Основные методические приемы, использующиеся

На занятиях по изобразительной деятельности

И конструированию

Основные методические приемы, обеспечивающие усвоение программы, являются общими для всех годов обучения. Изменяется лишь удельный вес тех или иных приемов. Поэтому мы считаем целесообразным остановиться на их рассмотрении.

На I—III годах обучения обязательным является обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно построить, слепить, нарисовать, наклеить или же обыгрывание уже готовых изображений (построек, лепных поделок). Это необходимо для того, чтобы выделить изображаемый предмет из массы других предметов, вызвать у детей интерес к нему, создать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результату. В дальнейшем, на IV—V годах обучения, интерес у детей должна вызывать уже сама изобразительная и конструктивная деятельность, стремление достигнуть наилучшего результата. Поэтому здесь проводятся только предусмотренные программой дидактические игры, необходимые для того, чтобы научить детей выделять определенные свойства и отношения предметов.

Игры, которые воспитатель проводит, чтобы создать у детей интерес к изображаемому предмету, дидактические игры, обыгрывание построек и лепных поделок планируются как часть за­нятия по изобразительной деятельности: отдельное время на их проведение не отводится. Таким образом, занятие состоит из двух частей — игры и собственно изобразительной или конструктивной деятельности.

Сама изобразительная или конструктивная деятельность так же делится на три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную. Эти части присутствуют во всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от цели, программного содержания занятия, уровня подготовки детей. Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа о виденном, анализ задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль воспитателя особенно велика. Он шаг за шагом осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста. Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно — строят, лепят, рисуют, наклеивают. Роль воспитателя тут сводится к наблюдению и индивидуальной помощи. В конце занятия — в оценочной его части — воспитатель вновь активно осуществляет руководство.

На всех годах обучения проводятся конструирование, лепка, рисование, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, по замыслу детей, по заданной теме (тематические). Остановимся кратко на методике проведения таких занятий.

Подражание.Когда занятия ведутся по подражанию, все действия воспитателя производятся на глазах у детей и дети их повторяют. Например, на I году обучения дети по подражанию строят дом. Перед воспитателем и перед каждым из детей лежат одинаковые элементы строителя — куб, кирпич, треугольная приз­ма (у воспитателя — крупные, у детей — более мелкие). Воспитатель берет в руки куб и дети берут в руки куб; воспитатель ставит его перед собой и дети делают то же самое. Воспитатель берет в руки «крышу» и ставит ее на куб. Дети повторяют за ним это же действие. У воспитателя и у всех детей одновременно получился дом. Другое занятие — воспитатель знакомит детей с глиной. Он кладет перед каждым ребенком ком глины и такой же берет себе. Затем берет свой ком глины в руки и начинает мять ее, предлагая детям делать так же. Дети повторяют действия воспитателя. Затем он начинает отрывать от целого куска глины маленькие кусочки и класть их на доску (клеенку). Дети, подражая ему, тоже отрывают кусочки глины и кладут их на доски. После этого воспитатель собирает все кусочки вместе, прижимает их друг к другу, снова соединяя в ком, и дети соединяют кусочки глины. Каждый раз, предлагая детям действовать по подражанию, воспитатель говорит (показывает табличку): «Делай(те) так».

На II году обучения воспитатель учит детей закрашивать изображения предметов круглой и квадратной формы. Он раздает детям бумагу с заранее нарисованными на ней (контурами) флажком и воздушным шаром. У воспитателя такое же изображение вдвое большего размера. Воспитатель закрепляет лист бумаги на мольберте так, чтобы его хорошо было видно детям, берет в руки кисточку, показывая, как ее нужно держать при закрашивании (дети повторяют его движение), набирает краску, четко показывает, как движется кисточка при закрашивании квадратной формы (флажка). После того как дети по подражанию закрашивают флажок, воспитатель показывает, как закрашивать шар. Показ проводится медленно, расчлененно.

На III году обучения по подражанию проводится и большая часть занятий по декоративному рисованию. Во время этих занятий воспитатель показывает детям, как держать кисточку при проведении тонких линий, широких линий, как поворачивать кисть при примакивании концом вверх, влево и т. п.

