Ключи и процедура подсчета тестовых баллов 4 страница
Считается, что наиболее распространенными видами психогенного реагирования на различные формы насилия в детском и подростковом возрасте наряду с задержками психического развития, регрессивными симптомами являются невротические реакции, психогенные депрессии и личностные расстройства. При клинической оценке депрессивных состояний большинством авторов отмечалась их апатичность, «замаскированность» психосоматическими расстройствами и нарушениями поведения.
В формировании психогенных психических расстройств у детей ведущее значение придается «синдрому избиваемого ребенка». Показано, что при «семейной жестокости», которая включает наряду с эмоциональным отвержением детей причинение им побоев, избиений, сексуального насилия, постоянно отмечаются психические расстройства в виде тревожных состояний и депрессий различной глубины в сочетании с низким уровнем социального функционирования, различными формами агрессивного и деструктивного поведения, антисоциальными личностными деформациями.
Психодинамический анализ внутрисемейных ситуаций и наличия психических отклонений у родителей, проявляющих жестокость в обращении с детьми, показывает, что в 60% случаев родители «забитых детей» имели тяжелую депривацию, в детстве страдали депрессивными и тревожными расстройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях чаще наблюдался «авторитарный» тип внутрисемейных отношений, при котором конфликты между супругами сопровождались враждебно-агрессивным отношением к детям. Следовательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.
К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относятся:
— алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;
–– незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;
— низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы;
— потребности родителей установить приоритет над ребенком, нарушение баланса власти; неравномерность привилегий;
— обсессивное поведение, жесткие моральные нормы;
— одиночество и плохое здоровье матери.
Следовательно, большое число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также асоциальных, дезорганизованных семей являются в настоящее время областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, необеспечения необходимостью условий для осуществления витальных, жизненно необходимых потребностей детей в защите и уходе.
Другая область отношений, в которой реализуется социализация детей, — сфера образования и государственные учреждений интернатного типа. Можно выделить следующие особенности этой сферы, в силу которых ребенок подвергается риску эмоционального отвержения, психологического и физического насилия.
Помощь и особая защита, предоставляемая государством ребенку, временно или постоянно лишенному семейного окружения, осуществляются неоперативно и чрезмерно формализованы.
Особые условия обучения и воспитания, создаваемые детям с физическими и психическими недостатками, приводят к тому, что они испытывают серьезные социально-психологические проблемы, в том числе прямое притеснение и дискриминационное отношение при включении в реальную социальную среду. Особые условия обучения и воспитания для многих из них становятся формой социальной и психологической изоляции и «изгойности».
Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифференциацию программ, внедрение «элитарных» форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.
Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа '«успеха через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия.
Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.
Участники насилия.Насилие может быть частью любых отношений. Оно может произойти между совсем незнакомыми людьми, только что познакомившимися на вечеринке, между долго живущими вместе людьми и друзьями. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего виновником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75% виновниками насилия являются родственники. Часто они используют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства.
Жертва насилия— это любой, кто вовлекается в отношения путем насилия, обмана или давления. Жертвой насилия может стать любой человек. Но статистика свидетельствует о том, что наибольшее количество насилия направлено на детей и молодежь. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенностями подростков: меньшей физической силой и психологической уязвимостью, социальной и материальной зависимостью от взрослого. Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Виктимология, изучающая жертвы преступлений, выделяет ряд биопсихосоциальных признаков, характеризующих комплекс жертвы. Одним из таких параметров является социальная изоляция, робость, неуверенность в себе. Не существует прирожденных жертв, но приобретенные человеком физические, психические и социальные свойства и качества, такие, как пассивность, трусость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения и т.д., могут сделать человека жертвой преступления.
Насильники.В большинстве случаев человека, совершающего насилие, отличает потребность доминирования над окружающими, а способом подчинения себе — жестокость. Он бессознательно стремится к таким видам деятельности, которые дают возможность удовлетворить эту потребность. Совсем незначительная часть насильников имеют психические заболевания. Гораздо больше встречается лиц с акцентуированным характером. По данным М.Р. Табакова, среди насильников наиболее часты психопаты (49,7%), алкоголики (50,8%), олигофрены (36%), лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы (63%).
4.2. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ
Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий перенесенного насилия и принятие мер по прекращению насильственных действий. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-психотерапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия:
а) полное признание основных прав детей и подростков: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование;
б) анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью. В случаях угрозы жизни и благополучию жертвы насилия психолог обязан вмешаться в ситуацию. Формирование чувства безопасности у жертв насилия — основа эффективной помощи*.
* Использованы методические рекомендации Ярославской медико-педагогической школы, подготовленные под руководством В.А. Шелковой.
Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разъяснение их основных прав:
— права на неприкосновенность;
— права на защиту своей чести;
— права доверять своим чувствам;
— права говорить «нет» взрослым;
— права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вызывает неприятие;
— права на получение помощи.
Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов, ее достоверность зависит от степени доверия пострадавши? или их близких к специалисту. Информация должна содержать сведения о самой жертве, родителях и близких родственниках, о семейной ситуации (состав, статус, внутрисемейные отношения, внешние связи семьи, микроклимат). о доверенных лицах, о насильнике.
Определенное значение имеют пол консультанта, месте и обстановка проведения консультаций, уровень профессионализма психолога, позволяющие обеспечить максимум уважения, достоинства и серьезного восприятия ребенка и его проблем, минимум дополнительной психической нагрузки и отсутствие нанесения ущерба его личности
Признаки посттравматического синдрома характерны для всех жертв насилия. Глубина отрицательных последствий определяется обстоятельствами, среди которых выделяют тяжесть и характер насилия, особенности социального окружения и членов его семьи к факту насилия, индивидуальная толерантность ребенка к стрессорным воздействиям и др. Профессиональная психологическая помощь необходима каждому ребенку и подростку, пострадавшему от любого вида насилия, и является наилучшим вариантом для выхода из постгравматического состояния с наименьшими последствиями для личности ребенка.
Таким образом, цель психологической помощи жертвам насилия в уменьшении отрицательного влияния пережитой ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе.
Исходя из этих целей психолог решает следующие практические задачи:
— оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);
— изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;
— мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;
— осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;
— выявляет основные направления дальнейшего развития личности;
— привлекает других членов семьи, родственников, сверстников доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшего ребенка.
4.3. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ
Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наиболее используемыми являются следующие методики:
1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопата ческих проявлений.
2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик.
3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности.
4. Рисуночные тесты «Дом — Дерево — Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующие животные». «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертвы насилия.
Показаниямик психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций, приглашение пострадавшего самим психологом. Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.
Как и в других случаях, основным методом психологического консультирования является интервью.
С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации интервью к сбору информации о теме взаимодействия к личности клиента, от достижения взаимопонимания к совместному решению о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы.
Во время интервью психолог может использовать другие известные методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие ребенку, пострадавшему от насилия, безусловное принятие его личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гордон):
1. Пассивное слушание (тишина). Это мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать внимание к его личности и проблемам.
2 Реакция подтверждения, признания услышанного. Осуществляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмурирование и др).
3. «Открывание дверей». Это специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания.
4. Активное слушание, в ходе которого с помощью перефразирования услышанного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента.
5. «Отражение чувств» — метод передачи сопереживания и понимания, предложенный американским психотерапевтом К. Роджерсом. При его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, он помогает их осознать и вербализовать и тем самым содействует эмоциональному отреагированию.
6. Обучение сублимации, т.е. выражению чувств в социально-приемлемой, безопасной и потенциально-творческой форме.
7. Интерпретация. Это основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Человек открывает для себя альтернативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам представил о случившемся. Изменение этой картины способствует изменению поведения и настроения консультируемого.
8. Директива, при использовании которой психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желательным, и предполагает, что клиент выполнит его указания.
9. Самораскрытие. Психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-предложениях».
10. Обратная связь. Психолог дает возможность человеку понять как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для самовосприятия.
Метод имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия.
11. Логическая последовательность. Психологом объясняются последствия его мышления и поведения: «Если то-то». Метод дает возможность для рефлексий своих действий и переживаний, способствует развитию возможностей рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений.
12. Пересказ. Повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами.
13. Резюме, используемое в конце консультативной беседы для суммирования суждений психолога и выводов клиента. Метод способствует прояснению результатов беседы и помогает перенести результаты интервью в реальную жизнь.
Целесообразно использовать в работе с подростками, пострадавшими от насилия, «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных для подростковой психологии форм психологической помощи. Эта форма помощи обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих молодежную субкультуру и специально подготовленных к работе на «телефоне доверия». Роль консультанта «телефона доверия» состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и установлении здоровых сохранных сторон личности обратившегося за помощью с целью повышения уровня его самооценки, выявлении круга друзей и близких, которые могли бы его поддержать, выработке плана действий в критической ситуации.
