Типы педагогов по отношению к инновациям

Под «принятием новшеств» педагогами понимается их мысленное усвоение, подготовленность педагога к восприятию определенных новшеств, оценки их как необходимых, готовность к их внедрению в своей практике (К. Ангеловски). По этому основанию Э. М. Роджерс выделяет следующие группы педагогов:

1-я группа - новаторы - педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, смело его распространяют и внедряют;

2-я группа - передовики (лидеры) - идущие впереди других в восприятии нового, охотно берущиеся за внедрение;

3-я группа - умеренные - (нейтралисты), так называемая «золотая середина», не стремящиеся быть ни первыми, ни последними, поддерживающие новое только тогда, когда его воспримет большинство, когда оно возобладает;

4-я группа - предпоследние - сомневающиеся, выбирают между новым и старым, склоняющиеся к новому только после того, как сформируется общее общественное мнение;

5-я группа - последние - тесно связанные со старым, консервативные, решающиеся принять новое последними.

новаций в учебный процесс.

Новые технологии обучения требуют от

вузовского преподавателя (помимо профес-

сиональной компетентности в своей пред-

метной области) педагогического мастерства.

Можно привести перечень тех новых педаго-

гических знаний и умений, которые требу-

ются от преподавателя, использующего раз-

вивающие технологии обучения:

диагностирование целей обучения вос-

питания;

более глубокое, системное знание учеб-

ного предмета и его научных основ;

реструктуризация учебного материала с

индуктивного изложения в индуктивно-де-

дуктивное проблемное изложение целой те-

мы, а не одного урока;

моделирование в учебном процессе (в

целях, содержании, формах, методах и сред-

106 Íàó÷íûé îòäåë

Èçâåñòèÿ Ñàðàòîâñêîãî óíèâåðñèòåòà. 2009. Ò. 9. Ñåð. Ôèëîñîôèÿ. Ïñèõîëîãèÿ. Ïåäàãîãèêà, âûï. 1

ствах обучения) профессиональной деятель-

ности будущего специалиста;

организация самостоятельной работы

студентов для подготовки к семинару, дело-

вой игре, мозговому штурму и т.п.;

свободное владение активными метода-

ми обучения;

обеспечение благоприятного психоло-

гического климата, сотрудничества препода-

вателя и студента.

Понятие «инновационное образование»

в литературе рассматривается с двух точек

зрения: ряд авторов трактуют инновации с

точки зрения философско-теоретической,

другие описывают рационализацию учебного

процесса за счет использования какого-либо

фактора, например, активных методов обу-

чения или технических средств обучения. А

между тем смысл образовательных иннова-

ций заключается в их прикладном характере:

они призваны формировать инновационную

способность мышления выпускника вуза.

Стремительно меняющиеся условия жизни

побуждают общество и образование как его

часть по-новому взглянуть на то, что назы-

вают «человеческим капиталом». Именно

профессиональная школа призвана разрабо-

тать механизмы и технологии формирования

инновационного мышления. Технологии

служат звеном между теорией и практикой,

высшим образованием и жизнью, их можно

считать тем каналом, по которому профес-

сиональные знания транслируются в систему

обучения. Следовательно, под инновацион-

ным высшим образованием мы понимаем

образование, которое основано на новых

знаниях и инновационной динамике.

А. Савельев под инновационной дина-

микой понимает логическую последователь-

ность технологий преобразования новых

знаний в техническую или социальную ре-

альность, превращение научных знаний в

товар или услугу. Характерные свойства ин-

новационного образования − антропоцен-

тризм, самоуправление, профессионализм2.

Целями инновационного образования можно

считать:

обеспечение высокого уровня интеллек-

туально-личностного и духовного развития

студента;

создание условий для овладения им на-

выками научного стиля мышления;

научение методологии нововведений в

социально-экономической и профессиональ-

ной сферах.

Инновационное образование ориентиру-

ется на студента и педагога, полагая их субъ-

ектами образовательного процесса. Их инте-

ресы − духовные, интеллектуальные, куль-

турные − служат предпосылкой становления

профессионального мышления, а потому вы-

носятся в центр внимания такого образова-

ния. Антропоцентризм как свойство иннова-

ционного образования предполагает высокий

уровень самостоятельности студента, его

способность к самоуправлению, от препода-

вателя требуется высокий уровень педагоги-

ческой компетентности, инициативности и

технологической функциональной грамот-

ности.

Ключевым понятием инновационного

образования является понятие профессиона-

лизм. Это свойство в педагогике высшей

школы понимают через призму качества,

норму качества, эталонный уровень3.

Большинство педагогов включают в это

понятие:

определенный уровень мастерства ре-

шения профессиональных задач;

способность в рамках своей профес-

сии к надежной, безотказной деятельности;

творчество в нестандартных ситуациях,

поиск эффективных решений;

высокий интеллектуально-личностный

уровень развития;

наличие ключевых квалификаций и

компетенций4.

