Прыжки и бег на месте на двух ногах.

Чередова­ние прыжков: ноги врозь (в стороны, вперед—назад) — ноги вместе, ноги врозь и ноги перекрестно; то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой; бег перекрестным шагом прямо и в стороны.

Маша, поверни направо...

Играть можно на дет­ской площадке, по дороге в школу, в квартире (путе­шествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Маша, поверни направо». Маша: «Поворачиваю, иду». — «Теперь нале­во». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если ребенок еще не сообразил, как скомандовать, то он должен остановить Машу командой «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то ребенок дает такую ко­манду: «Возьми правее (левее)».

Лабиринт.

Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шариков или тропинок, «коридорчиков».

Эти задания целесообразно при затруднениях выпол­нять следующим образом: сначала сконструировать лаби­ринт на полу с помощью подручных средств (стульев, ска­меек и т. п.) и просто пройти по нему. Потом перенести его на бумагу и предложить ребенку «пройти» по лаби­ринту пальцем; затем отмечать движение по лабиринту карандашом и потом прослеживать путь исключи­тельно глазами.

Графический диктант

На этом этапе проводится работа в тетради в клеточку

(для всех заданий исходные точки в начале ос­воения заранее отмечаются взрослым).

Необходимо также предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыду­щей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого. Под диктовку педагога ребенок проводит линии, в результате которых должно получиться какое-то изображение.

Расставь знаки.

Обозначить на строке четыре точки. Ребенку нужно поставить знак «+» от первой точ­ки снизу, от второй — сверху, от третьей — справа, от четвертой — слева. Аналогично — с двумя-тремя разны­ми знаками. Например: «Нарисуй крестик под первой точкой, треугольник над второй, а кружок справа от тре­тьей и т.д.».

Шоферы

Ребенку предлагаются задания со сложным предлогам, обозначающимдвижениев определенном направлении. Можно взять маленькую машинку и книгу. Попросить ребен­ка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, выехала из нее, заехала под, выехала из-под, подъехала к, отъ­ехала от, заехала за, выехала из-за книги.

Потом педагог сам выполнят те же действия и просит ребенка составить предложения для каждого случая. За­тем педагог просит его зарисовать предлоги, предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.

Чудные звуки.

Попросить ребенка прислушаться к звукам вокруг. Про­анализировать бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды, шуршание бумажного и полиэтиленового пакетов и т.д. Цель: ребенок дол­жен научиться распознавать их (так же как и природные шумы, голоса разных людей в разном настроении и т.п.) с закрытыми глазами.

Ребенка постепенно надо приучать удерживать в памя­ти «голоса» всех этих предметов и их предназначение. Назови звуки, которые ты запомнил.

Занятие 23

Растяжки (лежа на животе)

Кобра.

Ладони упираются в пол на уровне плеч. Как кобра, медленно поднимите голову, постепенно вып­рямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены. Медленный возврат и расслабление.

Ладушки

Каж­дый из играющих выполняет хлопок; затем прямой (пе­рекрестный) хлопок о ладони партнера; «собственный» хлопок; затем хлопок правыми ладонями партнеров; «собст­венный» хлопок; затем хлопок левыми ладонями партне­ров. Повторять цикл из шести хлопков, постепенно уве­личивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.

В более сложном варианте здесь могут использовать­ся дополнительно хлопки: ступня о ступню, колено о ко­лено, локоть о локоть.

Моя комната.

Непременным компонентом оп­ределения местоположения и взаимоотношений себя и окружающих объектов в пространстве является ориента­ция в пространстве комнаты (дома, улицы, города, леса и т.д.). Ребенку дается команда: «Покажи верхний правый угол впереди», «Если встать лицом к окну, то справа бу­дет...»

Лодочка.

Вытянуться всем телом. Приподнять прямую руку (ногу); обе руки (ноги); одноименные и раз­ноименные руку и ногу. Затем вместе с конечностями под­нимаются и опускаются голова и глаза.

Схватить руками согнутые в коленях ноги за голенос­топные суставы. Качаться на животе вперед-назад, напра­во - налево. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.

