа - 6 | ||||||||
4. | Конституционное право РФ | 7-8 | Еженед. | Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8. | ||||||||
5. | Уголовное право РФ | Еженед. | Собесед. – 9, | |||||||||
6. | Административное право РФ | 10-11 | Еженед. | Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 11. | ||||||||
7. | Гражданское право РФ | 10-12 | Еженед. | Собесед. – 10; Участие в практ. занятии – 12; Контр.работа - 12 | ||||||||
8. | Семейное право РФ | Еженед. | Собесед. – 12; | |||||||||
9. | Трудовое право РФ | Еженед. | Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 12. | |||||||||
10. | Основы информационного права РФ | 13-14 | Еженед. | Собесед. – 13; Участие в практ. занятии – 14; Контр.работа - 14 | ||||||||
11. | Экологическое право РФ | 14-15 | Еженед. | Собесед. – 15. | ||||||||
Итого за 1 семестр | Экзамен | |||||||||||
Всего за курс | ||||||||||||
4.3.Содержание дисциплины
Тема 1. Государство и право.
Понятие и признаки государства. Происхождение государства. Типы и формы государства. Форма правления. Монархия (абсолютная и конституционная). Республика (парламентская и президентская). Форма государственного устройства. Унитарное государство, федерация и конфедерация. Тип политического режима. Авторитарные, тоталитарные и демократические государства. Понятие права в узком (юридическом) и широком (философском) смыслах. Естественное и позитивное право.
Условия возникновения и развития правового государства. Основные принципы правового государства.
Законность, правопорядок и общественный порядок. Понятие и принципы законности. Гарантии законности и правопорядка.