Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова.
Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе
1. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.
2. Определившись с темой, подберите эпиграф.
3. Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите:
4. аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении,
– вопросы, которые можно сформулированы и ответить на них в ходе рассуждения,
– аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения.
5. На черновике составьте план работы.
6. Подберите доказательства своих мыслей и идей:
– цитатами из текстов, не более 2-3 предложений. Важно, что цитаты не должны дублировать ваши мысли, а только подтверждать их,
– кроме цитат нужно сослаться на эпизоды из литературных произведений. Подумайте, в каких текстах вы встречали ситуации и рассуждения, пересекающиеся с выбранной вами темой итогового сочинения,
– подумайте, в каких моментах сочинения вам понадобятся ссылки и цитаты.
7. Определите стиль изложения своей авторской позиции.
8. Важно, чтобы вступление и заключении были логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться, нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и заключения.
9. Чтобы проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и соотнесите ее с тем, что вы задумали.
10. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.
11. Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, – если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их.
12. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. При этом для выделения значимых факторов можно использовать способ доказательства от противного.
13. Прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме.
14. Перед написанием заключения перечитай работу. Карандашом на полях можно отметить свои главные мысли, чтобы в заключении коснуться их.
15. Проверьте свое сочинение на соответствие с замыслом автора выбранной темы.
16. Вдумчивым чтением исправьте ошибки, уточните те моменты, которые вызывают у вас сомнения и затруднения. Если возможно, обратитесь за помощью к словарю.
17. Проверьте пунктуацию.
Примерный список литературы для тех,
Кто будет писать итоговое сочинение.
Дата проведения: 7 декабря 2016.
Материал подготовлен учителем
Русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 1 г.Лаишево»
Лаишевского муниципального района РТ
Козиной Мариной Ивановной
Разум и чувство
ü И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
ü И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
ü А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
ü Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
ü Шекспир «Гамлет»
ü М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
ü А.Н. Островский «Гроза»
ü Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»
ü А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»
ü М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Честь и бесчестие
ü А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
ü Джек Лондон «Белый клык»,
ü Л.Н. Толстой «Война и мир»,
ü В.В. Быков «Сотников»
ü Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
ü А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Победа и поражение
ü Э. Хемингуэй «Старик и море»,
ü Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
ü Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
ü В.П. Астафьев «Царь-рыба»
ü «Слово о полку Игореве»
ü А.С. Грибоедов «Горе от ума»
ü М.Ю. Лермонтов «Бородино»
ü Л.Н. Толстой «Война и мир»
ü М.А. Шолохов «Судьба человека»
Опыт и ошибки
ü Джек Лондон «Мартин Иден»,
ü А.П. Чехов «Ионыч»,
ü М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
ü Генри Марш «Не навреди»
ü М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
ü И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Дружба и вражда
ü М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
ü Э.М. Ремарк «Три товарища»,
ü Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
ü В.А. Каверин «Два капитана»
ü А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
ü И.С. Тургенев «Отцы и дети»
ü Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Тематические направления для итогового сочинения 2016:
«Разум и чувство»,
«Честь и бесчестие»,
«Победа и поражение»,
«Опыт и ошибки»,
«Дружба и вражда».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, дополненный моими комментариями.
«Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
М.И. Тематические направления итогового сочинения этого года не дают скучать и расслабляться, в том числе благодаря тому, что построены по типу бинарных оппозиций.
Оппозиция Разум и чувства - одна из них, и является очень интересной для рассуждения и вывода.
На мой взгляд, наиболее интересным будет рассмотреть разум и чувства на примере одного литературного героя, несколько проще - на примере двух героев одного произведения.
Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации.
Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова.
"Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания."
"Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это то переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет писаться по "Евгению Онегину") без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием."