ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ XIX - НАЧАЛА XX в. Характеристика исторического периода
XIX век — этап в истории общемировой, и прежде всего западноевропейской, цивилизации, период, характеризующийся ожесточенной социальной, политической и экономической борьбой, масштаб которой оказал значительное влияние и на развитие образовательной системы. Именно образование стало ареной существенных преобразований в обществе в условиях промышленного переворота и развития разнообразных политических сил. Общая эволюция системы образования была связана со значительными различиями, которые характеризовали темп, масштабы и направленность образовательных реформ в различных странах Европы.
Обращение к «школьному вопросу» стимулировалось самыми разнообразными социальными процессами:
• борьбой за политическую власть в стране;
• ограничением в праве на образование низших социальных сословий;
• стремлением либо упрочить, либо разрушить традиционные культурные устои;
• борьбой за национальное или культурное объединение различных государств и т. д.
В связи с этим возникает настоятельная необходимость четко представить общие концептуальные подходы к функциям и роли образования в прогрессивном развитии того или иного государства.
Именно школа рассматривалась в различных педагогических концепциях и проектах как залог государственного прогресса и национального процветания. Поэтому возрастание социальной функции образования привело к осознанию потребности в широком реформировании всей школьной системы. При этом особое внимание уделялось расширению возрастных и социальных границ школьного образования посредством:
• отделения образования от церкви и его перехода под юрисдикцию государства и общественных организаций;
• законодательного оформления взаимоотношений между государством и школой;
• оформления параллельно сосуществующих систем клерикального и светского образования;
• отказа от сословности при организации различных типов учебных заведений;
• борьбы за централизацию или децентрализацию школьной системы;
• установления взаимосвязи между образованием и развитием науки;
• становления относительно преемственной системы учебных заведений (на ступени начального и среднего образования);
• признания необходимости организации всеобщего обязательного начального образования;
• ориентации на использование закрепившихся в социуме культурных и национальных традиций при организации учебной работы.
Данные особенности стимулировали в том числе и необходимость значительных преобразований собственно в учебном процессе, т.е. развитие дидактики как педагогического направления. Наиболее существенные изменения произошли на ступени начальной и средней школы, так как ломка старых консервативных принципов обучения вела к пересмотру как общих целей, задач, содержания образовательного процесса, так и самой методики обучения. При этом получило теоретическое обоснование положение, согласно которому в «начальной школе» была признана направленность образовательного процесса на практическое обучение, а «средняя школа» должна была ориентироваться как на «классическую» модель, связанную с получением гуманитарного образования, так и на «современную» модель, опирающуюся на изучение реальных — естественных, физико-математических и социально-политических — дисциплин. Таким образом, перед образованием была поставлена вполне утилитарная задача — подготовка либо руководителей, общественных лидеров, либо религиозно и политически лояльного подрастающего поколения. Для формирования каждого подобного типа личности и существовала соответствующая образовательная модель, реализуемая на ступени начального, среднего и высшего обучения.