Проанализируйте ситуацию и выполните задания. При анализе продуктов деятельности дошкольника подготовительной группы с ФФН были выявлены следующие особенности: трудности в узнавании перечеркнутых
При анализе продуктов деятельности дошкольника подготовительной группы с ФФН были выявлены следующие особенности: трудности в узнавании перечеркнутых изображений, неточности копирования образца, ошибки в пространственном расположении деталей в рисунке и аппликации.
- Определите, какие предпосылки навыка чтения недостаточно сформированы у данного ребенка и укажите, механизмом каких форм речевой патологии они могут являться. Выделите и обоснуйте, какие речевые и неречевые предпосылки являются ведущими при формировании готовности детей с речевыми нарушениями к овладению навыком чтения.
- Определите этапы и задачи работы по развитию нарушенных предпосылок в процессе подготовки этого дошкольника к овладению навыком чтения.
- Разработайте по одному конспекту фронтальных занятий по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы с ФФН в разные периоды обучения с использованием заданий на развитие рассматриваемых предпосылок.
- Разработайте содержание консультации для воспитателей группы ФФН по развитию неречевых предпосылок навыка чтения на занятиях изобразительной деятельностью.
- Разработайте рекомендации для родителей по соблюдению гигиенических требований к организации продуктивной деятельности дошкольников.
Задача 28.
Проанализируйте ситуацию и выполните задания.
У воспитанника подготовительной группы для детей с ФФН наблюдаются следующие особенности: трудности в узнавании наложенных и недорисованных изображений, значительные расхождения результатов продуктивной деятельности с предложенным образцом, ошибки в определении местонахождения предметов в пространстве и на листе бумаги, быстрая утомляемость и недостаточная точность при выполнении графических заданий.
1. Проанализируйте возможные трудности, возникающие у детей с ФФН в овладении навыком письма, раскройте их механизмы.
2. Предложите и обоснуйте систему диагностических заданий, позволяющих выявить уровень сформированности ведущих неречевых предпосылок навыка письма.
3. Определите основные направления работы по подготовке к овладению навыком письма дошкольников указанной группы.
4. Разработайте систему упражнений по подготовке руки детей к письму для воспитателя группы ФФН.
5. Подготовьте содержание консультативной беседы с родителями дошкольников с ФФН по предупреждению нарушений письма у детей.
Задача 29.
Проанализируйте ситуацию и выполните задания.
К логопеду был направлен мальчик 9 лет с сочетанной патологией: открытая органическая ринолалия, обусловленная врожденной расщелиной неба и парез внутренних мышц гортани.
1. Определите механизмы и возможные нарушения речевых и неречевых функций у данного ребенка.
2. Обоснуйте систему диагностических заданий, позволяющих выявить указанную патологию.
3. Определить задачи, основные направления и приемы коррекционно-логопедической работы для данного нарушения.
4. Составьте перспективный (на 1 месяц) и ежедневный план трех занятий с этим ребенком на различных этапах логопедического воздействия.
5. Разработайте содержание консультативной беседы с родителями мальчика по ознакомлению с системой фонопедических упражнений и методическими требованиями к их проведению.
Задача 30.
Проанализируйте ситуацию и выполните задания.
У больной М. через год после удаления менингиомы выявилась умеренная атрофия и парез жевательных мышц; вялый парез мимической мускулатуры слева, но с возможностью смыкания губ; с полной афонией, поперхиваниями и затруднениями глотания; парезом мягкого неба, больше справа; с атрофией правой половины языка, перетянутостью его массы вправо. Движения языка нарушены, хотя и возможны. Отмечаются достаточные движения кончика языка (загибает его кверху, цокает, кладет на верхнюю и нижнюю губу), однако грубо нарушена подвижность корня и спинки языка.
1. На основе представленного неврологического статуса больной спрогнозируйте возможные нарушения речевых функций. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
2. Обоснуйте необходимость комплексного подхода к преодолению имеющегося дефекта. Определите этапы и задачи коррекционно-логопедической работы на каждом из них в данном случае.
3. Представьте систему заданий на развитие физиологического и речевого дыхания у больной с рассматриваемой формой дизартрией.
4. Составьте перспективный на 1 месяц план и конспекты трех занятий с этой больной на каждом этапе логопедического воздействия.
5. Разработайте методические рекомендации для больной к выполнению упражнений по развитию артикуляционного праксиса.
Задача 31.