Основы гуманитарного образования и их переосмысление в xxi веке
Основы гуманитарного образования имеют многовековую историю, они были заложены различными философами античности Аристотелем, Платоном, Сократом, Я.А. Коменским. На протяжении многих веков система образования преодолела множество преобразований в обучении и воспитании, поэтому в настоящее время в XXI веке получили широкое распространение инновационные процессы.
В современном мире происходит переосмысление ценностей в системе образования. Сейчас более востребованы специалисты технических специальностей в связи с тем, что в XXI веке стремительно развиваются новейшие технологии в системе образования, а также в научной и других отраслях профессиональной деятельности.
Важно отметить то, что за последние два десятка лет деформировалась многовековая система образования, сердцевиной которого в античное время являлось воспитание (семейное и государственное). Не случайно Аристотель (384 – 322 до н.э.) в трактате «Политика» писал: «Едва ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб. Ведь воспитание должно соответствовать каждому государственному строю; свойственный каждому государственному строю характер обыкновенно служит сохранению строя и с самого начала – его установлению…, и всегда лучший характер обеспечивает лучший вид строя» [1. С. 628].
Гуманитарное образование имеет особую направленность на то, чтобы сформировать определенные индивидуальные качества личности. Гуманитарные дисциплины имеют большое значение для формирования всестороннего развития личности, в частности психология и педагогика обучает и осуществляет воспитательную деятельность, культурология прививает культурную сферу научных интересов и развивает эстетические и художественные взгляды, риторика позволяет научить правильно и грамотно вести диалог и разговор и это еще не весь список дисциплин, без которых, невозможно сформировать индивидуальные качества человека как всестороннее развитой личности.
Гуманитарное образование, обогащенное опытом истории российского государства, античной и русской философией, является главным условием для формирования и становления человека как личности в государственном управлении Россией.
Обсуждение проблем образования имеет давнюю историю: оно начинается с античности и продолжается сегодня. Можно сказать, что образование принадлежит к числу вечных проблем, непосредственно связанных с пониманием особенностей науки и человека. Альтернативой классическому образованию должно стать гуманизирующее начало в образовании. Необходимым условием гуманизации образования должно стать понимание человека как целостного существа, рациональность которого предполагает участие рассудка и разума, сознательного и бессознательного, эмоционального и волевого аспектов, каждый из которых индивидуально неповторим и в то же время является всеобщей принадлежностью каждого индивида [2. С. 129]. Образование должно опираться на факторы внутреннего порядка – природные задатки, мотивацию, степень овладения культурой, влияние повседневности, которая становится «второй натурой». Оно предполагает развитие в человеке общечеловеческих качеств, расширение пространства человечности при сохранении его неповторимой индивидуальности.
Соответственно, основы гуманитарного образования являются традиционно устойчивой системой, которые сформировалась на протяжении многих веков, начиная, со времен античности и существуют до наших дней. Но главная особенность заключается в том, что компоненты, из которых она состоит должны постоянно обновляться, видоизменяться в соответствии с требованиями современного мира, которые диктует нам XXI век и поэтому в настоящее время широкое распространение получили инновационные процессы в образовании. Поэтому необходимо сформировать новые качества личности, с учетом современных требований к жизни человека, а также постараться сохранить традиционную систему ценностей и представлений о воспитании (семейное, государственное) согласно принципам Аристотеля и другими учеными, которые обозначили основные педагогические принципы в образовании. В заключение следует отметить, что высокое качество высшего образования немыслимо без гуманитарного начала. Гуманитарное начало стояло в центре внимания с эпохи античности, когда закладывались основы философии образования и реализовывались принципы воспитания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аристотель Сочинения: В 4 т. – М., 1934. Т. 4.
2. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учебное пособие. Москва : Проспект, 2011. – 432 с.
3. Мещерская, Ю. В. Инновации как фактор повышения качества образования / Ю. В. Мещарская // Управление качеством образования: журнал. – 2011. - № 4. – С. 34-38.
Х.В. Слячкус