Типы педагогов по отношению к инновациям
Под «принятием новшеств» педагогами понимается их мысленное усвоение, подготовленность педагога к восприятию определенных новшеств, оценки их как необходимых, готовность к их внедрению в своей практике (К. Ангеловски). По этому основанию Э. М. Роджерс выделяет следующие группы педагогов:
1-я группа - новаторы - педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, смело его распространяют и внедряют;
2-я группа - передовики (лидеры) - идущие впереди других в восприятии нового, охотно берущиеся за внедрение;
3-я группа - умеренные - (нейтралисты), так называемая «золотая середина», не стремящиеся быть ни первыми, ни последними, поддерживающие новое только тогда, когда его воспримет большинство, когда оно возобладает;
4-я группа - предпоследние - сомневающиеся, выбирают между новым и старым, склоняющиеся к новому только после того, как сформируется общее общественное мнение;
5-я группа - последние - тесно связанные со старым, консервативные, решающиеся принять новое последними.
новаций в учебный процесс.
Новые технологии обучения требуют от
вузовского преподавателя (помимо профес-
сиональной компетентности в своей пред-
метной области) педагогического мастерства.
Можно привести перечень тех новых педаго-
гических знаний и умений, которые требу-
ются от преподавателя, использующего раз-
вивающие технологии обучения:
диагностирование целей обучения вос-
питания;
более глубокое, системное знание учеб-
ного предмета и его научных основ;
реструктуризация учебного материала с
индуктивного изложения в индуктивно-де-
дуктивное проблемное изложение целой те-
мы, а не одного урока;
моделирование в учебном процессе (в
целях, содержании, формах, методах и сред-
106 Íàó÷íûé îòäåë
Èçâåñòèÿ Ñàðàòîâñêîãî óíèâåðñèòåòà. 2009. Ò. 9. Ñåð. Ôèëîñîôèÿ. Ïñèõîëîãèÿ. Ïåäàãîãèêà, âûï. 1
ствах обучения) профессиональной деятель-
ности будущего специалиста;
организация самостоятельной работы
студентов для подготовки к семинару, дело-
вой игре, мозговому штурму и т.п.;
свободное владение активными метода-
ми обучения;
обеспечение благоприятного психоло-
гического климата, сотрудничества препода-
вателя и студента.
Понятие «инновационное образование»
в литературе рассматривается с двух точек
зрения: ряд авторов трактуют инновации с
точки зрения философско-теоретической,
другие описывают рационализацию учебного
процесса за счет использования какого-либо
фактора, например, активных методов обу-
чения или технических средств обучения. А
между тем смысл образовательных иннова-
ций заключается в их прикладном характере:
они призваны формировать инновационную
способность мышления выпускника вуза.
Стремительно меняющиеся условия жизни
побуждают общество и образование как его
часть по-новому взглянуть на то, что назы-
вают «человеческим капиталом». Именно
профессиональная школа призвана разрабо-
тать механизмы и технологии формирования
инновационного мышления. Технологии
служат звеном между теорией и практикой,
высшим образованием и жизнью, их можно
считать тем каналом, по которому профес-
сиональные знания транслируются в систему
обучения. Следовательно, под инновацион-
ным высшим образованием мы понимаем
образование, которое основано на новых
знаниях и инновационной динамике.
А. Савельев под инновационной дина-
микой понимает логическую последователь-
ность технологий преобразования новых
знаний в техническую или социальную ре-
альность, превращение научных знаний в
товар или услугу. Характерные свойства ин-
новационного образования − антропоцен-
тризм, самоуправление, профессионализм2.
Целями инновационного образования можно
считать:
обеспечение высокого уровня интеллек-
туально-личностного и духовного развития
студента;
создание условий для овладения им на-
выками научного стиля мышления;
научение методологии нововведений в
социально-экономической и профессиональ-
ной сферах.
Инновационное образование ориентиру-
ется на студента и педагога, полагая их субъ-
ектами образовательного процесса. Их инте-
ресы − духовные, интеллектуальные, куль-
турные − служат предпосылкой становления
профессионального мышления, а потому вы-
носятся в центр внимания такого образова-
ния. Антропоцентризм как свойство иннова-
ционного образования предполагает высокий
уровень самостоятельности студента, его
способность к самоуправлению, от препода-
вателя требуется высокий уровень педагоги-
ческой компетентности, инициативности и
технологической функциональной грамот-
ности.
Ключевым понятием инновационного
образования является понятие профессиона-
лизм. Это свойство в педагогике высшей
школы понимают через призму качества,
норму качества, эталонный уровень3.
Большинство педагогов включают в это
понятие:
определенный уровень мастерства ре-
шения профессиональных задач;
способность в рамках своей профес-
сии к надежной, безотказной деятельности;
творчество в нестандартных ситуациях,
поиск эффективных решений;
высокий интеллектуально-личностный
уровень развития;
наличие ключевых квалификаций и
компетенций4.
