Цель программы здоровьесберегающей деятельности лицея
Цель программы: Сохранение индивидуального здоровья и повышения качества жизни субъектов образовательного процесса в условиях образовательного учреждения.
План реализации программы
Направление, задачи | Действия (мероприятия) | Место проведения | Сроки проведения | Ответственный исполнитель | Объем финансирования |
(что?) | (как?) | (где?) | (когда?) | (кто?) | (сколько ?) |
Анализ состояния здоровья обучающихся и условий учебно – воспитательного процесса | |||||
Провести анализ состояния здоровья учащихся ОУ | Анализ следующих показателей. Показатели здоровья в детском коллективе. Общая заболеваемость (уровень и структура). Острая заболеваемость (уровень и структура). Заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка. Процент часто болеющих детей (ЧБД). Процент детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями. Процент детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная). Процент детей, функционально незрелых к обучению. Процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванных адаптацией к дошкольному учреждению, школе. Процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях. Распределение детей по группам здоровья. Показатели физического развития и физической подготовленности. | ОУ | Администрация ОУ Медицинская служба школы | ||
Провести анализ психолого – педагогических особенностей учащихся школы | Исследование особенностей умственной работоспособности, свойств памяти, внимания, изучение особенностей личности, уровня тревожности, выявление факторов риска у учащихся с ассоциальным поведением. | ОУ | Психологическая служба школы | ||
Провести анализ взаимодействия ребенка и социального окружения | Изучение медико-психологических, возрастных особенностей, мира интересов, потребностей детей, изучение качества выполнения ребенком социальных функций, изучение комфортности ребенка в семье, социуме. | ОУ | Социальная служба школы | ||
Провести анализ гигиенических условий обучения | Анализ следующих позиций: Требования к: - участку образовательного учреждения; - зданию; - к воздушно – тепловому режиму; - к канализации и водоснабжению; - естественному и искусственному освещению; - расстановке мебели, организации рабочего места и доскам; - организации учебного процесса; - к учебным, книжным изданиям, компьютерным средствам обучения; - школьным ранцам, сменной обуви; - организации питания; - медицинскому обеспечению. | ОУ | Администрация ОУ | ||
Провести анализ учебно – организационных условий обучения. | Анализ следующих позиций. Объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году. Объем двигательной активности по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во вне учебное время). | ОУ | Руководитель ОУ, зам. директора по учебно – воспитательной работе. Медицинский работник, психолог, социальный педагог, руководители методических объединений | ||
Провести анализ профессионального здоровья учителей лицея | Анкетирование по вопросам здоровья (состояние здоровья, частота, продолжительность болезни, структура заболеваемости, факторы риска), оценка морфофункционального состояния учителей, тестирование на выявление синдрома эмоционального выгорания, оценка качества жизни педагогов. | ОУ | Медицинская, психологическая, социальная службы ОУ | ||
Провести анализ профессиональной готовности учителей к здоровьесберегающей деятельности | Анкетирование, тестирование когнитивного, мотивационного, технологического, рефлексивного компонента профессиональной готовности. Экспертная оценка уроков с позиций здоровьесбережения. | ОУ | Методическая служба ОУ | ||
Гигиеническое обеспечение учебно – воспитательного процесса | |||||
Создать безопасные, комфортные условия обучения детей, устранить причины, вызывающие школьно- обусловленную патологию. | Соблюдение гигиенических требований к: - участку образовательного учреждения; - зданию; - к воздушно – тепловому режиму; - к канализации и водоснабжению; - естественному и искусственному освещению; - расстановке мебели, организации рабочего места и доскам; - организации учебного процесса; - к учебным, книжным изданиям, компьютерным средствам обучения; - школьным ранцам, сменной обуви; - организации питания; - медицинскому обеспечению. | ОУ | Администрация образовательного учреждения | ||
Создать рациональные учебно – организационные условия обучения | Соблюдение требований к организации учебно – воспитательного процесса: к расписанию, учебным нагрузкам; объему двигательной активности | ОУ | Администрация образовательного учреждения | ||
Физическое воспитание | |||||
Формирование физической культуры личности на уроках физической культуры | - Освоение знаний о физической культуре и спорте - Формирование двигательных умений и навыков учащихся на основе их психологических особенностей - Развитие физических качеств на основе индивидуально – типологического подхода - Формирование мотивационно – ценностных ориентаций | ОУ | Учителя физической культуры | ||