Исправь ошибки

Предложить ребенку найти и исправить разного рода ошибки в тексте. Это отсутствующие или лишние штрихи в буквах, буквы в словах; написание всех слов в предложении с большой или маленькой бук­вы; разные высота, ширина, цвет или шрифт букв.

Для лучшего запоминания образа наиболее трудных букв можно предложить вычеркнуть их из ряда других.

Стрелки.

Обозначить на строке четыре точки. От первой точки провести стрелку в направлении вниз, от второй — вправо, от третьей — влево, от четвертой — вверх. Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо?

Разложим по величине (росту, весу, цвету и т.п.)

Ребенок раскладывает предметный ряд в направ­лении слева направо, проговаривая при этом: первым (по величине) идет ананас, вторым — яблоко, третьей — клуб­ника... (до десяти изображений). Затем стрелкой слева направо анализируется направление, в котором расклады­вались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.

В более младшем возрасте лучше пользовать­ся реальными куклами, машинками, кубиками и т.п.

Постучалки

Постучать палочкой (деревянной или металлической ложкой и т.п.) по любым предметам и объек­там, находящимся в доме.

Привлечь внимание ребенка к этим звукам и попросить их запомнить. Дать ему такие же «палочки», чтобы он «озвучивал» стол, диван, дерево, стулья, стекло, подоконник, траву, запоминая эти звуки на слух.

Занятие 24

Растяжки (лежа на животе)

Кобра.

Ладони упираются в пол на уровне плеч. Как кобра, медленно поднимите голову, постепенно вып­рямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены. Медленный возврат и расслабление.

Цыганочка

Имитация всем известного танца. Дот­ронуться правой рукой до левого колена (согнутая в ко­лене левая нога поднимается вперед и вверх); затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Повторить соответ­ственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Выполнить весь цикл 3 раза.

Беги на новое место.

Несколько детей встают в колонну. Один из них говорит по указанию взрослого или ребенка-ведущего: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребе­нок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало «Моя комната».Непременным компонентом оп­ределения местоположения и взаимоотношений себя и окружающих объектов в пространстве является ориента­ция в пространстве комнаты (дома, улицы, города, леса и т.д.). Ребенку дается команда: «Покажи верхний правый угол впереди», «Если встать лицом к окну, то справа бу­дет...» колонны, вперед.

Письмо в воздухе.

Нарисовать перед ребенком в воздухе различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опознать и назвать. Усложнение: ребенку предлагают, «прописывать» воздушные буквы и цифры, слоги и целые слова. Этот прием очень эффективен в профилактике трудностей письма (при пропуске букв, их заменах, например, строчные и прописные буквы, «б» и «д», «п» и «т» и др., «зеркальном» написании и дру­гих ошибках).

Сначала нужно совместно выполнять необходимые дви­жения — помогать ребенку «писать», подойдя к нему сзади и взяв его ладони в свои.

Соедини точки.

На двух строчках отметить по 8 точек. Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обве­сти пальцем каждый из них. Предложить ребенку выпол­нить следующие задания.

• В первом квадрате выделить карандашом первую вер­хнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего со­единить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогич­но выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.

• Во втором квадрате выделить первую верхнюю точ­ку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

• В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (правый ниж­ний угол).

• В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точ­ку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направлен­ной одновременно слева направо и снизу вверх (правый верхний угол).

Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

Пронумеруем ряд

Пронумеровать ряд предметов (или разложить числовой ряд), попросить ребенка определить: «Перед» каким предметом стоит заданный предмет или чис­ло?», «после» или «за» ним (последующее). При этом ак­цент делается на то, что, определяя число «за» и «перед» каким-либо предметом, мы движемся соответственно по ходу стрел­ки (слева направо) и против нее. Точно так же отрабаты­вается понимание того, что число «перед» каким-либо находится слева от него в числовом ряду, а число «пос­ле» него — справа.С опорой на числовой ряд от 1 до 10. Необходимо объяснить ребенку, что чем число стоит левее в ряду, тем оно меньше, и наоборот. Назовите первое число слева, первое число справа. «Какое из них больше?»

Наши рекомендации