Организация охраны труда на предприятии
Организация охраны труда на предприятии начинается с ее планирования и финансирования. Планируется она комплексными планами улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, которые обсуждают и одобряют трудовые коллективы. Затем эти планы корректируются в коллективных договорах и соглашениях. Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется организациями за счет: цеховых и общепроизводственных (эксплуатационных) расходов (накладных расходов в строительных организациях и на стройках, осуществляемых хозрасчетным способом), если мероприятия носят некапитальный характер; сметы расходов бюджетных организаций, если мероприятия носят некапитальный характер. Расходы, необходимые для создания безопасных условий труда при выполнении хоздоговорных научно-исследовательских работ, предусматриваются в плановых сметах затрат на эти работы и др.
В целях организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку. Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях – свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда с меньшей численностью работающих принимает наниматель. При отсутствии службы охраны труда (специалиста по охране труда) соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), или одним из руководителей. Структура и состав службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих на предприятии, характера и степени опасности производства. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации (его заместителю) и относится к основным структурным подразделениям организации.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на нанимателя. В соответствии со ст. 226 ТК наниматель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств защиты (если это используется несколькими нанимателями, то требования по охране труда выполняются совместно на основании письменного соглашения); условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям техники безопасности и производственной санитарии; организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников и др.
Другие представители нанимателя несут ответственность за состояние условий и охраны труда в соответствии с их должностными обязанностями.
Важной обязанностью нанимателя является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, целью которой является регулирование отношений между нанимателем или уполномоченным им органом и работником по реализации права на здоровые и безопасные условия труда. Аттестация рабочих мест проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом руководителя предприятия. Периодичность проведения аттестации – один раз в пять лет.
В соответствии со ст. 232 ТК работник в сфере охраны труда обязан соблюдать требования по охране труда, а также правил поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях; выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка; правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя и др.
Важное место в обеспечении охраны труда занимают обучение и инструктирование работников по охране труда, а также предварительные медицинские осмотры некоторых категорий работников.
Инструктажи по безопасности труда подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой. В случаях, предусмотренных законодательством, при поступлении на работу и далее работники проходят медицинские осмотры. Их проходят работники моложе 18 лет, лица, работающие с вредными и опасными условиями труда и требующие профотбора для вождения транспорта, работники пищевой промышленности, детских учреждений и др.
3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
Термин «трудовое увечье» означает вред (стойкая утрата профессиональной трудоспособности либо смерть), причиненный жизни или здоровью гражданина в результате несчастного случая на производстве, а термин «профессиональное заболевание» (хроническое или острое) – заболевание застрахованного, вызванное воздействием на него вредного и (или) опасного производственного фактора трудового процесса, повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
При несчастном случае на производстве работники принимают меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения. О каждом несчастном случае на производстве потерпевший (при возможности), другие работники немедленно сообщают должностному лицу организации, нанимателя, страхователя.
Расследование несчастного случая на производстве (кроме группового, со смертельным или тяжелым исходом) проводится уполномоченным должностным лицом организации, нанимателя, страхователя с участием уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников), специалиста по охране труда или другого специалиста, на которого возложены эти обязанности (заместителя руководителя организации, ответственного за организацию охраны труда).
Участие в расследовании несчастного случая на производстве руководителя, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности труда потерпевшего, не допускается.
Расследование несчастного случая на производстве должно быть проведено в срок не более трех дней. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций.
После завершения расследования уполномоченное должностное лицо организации, нанимателя, страхователя оформляет акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 (далее – акт формы Н-1) в четырех экземплярах.
Акт формы Н-1 или акт формы НП с документами расследования хранится в течение 45 лет у нанимателя, страхователя, организации, у которых взят на учет несчастный случай. При прекращении деятельности нанимателя, страхователя, организации акты формы Н-1 или формы НП передаются правопреемнику, а при отсутствии правопреемника – в вышестоящую организацию или по месту регистрации.
Несчастный случай, о котором нанимателю, страхователю не поступило сообщение в течение рабочего дня (смены) или вследствие которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется в течение одного месяца со дня, когда нанимателю, страхователю стало известно о несчастном случае (поступление заявления от работника или его родственников о несчастном случае, листка нетрудоспособности с записью о производственной травме, иной информации).
Однако законодательством предусмотрено и специальное расследование несчастных случаев на производстве. Это такие случаи, как групповые несчастные случаи, происшедшие одновременно с двумя и более лицами независимо от тяжести полученных травм; несчастные случаи со смертельным исходом; несчастные случаи с тяжелым исходом.
Специальное расследование несчастного случая проводит государственный инспектор труда с участием уполномоченных представителей организации, нанимателя, страхователя, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа).
Специальное расследование несчастного случая проводится (включая оформление и рассылку документов) в течение 14 дней со дня получения сообщения о несчастном случае на производстве. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз и получения заключений (постановлений, решений) правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других. Указанный срок может быть продлен главным государственным инспектором труда области или города Минска до 28 дней. По результатам специального расследования государственным инспектором труда составляется и подписывается заключение о несчастном случае. В соответствии с заключением организация, наниматель, страхователь в течение одного дня составляет акты формы Н-1 или формы НП на каждого потерпевшего и утверждает их, организует тиражирование документов специального расследования в необходимом количестве экземпляров.
О каждом выявленном или предполагаемом случае острого профессионального заболевания организация здравоохранения в течение 12 часов направляет по установленной форме извещение об остром профессиональном заболевании нанимателю, страхователю по месту работы заболевшего, в территориальный центр гигиены и эпидемиологии, которому подконтролен наниматель, страхователь. В случаях острых профессиональных заболеваний при одновременном профессиональном заболевании двух и более работников извещение составляется на каждого заболевшего. Организация здравоохранения в случае изменения или уточнения диагноза составляет повторное извещение, в котором указываются измененный (уточненный) диагноз, дата его установления, первоначальный диагноз, и направляет его в течение 24 часов нанимателю, страхователю и в территориальный центр гигиены и эпидемиологии.
По результатам расследования врач-гигиенист составляет акт о профессиональном заболевании формы ПЗ-1 на каждого заболевшего в шести экземплярах. Акты формы ПЗ-1 утверждаются главным государственным санитарным врачом города (района).
Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве (непризнание нанимателем, страхователем факта несчастного случая, отказ в проведении его расследования и составлении акта формы Н-1 или акта формы НП, несогласие потерпевшего или лица, представляющего его интересы, страховщика с содержанием указанного акта и другое) рассматриваются по их обращению государственным инспектором труда (совместно с органом государственного специализированного надзора и контроля, если несчастный случай произошел на объекте, поднадзорном этому органу). Заключение государственного инспектора труда о несчастном случае может быть отменено в порядке подчиненности заключением начальника межрайонной инспекции труда, главного государственного инспектора труда области или города Минска, Республики Беларусь, после чего – судом.
Разногласия по вопросам, связанным с расследованием и учетом профессиональных заболеваний, рассматриваются Министерством здравоохранения, профессиональных заболеваний со смертельным исходом и групповых профессиональных заболеваний – Министерством здравоохранения совместно с Министерством труда и социальной защиты, после чего – судом.