Обеспечение оптимальной организации системы физического воспитания в образовательном учреждении | - Реализация трехчасовых занятий по физической культуре в соответствие с методическими рекомендациями о введение третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки - Организация занятий с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья - Организация внеклассной работы на основе выявления предпочтений учащихся к определенному виду двигательной активности - Сотрудничество с внешкольными организациями физкультурно – спортивной направленности - Разработка системы внутришкольных физкультурно – спортивных мероприятий - Участие в реализации направления «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни» программы воспитания и социализации обучающихся - Участие в районных и городских соревнованиях - Привлечение родителей к внеклассной работе | ОУ | Администрация ОУ, учителя физической культуры | ||
Обеспечичение техники безопасности на уроках физической культуры | - Разработка инструкций по технике безопасности по видам спорта - Инструктаж учащихся по технике безопасности - Контроль за состоянием спортивного оборудования - Обеспечение безопасных условий занятий | ОУ | Администрация ОУ, учителя физической культуры | ||
Учебно – воспитательная деятельность учителей | |||||
Обеспечение условий обучения, которые не оказывают негативное воздействие на здоровье учащихся | - Создание соответствующих гигиенических условий обучения в классе - Проведение уроков на основе здоровьесберегающих принципов (соблюдение числа видов учебной деятельности, числа видов преподавания, контроль за позой и утомлением на уроке, включение в содержательную часть урока вопросов связанных со здоровьем, благоприятный психологический климат на уроке, темп и особенности окончания урока, диагностика достижений учащихся, контроль за психофизиологическим состоянием учащихся) | ОУ | Зам. директора по воспитательной работе, учителя предметники | ||
Организация досуга учащихся, формирование компетенций в области сохранения и укрепления здоровья | - Содействие внеклассной работе по физическому воспитанию учащихся - Разработка и реализация программы «Обучение культуре здоровья» | ОУ | Зам. директора по воспитательной работе, кл. рук. | ||
Формирование педагогической культуры родителей в контексте здоровьесбережения | Проведение родительских собраний, конференций по темам: - Роль семьи в социальном становлении ребенка - Закономерности возрастного развития школьника - Профилактика ассоциального поведения - Роль семьи в формировании здорового образа жизни - Воспитание детей, имеющих ослабленное здоровье - Развитие познавательных процессов детей и подростков - Формирование культуры общения в семье, как составной части социального благополучия | ОУ | Зам. директора по воспитательной работе, кл. рук. | ||
Профессиональное здоровье учителя | |||||
Обеспечение сохранения професионального здоровья учителей | - Разработка критериально – измерительного инструментария профессионального здоровья учителя - Анализ профессионального здоровья учителей (физического, психологического, социального) - Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности Обеспечение научной организации труда учителя - Разработка и реализация программ физической, психологической и социальной реабилитации учителей | ОУ | Администрация ОУ, медицинская, психологическая социальная служба ОУ | ||
Формирование профессиональной готовности учителя к здоровьесберегающей педагогической деятельности | |||||
Разработать программу (формирования) совершенствования профессиональной готовности учителей к здоровьесберегающей деятельности | - Создание группы по разработке программы - Обсуждение и утверждение программы | ОУ | Администрация ОУ | ||
Формирование (совершенствование) когнитивного, мотивационного, технологического, рефлексивного компонентов профессиональной готовности | - Лекции, семинары, творческие встречи, самообразование. - Тренинги, деловые игры, режиссура и проигрывание педагогических ситуаций, проведение практических занятий - Выполнение проектов, организация и проведение супервизии занятий | ОУ | Зам. директора по УВР | ||
Питание | |||||
Организация рационального питания учащихся и педагогов образовательного учреждения | - Обеспечением обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания; - Реализацию социальных гарантий обучающимся, относящихся к категориям имеющих право на получение бесплатного питания; - Контроль за рациональностью и качеством питания - Создание общественного совета по питанию | ОУ | Администрация ОУ | ||
Воспитание навыков рационального питания учащихся | Обучение навыкам рационального питания в рамках программ «Обучение культуре здоровья» | ОУ | Классные руководители |