Традиционный образовательный про-
цесс в вузе дает студентам учебные знания,
но привязка этих знаний к конкретной про-
фессиональной деятельности происходит
эпизодически, например, во время курсовой,
преддипломной или производственной прак-
тик. Ясно, что оснастить студента реальными
профессиональными знаниями и качествами
в этих условиях довольно сложно. Иннова-
ционное же образование ориентировано на
формирование профессиональных знаний и
качеств в процессе освоения инновационной
динамики, например, в процессе освоения
типичных инноваций через электронную
© È.À. Ìèíêèíà, 2009
È.À. Ìèíêèíà. Íåâåðáàëüíûå êîìïîííåòû ðå÷åâîãî ýòèêåòà
хрестоматию, где представлены типичные
инновации, демонстрирующие ход развития
данной профессиональной сферы деятельно-
сти, собраны профессиональные задачи ин-
тегрального типа. Таким образом, профес-
сионализм становится интегральным качест-
вом выпускника, которое он синтезировал
сам в процессе своего обучения. Осознание
студентом себя как профессионала влияет на
исход образовательного процесса, поскольку
активизирует мотивацию саморазвития, что,
в свою очередь, превращает процесс обуче-
ния в источник удовлетворения потребно-
стей развивающейся личности. В итоге сту-
дент осуществляет реальный переход из
формально-правового (студент как субъект
образования) в состояние фактического ан-
тропоцентризма (студент − субъект собст-
венной жизнедеятельности).
Итак, инновационное образование вы-
страивает учебный процесс как движение от
профессиональных социальных и общекуль-
турных знаний и умений (от профессии к
культуре) к технологическим, дающим ему
понимание способов и методов решения
профессиональных задач, а от них − к мето-
дологическим, позволяющим отслеживать
динамику изменения качества своей профес-
сиональной деятельности (от технологии − к
инновационному мышлению).
Инновационное мышление формируется
у студента, если он, во-первых, активно мо-
тивирован в обучении, реализует требования
самоменеджмента, индивидуального само-
управления для достижения амбициозных (в
хорошем смысле этого слова) жизненных
целей; во-вторых, если учебный процесс от-
ражает полный жизненный цикл профессио-
нальной деятельности с ее новшествами и
противоречиями.
Все сказанное позволяет сделать вывод
о том, что ведущими функциями инновацион-
ного обучения можно считать:
интенсивное развитие личности студен-
та и педагога;
демократизацию их совместной дея-
тельности и общения;
гуманизацию учебно-воспитательного
процесса;
ориентацию на творческое преподава-
ние, активное учение и инициативу студента
в формировании себя как будущего профес-
сионала;
модернизацию средств, методов, техно-
логий и материальной базы обучения, спо-
собствующих формированию инновационно-
го мышления будущего профессионала.__
Таким образом, инновации в профессионально-педагогическом образовании выражают ин-тегративное содержание технико-технологических, педагогических, организационно-управленческих, социально-экономических новшеств. Они обеспечивают инновационное развития профессионального образования, а также науки, производства, экономики, управления и социальной сферы. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании получают практическое воплощение в инновационном профессионально-педагогическом образовании, цель которого состоит в подготовке универсальной нравственно зрелой личности, компетентного специалиста с развитой профессиональной культурой, владеющей научным стилем мышления, способной к осуществлению инновационных процессов в профессиональном образовании актуализирующее все потенциальные возможности личности с тем, чтобы найти оптимальный выход из проблемной ситуации, творчески преобразовать профессиональную деятельность на основе работы с инновационными технологиями и спрогнозировать траекторию личностного и профессионального саморазвития.
Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших педагогов.
Д. Пойа
4.1. Понятие инновационной деятельности в системе инноватики
Слово «инновация» происходит от латинского in – «в» и novus – «новое» и в
переводе означает: обновление, изменение.
Понятие и н н о в а ц и я в системе образования используется в нескольких смыслах.
Под и н н о в а ц и е й понимается все новое, оригинальное, что вводится в
образовательный процесс образовательного учреждения (способы этого введения). Под
и н н о в а ц и е й также понимается изменение психологического климата в
образовательном учреждении, обусловленное реализацией новых целей и ценностей
образования, идеи сотрудничества между взрослыми и ребенком.
Педагогическая и н н о в а ц и я – это внедрение и распространение педагогических
систем, разработка новых технологий проектирования, управления, обучения и
воспитания. Педагогическая инновация как педагогическая деятельность приобретает
устойчивый творческий характер.
Инновация всегда несёт в себе сущность содержания и организации нового, тогда
как нововведение несет в себе сущность только организации нового.
Под новшеством, новацией понимают сущность способа, методики, технологии
организации и содержания нового. Инновационный процесс отражает в себе
формирование и развитие содержания и организации нового.
Инноватика – это наука, изучающая различные новации, инновации, нововведения
и инновационные процессы, сущность и особенности инновационной деятельности.