Образец.Занятия, в которых конструирование, лепка, рисование, наклеивание ведется по образцу, принципиально отличаются от занятий с использованием подражания. Здесь ребенок уже не видит действий воспитателя. Воспитатель заранее, до занятий, готовит образец — строит дом и прячет его за экраном, лепит «конфеты-шарики» и кладет их на блюдечко, рисует ленты, наклеивает неваляшку и т. п. Дети видят только готовый результат. Они должны его проанализировать, понять, из каких частей состоит изображение, какими приемами надо воспользоваться, чтобы сделать такое же, и т. п. Таким образом, конструирование, лепка, рисование, наклеивание по образцу значительно сложнее, чем по подражанию. Поэтому на первых порах воспитатель помогает детям анализировать образец, выделяя части изображения, обращая внимание детей на его форму, цвет, величину, на пространственное расположение частей и т. п.

Проиллюстрируем на примерах различия в проведении занятий по подражанию и образцу.

Конструирование по подражанию на тему «Ворота» (I год обучения).Воспитатель на глазах у детей строит ворота из 3 элементов. Каждый строит ворота одновременно с воспитателем. Затем воспитатель называет постройку (устное проговаривание и табличка «Ворота») и обыгрывает ее.

Конструирование по образцу на тему «Ворота» (I год обучения).Воспитатель строит ворота из 3 элементов за экраном так, что дети не видят его действий, убирает экран и предлагает построить ворота. Дети самостоятельно анализируют образец и строят. Воспитатель называет постройку и обыгрывает.

Занятия по образцу занимают большое место при обучении конструированию, декоративному рисованию, аппликации. При обучении предметной и сюжетной лепке, предметному и сюжетному рисованию образец, как правило, не применяется. Здесь в основном проводится рисование и лепка с натуры без образца и показа.

Рисование с натуры на первых порах может приводить к ухудшению качества рисунков или поделок детей по сравнению с теми, которые они выполняли по образцу и показу. Но на это следует сознательно пойти, так как задача обучения изобразительной деятельности ни в коем случае не сводится к тому, чтобы научить детей проводить линии, штриховать, правильно держать карандаш, воспроизводить некоторое количество заученных изображений. Необходимо научить детей самостоятельно воспринимать окружающее и передавать в рисунке свои впечатления от воспринятого. А это невозможно сделать, пользуясь только образцом и показом. Нельзя также «для страховки» давать детям одновременно натуру и образец или натуру и показ, как делают многие воспитатели, боясь, что дети не справятся с рисованием с натуры. Если перед глазами ребенка находится предмет-натура и его изображение — образец, ребенок будет ориентироваться только на образец, так как анализ образца значительно проще, чем анализ натуры. Фактически ребенок ограничивается снятием «копии» с продукта чужого восприятия. При этом не развивается ни восприятие ребенка, ни его самостоятельная изобразительная деятельность, не возникает творческого отношения к изображению.

Первым условием обучения рисованию с натуры является правильная постановка натуры: чтобы ребенок увидел плоскостной образ предмета, его контур (а дети-дошкольники рисуют только плоскостные изображения), предмет должен находиться на уровне глаз ребенка — не выше и не ниже.

Ребенку нужно помочь правильно увидеть предмет, т. е. нужно руководить обследованием предмета перед тем, как ребенок начнет его изображать (лепить, рисовать). По окончании работы ребенку нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом.

При обследовании натуры большую роль играет ощупывание предмета перед лепкой и обведение по контуру перед рисованием, т. е. включение в обследование не только зрительного, но и тактильного и двигательного восприятия. При ощупывании руки ребенка обязательно должны двигаться по предмету. Во время обведения нужно вести пальцем по контуру сверху вниз, по часовой стрелке. Обведение должно быть однократным. Если воспитатель несколько раз «крутит» пальцем по контуру, у ребенка создается неправильное, хаотическое отражение формы предмета, и он делает неверные изображения. Так, если воспитатель несколько раз подряд проведет пальцем по контуру шара, ребенок нарисует не круг, а спираль (клубок).

