Методы использования слова

Методы физического воспитания

Методы физического воспитания – это способы использования средств физического воспитания для решения его задач. Они основаны на использовании либо непосредственно чувственного восприятия (наглядности), либо слова, либо практической деятельности. В связи с этим, в процессе

физического воспитания используются три группы методов: практические, словесные, наглядные.

Методы использования слова

С помощью слова учитель осуществляет многие функции, со­ставляющие его конструктивную, организаторскую и другие сторо­ны деятельности, а также устанавливает взаимоотношения с учени­ками, общается сними. Через слово ученик получает новые знания, понятия и их терминологическое определение. С помощью слова учи­тель анализирует результаты усвоения учебного материала и тем самым способствует развитию у ребенка самооценки.

Таким образом, учитель физического воспитания имеет возмож­ность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувства ученика.

Речь учителя должна быть точной и понятной ученикам. Конкретно это выра­жается в следующих методических рекомендациях:

1. Смысловое содержание слова должно соответствовать осо­бенностям учеников и задачам обучения.

2. Пользуясь словом, необходимо подчеркивать эффективность изучаемого действия.

3. Слово должно помогать выявлению взаимосвязи между от­дельными движениями в действии.

4. Метод слова играет большую роль в объяснении ученикам основ техники физического упражнения, момента приложения ос­новных усилий.

5. Слово должно быть образным. Это повысит его наглядность
и сделает более доходчивым для учеников.

6. Говорить ученикам о движениях, которые выполняются ими втоматизированно, нецелесообразно (за исключением тех случа­ев, когда требуются исправления).

Рассказ — повествовательная форма изложения, чаще всего при­меняется учителем при организации игровой деятельности уче­ников.

Описание — это способ создания у ребенка представления о действии. При описании дается перечень характерных признаков действия, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Используется оно при создании первоначально­го представления или при изучении относительно простых дейст­вий, когда ученики могут использовать свои знания и опыт. Объяснение призвано вскрывать основу техники, отвечать на главный вопрос: «Почему?»

Беседа мо­жет протекать в виде вопросов учителя и ответов учеников или в виде свободного выяснения взглядов.

Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только учитель, или дву­сторонним — в виде беседы с участием учеников. Вторая форма позволяет решать образовательные и воспитательные задачи бо­лее эффективно.

Задание предусматривает постановку задачи перед уроком или частных задач по ходу урока.

Указание (или распоряжение) отличается краткостью и требу­ет безоговорочного исполнения. Это повышает уверенность учени­ков в возможности выполнения задачи. Через указания ученики получают точную ориентацию в способах ее решения, в приемах исправления ошибки, но без обоснования.

Оценка является результатом анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса, а потому имеют несколько разновидностей.

Оценка путем сравнения со стандартной техникой исполне­ния

Оценка путем сравнения с техникой исполнения другого ученика

Оценка путем определения результативности действия.

Команда — специфический и наиболее распространенный ме­тод использования слова в физическом воспитании. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окон­чанию или к изменению темпа движений. Применяются строевые команды, принятые в армии, и специальные — в виде судейских реплик, стартовых команд и тп. При работе с детьми дошколь­ного возраста команда не применяется, а при работе с детьми младшего школьного возраста используется с ограничениями.

Подсчет, позволяет задавать ученикам необходимый темп вы­полнения движений.

Наши рекомендации