Детей, оставшихся без попечения родителей
Чеботарева Юлия Леонидовна,
магистрант кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью, научный руководитель В.В. Гурьева, к. психол.н., доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодёжью, ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского», г. Калуга, Россия
Термин «сопровождение» рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное в основном на разрешение жизненно важных проблем касающегося сопровождаемого [1,с.9]. Также выделяются различные виды взаимодействия: содействие, сотрудничество, сопереживание. Именно они отражают социально-педагогическую составляющую сопровождения.
Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности и принципиально отличается от процесса управления. Следовательно, сопровождать необходимо не столько ребенка, сколько процесс его развития. Тем самым урегулировать его социализацию и индивидуализацию.
Данный термин можно рассмотреть в работах В.Г. Бочарова, Е.А. Козыревой, Н. Шинкаренко, по их мнению, сопровождение непосредственно имеет три позиции: как процесс, метод, и как систему профессиональной деятельности специалистов [2, 42].
С точки зрения процесса, понятие «сопровождение» можно раскрыть как совокупность систематизированных действий, которые позволяют ребенку реализовать обучение и воспитание.
При подходе к сопровождению в качестве метода, понимается как способ практического осуществления сопровождения при этом обеспечивающий создание условий для принятия воспитанниками образовавшегося пространства оптимальных решений в ситуациях учебного взаимодействия.
Что же касается системы профессиональной деятельности специалистов, то это могут быть объединения специалистов разного профиля, осуществовающие процесс сопровождения. То есть, этот процесс может выступать как комплекс системы развития детей и помощи в решении задач обучения, воспитания и социализации [4, с.12]. Сопровождение исходит из логики и задач развития самого воспитанника и опирается на его возможности.
Следует отметить, что дети, оставшихся без попечения родителей – это категория детей, которая подлежит передаче в соответствующие органы для детей, оставшихся без попечения родителей. Это дети чьи родители либо лишены родительских прав, либо неблагополучная семья, алкоголизм матери либо родители находящийся в статусе заключения, лишения свободы. Дети, оставшихся без попечения родителей относятся к группе детей, нуждающихся в помощи и у которых есть свои потребности: в пище, жилье, образовании, досуговой деятельности и т.д.
Дети, попавшие в такую группу, находятся под воздействием следующих факторов:
- медико-биологические (нарушение в психическом и физическом развитии);
- социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей);
- психологические (трудности в общении и т.д.);
- педагогические (отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта) [2, с.9 ].
Комплексность проблем данной категории детей требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу.
Важно, чтобы деятельность социального педагога начиналась с определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить.
В обязательном порядке социальный педагог собирает сведения о состоянии психического и физического здоровья, состояние условий жизни ребенка до поступления его в центр помощи семье и ребенка, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника.
Чем точнее социальный педагог определит «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче будет определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому с изучением каждого ребенка социальный педагог непосредственно изучает и детский коллектив в целом.
Следующая задача социального педагога состоит в разработке индивидуальной программы развития воспитанников, он должен представить фактические изменения, которые будут после выпуска выпускника из детского дома по сравнению с тем какой он пришел, и с какими проблемами.
Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Сложный процесс воспитания в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Исходя из этого главной задачей остается формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается. В уважении другого человека, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого, в бережном отношении к достоинству человеческой личности [5, с.56].
Проблемы социальной адаптации ребенка, попавшего в детский дом, сопровождение детей девиантного поведения, вливание воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога.
Социальное и педагогическое сопровождение полагает оказание социальной помощи ребенку, проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы.
Социальный педагог использует для решения этих задач всевозможные игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и другие методы.
Еще одна важная задача, которую должен выполнять социальный педагог в детском доме, это представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных федеральных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.
Также социальный педагог в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей должен использовать такую форму работы, как занятие.
Виды социально-педагогической деятельности для детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Социально-педагогическая диагностика и консультирование. Цель: отслеживание динамики социогенеза личности, определения причин его нарушений. Вооружение знаниями о сущности социально-психологических проблем и способах их решения. Изучение особенности социальной адаптации воспитанников. Выявление воспитанников группы социального риска. Составление индивидуальных карт социального развития. Диагностика общение детей со взрослыми и сверстниками. Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин. Диагностика причин неспешности в овладении социально – бытовыми умениями и навыками.
2. Социально-профилактическая работа. Цель: Предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей. Создание благоприятного социально – психологического климата. Оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами и сверстниками. Работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению. Психолого – педагогическое консультирование. Программы профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания, паразитический образ жизни). Программа профилактики межличностных конфликтов.
3. Социальное воспитание. Коррекционо-развивающая работа. Цель: Активное воздействие на процесс социализации личности; позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально – педагогической реабилитации. Программа развития житейских умений и навыков. Программа профориентации. Программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни. Программа развития коммуникативных навыков и культуры общения. Программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, застенчивость и т.д.) [3,с.7].
Таким образом, можно сказать, что социальный педагог в своей работе должен использовать такие формы как: беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребёнка, анализ собранных данных о ребёнке, наблюдение, игра, упражнения, тренинги, поощрение, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с службами и учреждениями, убеждение, занятие.
Анализируя формы работы социального педагога в детском доме с детьми, оставшимися без попечения родителей можно сказать, что они подобраны оптимально.
Но, на наш взгляд в работе по социализации и адаптации воспитанников детского дома главное место занимает социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах, а основными задачами выступают: систематический мониторинг социально-педагогического статуса воспитанников; создание воспитательного пространства, способствующего успешной социализации детей-сирот; поддержка естественного развития детей посредством реализации принципов индивидуального подхода к воспитанию и обучению, включение в деятельность по развитию социальных навыков и др.
Результатом социально-педагогического сопровождения личности становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.
В систему воспитательных занятий входят разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций.
Библиографический список:
1. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. и др. под ред. Галагузовой М.А., Мардахаева Л.В.- М.: Академия.- 2007- с. 192
2. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В.Г. Бочарова — М.: Аргус- 1994- 480 с.
3. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования [Текст] // Под ред. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П./ – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – Вып. VII. – С. 7 – 17.
4. Палиева Н. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] // Под ред. Палиева Н.// Социальная педагогика – 2008. - №2- с. 14
5. Поддубная Т.Н. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства [Текст] // Под ред. Поддубная Т.Н., Агошкова О.В. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008.- с. 281