Инновационная деятельность – это деятельность педагога или руководителя по
освоению, внедрению различных новаций и овладению инновациями.
4.2. Результаты инновационной деятельности педагога
Результаты дидактической и воспитательной системы - авторские программы и
технологии, а результат построения собственной - индивидуально-авторской
методической системы – педагогическая техника и индивидуально-авторский стиль
педагогической деятельности.
4.3. Диагностика психологической готовности педагога к проведению
инновационных изменений
Многие руководители считают главным в системе методической работы – дать
необходимые теоретические знания, т.е. сформировать теоретическую готовность.
Наиболее опытные управленцы понимают необходимость оказания методической
12
помощи в становлении практической готовности, особенно при возникающих
затруднениях. Это действительно важно, но, прежде всего, в традиционной системе
методической работы.
При становлении же готовности к инновационной, в т.ч. опытно-
экспериментальной, деятельности определяющей является готовность психологическая.
Крайне важно изучить и задействовать доминирующие (преобладающие) мотивы,
стимулирующие творческую, исследовательскую, инновационную деятельность, причём,
не только у педагогов-новаторов с ярко выраженным новаторским духом и у
«передовиков», идущих впереди других в восприятии нового (по классификации Э.М.
Роджерса), но и у нейтралистов, поддерживающих новое только тогда, когда его
воспримет большинство, а также у «предпоследних» - сомневающихся и «последних» -
консерваторов, тесно связанных со старым.
Но главным «камнем преткновения» в структуре данной готовности является всё
же личностная готовность, т.е. наличие у педагога основных личностных свойств,
необходимых для инновационной, в первую очередь, опытно-экспериментальной
деятельности:
- вариативность мышления;
- креативность (способность к творчеству);
- перцептивность (способность к восприятию нового);
- коммуникативность (способность общаться, культура диалога);
- рефлексивность (способность к самоанализу и объективной самооценке);
-толерантность (терпимость к инакомыслию);
- синтонность (способность «настроиться на волну» другого человека:
руководителя, коллеги, ребёнка, родителя);
- эмпатийность (способность к сопереживанию) и целый ряд других.
Чтобы выявить психологическую, т.е. личностно-мотивационную готовность в
системе методической работы, необходимо проводить её диагностику.
В МОУ д/с №180 на каждом этапе организации опытно-экспериментальной и
научно-методической работы были разработаны авторские диагностические методики в
зависимости от темы и целей эксперимента. С 2007 года приоритетной задачей стала
диагностика уровня готовности педагогов к организации здоровьесберегающего
образования дошкольников, для чего была разработана специальная диагностическая
карта (см. ниже - п. 5.6).
Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства педагога
шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако при освоении новых
педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только
совершенствование технических педагогических приемов, но и саморазвитие педагога,
самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход
потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения
потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм
саморазвития.
4.4. Личностные качества педагога в структуре готовности
В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к
личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Это такие качества,
как вариативность мышления, эмпатийность (способность к сопереживанию),
синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность
(терпимость к инакомыслию), коммуникативность (культуру диалога) и целый ряд
других.
Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого-
педагогическая и технологическая компетентность, креативные (творческие) способности
13
(способность к творчеству) педагога – все это способствует повышению уровня его
готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями
в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности,
как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как
качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активно-действенное
состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом
конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение
готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками
опытности, мастерства.
Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля
деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная
направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические
умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной
деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).
Болгарские исследователи Д. Градев и А. Маринов определяют эту составляющую
творческой деятельности как практическое поведение, которое имеет целью полноценное
использование нового, продолжение творческих действий по созданию нового.
4.5. Готовность педагога к созданию и внедрению авторской педагогической
технологии
Готовность педагога к созданию и внедрению авторской педагогической, в т.ч.
здоровьесберегающей, технологии, характеризующейся согласованностью методических
приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому
замыслу и личностному опыту педагога, авторским стилем его педагогической
деятельности, – один из важнейших показателей личностного развития педагога (В.В.
Сериков). Вспомнив лингвистический смысл слова «технология» (от греч. техно –
искусство и логос – слово, наука), можно сделать вывод, что педагогическая техника
является индивидуально-авторским уровнем владения педагогической технологией.
Перечисленные инновационные процессы обеспечивают решение актуальных задач развития профессионально-педагогического образования на современном этапе:
1. Переход профессионально-педагогического образования на двухуровневую систему «бакалавриат – магистратура» и внедрение кредитно-рейтинговой системы оценки качества об-разования.
2. Развитие интеграции профессионально-педагогического образования с научными, про-изводственными, образовательными, коммерческими, социальными учреждениями, проявляю-щейся в создании новых институтов, форм, способов их взаимодействия с целью повышения качества профессиональной подготовки и обеспечения развития данных учреждений.
3. Создание и развитие инновационной образовательной среды в масштабах образова-тельного учреждения и целого региона.