Рисование с натуры карандашами на тему «Красный шар».Воспитатель называет предмет шар (устно и письменно). Берет его в руки и медленно обводит по часовой стрелке, выделяя тем самым его контур. Затем каждый ребенок обводит шар. После этого шар ставится на подставку, и дети по подражанию действиям воспитателя обводят контур шара. Детям дается инструкция: Рисуйте шар. На наборное полотно выставляется словосочетание: «Шар круглый»

Мы привели пример проведения занятий с натуры на начальном этапе. Принцип проведения таких занятий по рисованию с натуры не (меняется и в дальнейшем, но сами занятия усложняются, более длительной становится и обследовательская, и исполнительская, и оценочная его часть.

При обследовании более сложной натуры воспитатель обращает внимание детей не только на форму, но и на цвет, величину, пространственное расположение частей предмета (на пропорции).

Конечной целью таких занятий является не конкретный данный рисунок, лепная поделка, а умение детей самостоятельно обследовать и изображать предметы с натуры. Поэтому уже с

III года обучения большую роль играют занятия по индивидуаль­ной натуре: сначала детям даются предметы и игрушки, которые они раньше уже обследовали под руководством воспитателя, а потом и новые.

Со II года обучения наряду с лепкой, рисованием, конструированием, аппликацией по образцу и с натуры большое место в программе отводится занятиям по представлению. Строить, лепить, наклеивать по представлению — значит строить, лепить, рисовать, наклеивать по словесному описанию, точно воспроизводя в рисунке все, что написано в тексте или сказано в инструкции. Например, если в группе стоит круглый аквариум, а в нем плавают две красные рыбы, детям нужно предложить текст: «Рисуйте квадратный аквариум. В аквариуме плавают три желтые рыбы». Если дети действительно опираются в работе на описание, их рисунки будут точно передавать содержание текста. Если же они будут ориентироваться только на слово «аквариум» или нарисуют то, что видят перед собой, — аквариум будет не квадратный, а круглый, рыбки будут не желтые, а красные и т. п., рисунок не будет отвечать задачам, которые стоят перед воспитателем при проведении занятий по представлению.

Сначала на одном и том же занятии проводится конструирование по образцу и конструирование на ту же тему по представлению; лепка или рисование с натуры и сразу на ту же тему — по представлению. Основой таких занятий становится текст, составленный во время обследования натуры или анализа образца, Воспитатель использует эти же тексты на занятии спустя 2— 4 дня, когда вспомнить предмет детям уже труднее. Если дети на­учатся изображать по представлению, т. е. прочитав соответствующее описание, вспоминать и зрительно представлять себе предметы, которые они строили, лепили, рисовали, наклеивали, — можно переходить к изображению по представлению (по описанию) новых предметов, таких, которые дети еще никогда не изображали.

Остановимся на описании занятий по представлению.

Конструирование по представлению на тему «Дом с забором».Сначала занятие проводится по образцу — так, как описывалось выше. После того как дети построили дом и забор, обыграли постройку, воспитатель разрушает свой образец, а дети — свои постройки. Воспитатель просит детей еще раз прочитать текст, который остался в наборном полотне: Дом. Наверху крыша. Рядом забор. Постройте дом и забор, и предлагает восстановить разрушенные постройки, но сам образца не строит. Дети еще раз строят дом и забор.

Рисование с натуры и сразу же по представлению на тему «Яблоко».Дети рисуют яблоко с натуры, в наборное полотно ставится текст, подводящий итог обследования: Яблоко круглое, похоже на шар. Есть ямка. После рисования с натуры убираются рисунки детей и яблоко-натура. Дети повторно рисуют яблоко по тексту.

В дальнейшем дети рисуют по представлению предметы, наблюдавшиеся ими на прогулке, например зимнее дерево, виденные в кукольном театре (колобок, теремок и др.). Задача состоит в том, чтобы научить детей видеть за словом предмет, его качества, свойства и отношения, анализируя текст самостоятельно. Поэтому на IV—V годах обучения проводится много занятий по индивидуальным текстам. Сначала детям предлагаются знакомые тексты, потом — незнакомые тексты, описывающие знакомые предметы, в конце обучения — новые, незнакомые предметы, которые описываются знакомыми словами, имеют знакомые детям свойства — форму, цвет, величину, пропорции, например: «Нарисуй цветок. У цветка длинная зеленая ножка. Середина круглая, красная. У цветка пять больших белых лепестков».