4.4. ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ
Для того чтобы определить спектр психотерапевтической помощи жертвам насилия, необходимо учитывать как внешние признаки насилия, так и особенности детей и подростков, подвергнувшихся насилию. Обычно учитываются следующие внешние признаки насилия: безнадзорность, эмоциональное, физическое и сексуальное насилие. Первое проявляется в неухоженности, неопрятности, внешней запущенности ребенка, его дистрофичности, постоянных простудных заболеваниях, несвоевременном лечении или отсутствие такового, затяжных инфекционных заболеваниях, частых травмах. Психологическими последствиями безнадзорности является социально-педагогическая запущенность ребенка. Второе выясняется из жалоб ребенка, расспросов его соседей, друзей, из которых формируется представление о нем как объекте насмешек, обид, угроз, унижения, раздражения родителей, превращающих ребенка в своеобразного «козла отпущения», лишенного эмоционального тепла и ласки в семье. Третье проявляется в виде повреждений на теле, ссадин, синяков, порезов, ожогов, переломов и несвоевременности или отсутствии при этом медицинской помощи. Следствием насилия может быть чувство немотивированного беспокойства, тревоги, неуверенности, отсутствие доверия к людям, замкнутость, отчужденность, приводящие к социальной дезаптации ребенка.
Сексуальное насилие отражается в рассказах ребенка, играх идентичного типа с другими детьми и куклами, избегании медосмотра, страха посещения туалета, неадекватных реакциях на потенциальных насильников, необычном количестве сексуальных знаний, проявляющихся в рисунках или поведении. В ходе психотерапии учитывается тот факт, что в большинстве случаев имеет место сочетание различных видов насилия и готовность к поведению жертвы. При этом обращается внимание на следующие обстоятельства:
1. Особенности личности и психического состояния ребенка или подростка до факта насилия.
2. Вид перенесенного насилия и способность ребенка осознавать его сущность.
3. Глубину и тяжесть переживания факта насилия: от безразличия до тяжелых депрессий и суицидальных попыток.
Психологические последствия могут быть выражены в виде:
— закрепления личностных форм реагирования на насилие и предрасположенности вновь стать жертвой насилия;
— формирования на основе неотреагированного психотравматического опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений социальной адаптации, сложностей вступления в брак и т.д.;
— виктимизации, которая может приводить к отклоняющемуся и делинквентному поведению.
Учитывая перечисленные выше обстоятельства, психотерапевтическую помощь можно проводить в следующих направлениях:
1. Ребенок и подросток — жертвы насилия (индивидуальная и групповая психотерапия),
2. Семья и близкое окружение жертвы насилия (семейная и групповая психотерапия).
3. Школьный коллектив и группа сверстников (групповая психотерапия).
4. Педколлективы, общественные организации, правоохранительные органы (психопрофилактика).
Индивидуальная психотерапия проводится с детьми и подростками, находящимися в кризисном состоянии. Ее основными задачами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия доверия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов. На первом этапе может применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальттерапии и нейролингвистического программирования.
После установления доверия, воссоздания значительного личностного ресурса возможен переход ко второму этапу. Его задача состоит в выявлении основного психологического конфликта и отреагировании травматических переживаний.
Отреагирование через осознание проблемы происходит у подростков с высоким уровнем развития самосознания и рефлексии. Для детей чаще всего используются психодраматическое отыгрывание травматических ситуаций через арт-терапию, телесно-ориентированные техники, игровую терапию.
Для подростков с высоким напряжением внутреннего конфликта это может быть отреагирование путем гипноанализа или соприкосновения с травматическим опытом в состоянии терапевтического транса. Это всегда очень тонкая и ответственная терапия, так как отреагирование травматической ситуации может происходить лишь при наличии достаточного личностного ресурса. В противном случае повторное переживание событий насилия лишь усиливает психотравму. Подросток, имеющий достаточный личностный ресурс, может вывести проблему на уровень осознания и с помощью психолога произвести переориентирование с кризисного переживания на иные позитивные направления.
После отреагирования травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у клиента освобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие самооценки, формирование доверия к себе, уверенности в своих силах и конструктирование новых способов поведения и решения конфликтов, выработки активности в борьбе со злом.
Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы насилия особо нуждаются в психотерапевтической помощи. В групповых формах эта поддержка необходима в более поздние периоды.
На третьем этапе применяется терапия творческим самовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, транзактивный анализ и групповая психотерапия. Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт установлен и пострадавший может говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аффективная острая симптоматика. Обычно группа формируется из подростков, имеющих аналогичные проблемы. Именно в такой группе подросток может обрести понимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели поведения, не боясь осуждения, выработать новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля и, наконец, найти новых друзей, почувствовать уверенность в себе и перестать быть жертвой.