Традиционный образовательный про-

цесс в вузе дает студентам учебные знания,

но привязка этих знаний к конкретной про-

фессиональной деятельности происходит

эпизодически, например, во время курсовой,

преддипломной или производственной прак-

тик. Ясно, что оснастить студента реальными

профессиональными знаниями и качествами

в этих условиях довольно сложно. Иннова-

ционное же образование ориентировано на

формирование профессиональных знаний и

качеств в процессе освоения инновационной

динамики, например, в процессе освоения

типичных инноваций через электронную

© È.À. Ìèíêèíà, 2009

È.À. Ìèíêèíà. Íåâåðáàëüíûå êîìïîííåòû ðå÷åâîãî ýòèêåòà

хрестоматию, где представлены типичные

инновации, демонстрирующие ход развития

данной профессиональной сферы деятельно-

сти, собраны профессиональные задачи ин-

тегрального типа. Таким образом, профес-

сионализм становится интегральным качест-

вом выпускника, которое он синтезировал

сам в процессе своего обучения. Осознание

студентом себя как профессионала влияет на

исход образовательного процесса, поскольку

активизирует мотивацию саморазвития, что,

в свою очередь, превращает процесс обуче-

ния в источник удовлетворения потребно-

стей развивающейся личности. В итоге сту-

дент осуществляет реальный переход из

формально-правового (студент как субъект

образования) в состояние фактического ан-

тропоцентризма (студент − субъект собст-

венной жизнедеятельности).

Итак, инновационное образование вы-

страивает учебный процесс как движение от

профессиональных социальных и общекуль-

турных знаний и умений (от профессии к

культуре) к технологическим, дающим ему

понимание способов и методов решения

профессиональных задач, а от них − к мето-

дологическим, позволяющим отслеживать

динамику изменения качества своей профес-

сиональной деятельности (от технологии − к

инновационному мышлению).

Инновационное мышление формируется

у студента, если он, во-первых, активно мо-

тивирован в обучении, реализует требования

самоменеджмента, индивидуального само-

управления для достижения амбициозных (в

хорошем смысле этого слова) жизненных

целей; во-вторых, если учебный процесс от-

ражает полный жизненный цикл профессио-

нальной деятельности с ее новшествами и

противоречиями.

Все сказанное позволяет сделать вывод

о том, что ведущими функциями инновацион-

ного обучения можно считать:

интенсивное развитие личности студен-

та и педагога;

демократизацию их совместной дея-

тельности и общения;

гуманизацию учебно-воспитательного

процесса;

ориентацию на творческое преподава-

ние, активное учение и инициативу студента

в формировании себя как будущего профес-

сионала;

модернизацию средств, методов, техно-

логий и материальной базы обучения, спо-

собствующих формированию инновационно-

го мышления будущего профессионала.__

Таким образом, инновации в профессионально-педагогическом образовании выражают ин-тегративное содержание технико-технологических, педагогических, организационно-управленческих, социально-экономических новшеств. Они обеспечивают инновационное развития профессионального образования, а также науки, производства, экономики, управления и социальной сферы. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании получают практическое воплощение в инновационном профессионально-педагогическом образовании, цель которого состоит в подготовке универсальной нравственно зрелой личности, компетентного специалиста с развитой профессиональной культурой, владеющей научным стилем мышления, способной к осуществлению инновационных процессов в профессиональном образовании актуализирующее все потенциальные возможности личности с тем, чтобы найти оптимальный выход из проблемной ситуации, творчески преобразовать профессиональную деятельность на основе работы с инновационными технологиями и спрогнозировать траекторию личностного и профессионального саморазвития.

Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших педагогов.

Д. Пойа

4.1. Понятие инновационной деятельности в системе инноватики

Слово «инновация» происходит от латинского in – «в» и novus – «новое» и в

переводе означает: обновление, изменение.

Понятие и н н о в а ц и я в системе образования используется в нескольких смыслах.

Под и н н о в а ц и е й понимается все новое, оригинальное, что вводится в

образовательный процесс образовательного учреждения (способы этого введения). Под

и н н о в а ц и е й также понимается изменение психологического климата в

образовательном учреждении, обусловленное реализацией новых целей и ценностей

образования, идеи сотрудничества между взрослыми и ребенком.

Педагогическая и н н о в а ц и я – это внедрение и распространение педагогических

систем, разработка новых технологий проектирования, управления, обучения и

воспитания. Педагогическая инновация как педагогическая деятельность приобретает

устойчивый творческий характер.

Инновация всегда несёт в себе сущность содержания и организации нового, тогда

как нововведение несет в себе сущность только организации нового.

Под новшеством, новацией понимают сущность способа, методики, технологии

организации и содержания нового. Инновационный процесс отражает в себе

формирование и развитие содержания и организации нового.

Инноватика – это наука, изучающая различные новации, инновации, нововведения

и инновационные процессы, сущность и особенности инновационной деятельности.