По представлению проводится не только предметное, но и сюжетное рисование, лепка, аппликации, иллюстрирование сказок, книжек-самоделок и т. п.

От рисования, лепки, конструирования, аппликации по представлению принципиально отличается рисование, лепка, аппликация, конструирование по замыслу детей и на заданную тему — тематические изображения.

При тематическом изображении ребенку дается полная свобода в выборе предметов и сюжета, который он изображает, задается только тема. Например, воспитатель проводит рисование на тему «Праздник елки». Все дети должны обязательно сделать рисунок про новогодний праздник, но у одного это может быть Снегурочка, у другого Дед Мороз около елки, у третьего — детский хоровод. Дети могут изображать не только тот праздник, который прошел в детском саду, но и праздник дома, в Лужни­ках и т. п. Даже если несколько детей изображают елку, она не должна быть одинаковой: у одного она может быть большой, у другого — маленькой, по-разному наряженной и т. д.

Изображение по замыслу не предполагает даже одной общей темы. Напротив, каждый ребенок избирает свою тему и по-своему ее решает.

Занятия по замыслу должны стать как бы фокусом, в котором собираются все достижения в работе по изобразительной деятельности: умение ребенка воспринимать окружающий мир, передавать свои впечатления от действительности, развитие творческих возможностей ребенка, его технические умения и навыки.

Развитие замысла у дошкольника представляет собой длительный и сложный процесс. У слабослышащего дошкольника на этом пути возникают еще большие сложности, связанные с отклонениями в развитии восприятия, деятельности и речи. Поэтому мы подводим слабослышащего ребенка к замыслу постепенно. Важным этапом такой подготовки являются занятия по выбору детей. На этих занятиях детей учат оказывать предпочтение одним игрушкам, предметам перед другими, выражать свое желание изображать именно этот предмет, а не другой.

Первые занятия по выбору проходят фактически как занятия по индивидуальной натуре, воспитатель готовит на столе игрушки в количестве, равном количеству детей в группе: шар, мяч, неваляшку, пирамиду из шаров, конфеты-шарики и др. (можно по два одинаковых предмета). Каждый ребенок выбирает игрушку, которую он хочет лепить. После окончания лепки работы сопоставляются с натурой.

В дальнейшем круг предметов, из которых производится выбор, значительно увеличивается: дети выбирают уже не из тех игрушек, которые стоят на столе у воспитателя, а из тех, которые находятся в группе; затем в выбор включаются не предметы, а тексты. Для этого тексты укрепляются на доске и прочитываются всеми детьми. После этого каждый ребенок выбирает себе текст, по которому он будет строить, рисовать, лепить, наклеивать. После этого в выбор включаются предметы и ситуации, которых в данное время нет перед ребенком ни в натуральном, ни в письменном виде, о которых он может только вспоминать. Это, собственно, и есть переход к подлинному замыслу.

При работе над формированием замысла воспитатель должен добиваться того, чтобы ребенок мог сформулировать свой замысел словесно до того, как он начнет строить, лепить, рисовать, выполнить замысел, довести его до конца. В то же время нужно следить за тем, чтобы замысел каждого ребенка все время изменялся, обогащался от занятия к занятию. Нельзя допускать часто встречающегося положения, когда в занятиях по замыслу ребенок непрерывно повторяет один и тот же стереотипный рисунок (у одного ребенка это всегда самолет, у другого — дом и цветочки и т. п.).

Все детские работы по рисованию и аппликации обязательно должны сохраняться, подшиваться. Воспитатель должен периодически устраивать выставки детских работ, а к концу V года обучения — устроить итоговую выставку, в которой нужно проследить весь пройденный каждым ребенком путь — от первых каракулей, робких линий до самостоятельных сюжетных изображений, выполненных карандашами, красками, мелками. Выставки — очень сильное воспитательное средство. Они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, повышают эмоциональное отношение к самой изобразительной деятельности. На каждой выставке должны быть представлены работы каждого ребенка, разумеется самые удачные. Как правило, это рисунки. Включение в выставку аппликаций допускается в единичных случаях.

Наши рекомендации