Прыжки и бег на месте на двух ногах.
Чередование прыжков: ноги врозь (в стороны, вперед—назад) — ноги вместе, ноги врозь и ноги перекрестно; то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой; бег перекрестным шагом прямо и в стороны.
Маша, поверни направо...
Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Маша, поверни направо». Маша: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если ребенок еще не сообразил, как скомандовать, то он должен остановить Машу командой «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то ребенок дает такую команду: «Возьми правее (левее)».
Лабиринт.
Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шариков или тропинок, «коридорчиков».
Эти задания целесообразно при затруднениях выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.) и просто пройти по нему. Потом перенести его на бумагу и предложить ребенку «пройти» по лабиринту пальцем; затем отмечать движение по лабиринту карандашом и потом прослеживать путь исключительно глазами.
Графический диктант
На этом этапе проводится работа в тетради в клеточку
(для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым).
Необходимо также предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого. Под диктовку педагога ребенок проводит линии, в результате которых должно получиться какое-то изображение.
Расставь знаки.
Обозначить на строке четыре точки. Ребенку нужно поставить знак «+» от первой точки снизу, от второй — сверху, от третьей — справа, от четвертой — слева. Аналогично — с двумя-тремя разными знаками. Например: «Нарисуй крестик под первой точкой, треугольник над второй, а кружок справа от третьей и т.д.».
Шоферы
Ребенку предлагаются задания со сложным предлогам, обозначающимдвижениев определенном направлении. Можно взять маленькую машинку и книгу. Попросить ребенка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, выехала из нее, заехала под, выехала из-под, подъехала к, отъехала от, заехала за, выехала из-за книги.
Потом педагог сам выполнят те же действия и просит ребенка составить предложения для каждого случая. Затем педагог просит его зарисовать предлоги, предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.
Чудные звуки.
Попросить ребенка прислушаться к звукам вокруг. Проанализировать бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды, шуршание бумажного и полиэтиленового пакетов и т.д. Цель: ребенок должен научиться распознавать их (так же как и природные шумы, голоса разных людей в разном настроении и т.п.) с закрытыми глазами.
Ребенка постепенно надо приучать удерживать в памяти «голоса» всех этих предметов и их предназначение. Назови звуки, которые ты запомнил.
Занятие 23
Растяжки (лежа на животе)
Кобра.
Ладони упираются в пол на уровне плеч. Как кобра, медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены. Медленный возврат и расслабление.
Ладушки
Каждый из играющих выполняет хлопок; затем прямой (перекрестный) хлопок о ладони партнера; «собственный» хлопок; затем хлопок правыми ладонями партнеров; «собственный» хлопок; затем хлопок левыми ладонями партнеров. Повторять цикл из шести хлопков, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.
В более сложном варианте здесь могут использоваться дополнительно хлопки: ступня о ступню, колено о колено, локоть о локоть.
Моя комната.
Непременным компонентом определения местоположения и взаимоотношений себя и окружающих объектов в пространстве является ориентация в пространстве комнаты (дома, улицы, города, леса и т.д.). Ребенку дается команда: «Покажи верхний правый угол впереди», «Если встать лицом к окну, то справа будет...»
Лодочка.
Вытянуться всем телом. Приподнять прямую руку (ногу); обе руки (ноги); одноименные и разноименные руку и ногу. Затем вместе с конечностями поднимаются и опускаются голова и глаза.
Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностопные суставы. Качаться на животе вперед-назад, направо - налево. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.
Исправь ошибки
Предложить ребенку найти и исправить разного рода ошибки в тексте. Это отсутствующие или лишние штрихи в буквах, буквы в словах; написание всех слов в предложении с большой или маленькой буквы; разные высота, ширина, цвет или шрифт букв.
Для лучшего запоминания образа наиболее трудных букв можно предложить вычеркнуть их из ряда других.
Стрелки.
Обозначить на строке четыре точки. От первой точки провести стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от третьей — влево, от четвертой — вверх. Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо?
Разложим по величине (росту, весу, цвету и т.п.)
Ребенок раскладывает предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом: первым (по величине) идет ананас, вторым — яблоко, третьей — клубника... (до десяти изображений). Затем стрелкой слева направо анализируется направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.
В более младшем возрасте лучше пользоваться реальными куклами, машинками, кубиками и т.п.
Постучалки
Постучать палочкой (деревянной или металлической ложкой и т.п.) по любым предметам и объектам, находящимся в доме.
Привлечь внимание ребенка к этим звукам и попросить их запомнить. Дать ему такие же «палочки», чтобы он «озвучивал» стол, диван, дерево, стулья, стекло, подоконник, траву, запоминая эти звуки на слух.
Занятие 24
Растяжки (лежа на животе)
Кобра.
Ладони упираются в пол на уровне плеч. Как кобра, медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены. Медленный возврат и расслабление.
Цыганочка
Имитация всем известного танца. Дотронуться правой рукой до левого колена (согнутая в колене левая нога поднимается вперед и вверх); затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Выполнить весь цикл 3 раза.
Беги на новое место.
Несколько детей встают в колонну. Один из них говорит по указанию взрослого или ребенка-ведущего: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало «Моя комната».Непременным компонентом определения местоположения и взаимоотношений себя и окружающих объектов в пространстве является ориентация в пространстве комнаты (дома, улицы, города, леса и т.д.). Ребенку дается команда: «Покажи верхний правый угол впереди», «Если встать лицом к окну, то справа будет...» колонны, вперед.
Письмо в воздухе.
Нарисовать перед ребенком в воздухе различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опознать и назвать. Усложнение: ребенку предлагают, «прописывать» воздушные буквы и цифры, слоги и целые слова. Этот прием очень эффективен в профилактике трудностей письма (при пропуске букв, их заменах, например, строчные и прописные буквы, «б» и «д», «п» и «т» и др., «зеркальном» написании и других ошибках).
Сначала нужно совместно выполнять необходимые движения — помогать ребенку «писать», подойдя к нему сзади и взяв его ладони в свои.
Соедини точки.
На двух строчках отметить по 8 точек. Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обвести пальцем каждый из них. Предложить ребенку выполнить следующие задания.
• В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
• Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
• В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (правый нижний угол).
• В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх (правый верхний угол).
Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.
Пронумеруем ряд
Пронумеровать ряд предметов (или разложить числовой ряд), попросить ребенка определить: «Перед» каким предметом стоит заданный предмет или число?», «после» или «за» ним (последующее). При этом акцент делается на то, что, определяя число «за» и «перед» каким-либо предметом, мы движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее. Точно так же отрабатывается понимание того, что число «перед» каким-либо находится слева от него в числовом ряду, а число «после» него — справа.С опорой на числовой ряд от 1 до 10. Необходимо объяснить ребенку, что чем число стоит левее в ряду, тем оно меньше, и наоборот. Назовите первое число слева, первое число справа. «Какое из них больше?»