Инновационная деятельность – это деятельность педагога или руководителя по

освоению, внедрению различных новаций и овладению инновациями.

4.2. Результаты инновационной деятельности педагога

Результаты дидактической и воспитательной системы - авторские программы и

технологии, а результат построения собственной - индивидуально-авторской

методической системы – педагогическая техника и индивидуально-авторский стиль

педагогической деятельности.

4.3. Диагностика психологической готовности педагога к проведению

инновационных изменений

Многие руководители считают главным в системе методической работы – дать

необходимые теоретические знания, т.е. сформировать теоретическую готовность.

Наиболее опытные управленцы понимают необходимость оказания методической

12

помощи в становлении практической готовности, особенно при возникающих

затруднениях. Это действительно важно, но, прежде всего, в традиционной системе

методической работы.

При становлении же готовности к инновационной, в т.ч. опытно-

экспериментальной, деятельности определяющей является готовность психологическая.

Крайне важно изучить и задействовать доминирующие (преобладающие) мотивы,

стимулирующие творческую, исследовательскую, инновационную деятельность, причём,

не только у педагогов-новаторов с ярко выраженным новаторским духом и у

«передовиков», идущих впереди других в восприятии нового (по классификации Э.М.

Роджерса), но и у нейтралистов, поддерживающих новое только тогда, когда его

воспримет большинство, а также у «предпоследних» - сомневающихся и «последних» -

консерваторов, тесно связанных со старым.

Но главным «камнем преткновения» в структуре данной готовности является всё

же личностная готовность, т.е. наличие у педагога основных личностных свойств,

необходимых для инновационной, в первую очередь, опытно-экспериментальной

деятельности:

- вариативность мышления;

- креативность (способность к творчеству);

- перцептивность (способность к восприятию нового);

- коммуникативность (способность общаться, культура диалога);

- рефлексивность (способность к самоанализу и объективной самооценке);

-толерантность (терпимость к инакомыслию);

- синтонность (способность «настроиться на волну» другого человека:

руководителя, коллеги, ребёнка, родителя);

- эмпатийность (способность к сопереживанию) и целый ряд других.

Чтобы выявить психологическую, т.е. личностно-мотивационную готовность в

системе методической работы, необходимо проводить её диагностику.

В МОУ д/с №180 на каждом этапе организации опытно-экспериментальной и

научно-методической работы были разработаны авторские диагностические методики в

зависимости от темы и целей эксперимента. С 2007 года приоритетной задачей стала

диагностика уровня готовности педагогов к организации здоровьесберегающего

образования дошкольников, для чего была разработана специальная диагностическая

карта (см. ниже - п. 5.6).

Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства педагога

шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако при освоении новых

педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только

совершенствование технических педагогических приемов, но и саморазвитие педагога,

самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход

потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения

потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм

саморазвития.

4.4. Личностные качества педагога в структуре готовности

В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к

личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Это такие качества,

как вариативность мышления, эмпатийность (способность к сопереживанию),

синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность

(терпимость к инакомыслию), коммуникативность (культуру диалога) и целый ряд

других.

Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого-

педагогическая и технологическая компетентность, креативные (творческие) способности

13

(способность к творчеству) педагога – все это способствует повышению уровня его

готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями

в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности,

как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как

качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активно-действенное

состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом

конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение

готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками

опытности, мастерства.

Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля

деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная

направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические

умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной

деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).

Болгарские исследователи Д. Градев и А. Маринов определяют эту составляющую

творческой деятельности как практическое поведение, которое имеет целью полноценное

использование нового, продолжение творческих действий по созданию нового.

4.5. Готовность педагога к созданию и внедрению авторской педагогической

технологии

Готовность педагога к созданию и внедрению авторской педагогической, в т.ч.

здоровьесберегающей, технологии, характеризующейся согласованностью методических

приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому

замыслу и личностному опыту педагога, авторским стилем его педагогической

деятельности, – один из важнейших показателей личностного развития педагога (В.В.

Сериков). Вспомнив лингвистический смысл слова «технология» (от греч. техно –

искусство и логос – слово, наука), можно сделать вывод, что педагогическая техника

является индивидуально-авторским уровнем владения педагогической технологией.

Перечисленные инновационные процессы обеспечивают решение актуальных задач развития профессионально-педагогического образования на современном этапе:

1. Переход профессионально-педагогического образования на двухуровневую систему «бакалавриат – магистратура» и внедрение кредитно-рейтинговой системы оценки качества об-разования.

2. Развитие интеграции профессионально-педагогического образования с научными, про-изводственными, образовательными, коммерческими, социальными учреждениями, проявляю-щейся в создании новых институтов, форм, способов их взаимодействия с целью повышения качества профессиональной подготовки и обеспечения развития данных учреждений.

3. Создание и развитие инновационной образовательной среды в масштабах образова-тельного учреждения и целого региона.

Наши рекомендации