Группа может быть постоянно действующей (1—2 раза в неделю по 1,5 часа), открытой или закрытой. По содержанию это может быть:
— психодинамическая группа, целью которой является создание атмосферы поддержки и доверия, осознание и отреагирование собственных проблем, делающих подростков жертвами насилия; формирование новых способов поведения в ситуациях насилия; сопротивление злу; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала;
— группа ролевого тренинга, направленная на отработку ролевых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками и осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее изменения;
— группа тренинга общения, направленная на формирование конструктивного общения, партнерских способов решения жизненных ситуаций, способов социально-психологической адаптации в различных условиях;
— группа телесно-ориентированной терапии, имеющая целью снятие телесных зажимов и отреагирование травматического опыта через тело;
— группа терапии творческим самовыражением (рисунок, лепка, танец), направленная на раскрытие внутреннего потенциала, повышение самооценки и отреагирование травматического опыта через творчество;
— группы игровой психотерапии, в которых ребенок может разрешить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффективные состояния.
Возможны различные сочетания тех или иных сторон групповой работы с включением элементов тех или иных техник или следование одной стратегии в психотерапевтической работе. Важным результатом психотерапии является способность ребенка в дальнейшем самостоятельно существовать и активно реагировать в возможных ситуациях насилия.
Семейная психотерапия показана в случаях, когда необходимо помочь семье справиться с кризисным состоянием или при коррекции семейных отношений, если близкое окружение ребенка является источником насилия. Психолог, взявший на себя роль помощника семьи, должен осознавать меру ответственности за свое вмешательство и быть готовым к натиску агрессии и деструктивности при нарушении ее стереотипов. В психотерапию должны включаться все поколения семьи, участвующие в воспитании. В процессе психотерапии должны решаться личностные проблемы членов семьи и проблемы семейного воспитания. Целью семейной терапии является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть, и за то, что они есть. В любом случае семейная терапия проводится при участии ребенка (см. работу с семьей).
Психопрофилактикой насилия может служить работа психолога с родителями и педагогами, специалистами по осознанию собственных источников насилия, разъяснению их опасности, повышению ответственности за насильственные действия любого рода, выявлению и защите прав жертв насилия и способам предупреждения виктимного поведения. Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Их восприятие мира, как враждебного и опасного, проецируется на адекватные отношения с этим миром. Являясь жертвами насилия в каких-то сферах микросреды, они часто становятся насильниками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершающих насильственные противоправные действия.
Групповые методы работы в таких случаях аналогичны, но ее цели направлены на осознание подростками причин агрессивного поведения, расширение предела терпимости, способов социального контроля, альтернативным агрессии, социально приемлемых способов поведения и разрешения жизненных трудностей.
Таким образом, создание системы психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения, предполагает не только непосредственную работу с ними, но и деятельность по предупреждению ситуаций насилия. Важно обучить ребенка безопасному поведению, усилить его возможности самозащиты, снять комплексы неполноценности как основу виктимного поведения. Однако для профилактики жестокости и насилия в обществе нужны социальные комплексные программы, которые бы включали различные направления работы:
— образовательные программы для детей и подростков;
— образовательные программы для педагогов, родителей и других взрослых, работающих с детьми и молодежью;
— создание специальных программ в масс-медиа, демонстрирующих здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения и манипуляций;
— борьба с засилием программ, публикаций, транслирующих жестокость и насилие, изобилующих аверсивными стимулами;
— создание «телефонов доверия», специальных кризисных центров, убежищ и приютов для жертв насилия;
— ориентация волонтерского движения в помощь социально дезадаптированным детям и подросткам по их реадаптации в обществе и др.
Основными принципами создания таких программ должны быть принципы доступности, ответственности, достоверной информации, активности.
Контрольные вопросы
1. Какова психология переживания насилия ребенком?
2. Какие действия можно считать насильственными по отношению к другому человеку?
3. Каковы формы насилия и основные группы риска, подвергающихся насилию?
4. Какова специфика домашнего насилия?
5. Всякий ли человек способен на насильственные действия? Имеется ли какая-то личностная предрасположенность к такому поведению?
6. Каковы психологические последствия насилия, перенесенного в детском и подростковом возрасте?
7 Чем характеризуется посттравматический синдром?
8. Какова цель психологической помощи детям, пострадавшим от насилия?
9. В чем состоят особенности технологии кризисного консультирования и кризисной психотерапии?
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Дети и насилие: основные понятия, социально-психологические аспекты.
2. Насилие в семье: психологическая характеристика.
3. Психологические механизмы формирования виктимного поведения.
4. Насилие в школе: обидчики и жертвы (психологические аспекты).
5. Технология психологического сопровождения детей и подростков, пострадавших от насилия.
Задания для самостоятельной работы
1. Разработайте программу психолого-педагогической профилактики насилия для школы, обоснуйте ее цели, задачи, стратегию, основные направления и формы работы.
2. Дайте психологическую характеристику младшего школьника (подростка), часто являющегося жертвой обидчиков в классе. Обоснуйте причины виктимного поведения.
3. Вспомните конкретный случай жестокого обращения с вами в детском возрасте. Опишите свое психоэмоциональное состояние в тот момент.