Требования к освоению учебной дисциплины
ПЕДАГОГИКА
Учебная программа для специальностей
1-02 03 08 «Иностранный язык (немецкий язык)», «Иностранный язык (английский язык)», «Иностранный язык (французский язык)».
Факультеты английского, немецкого, французского языков | |
Кафедра педагогики | |
Курс – II, III | |
Семестр – IV - V | |
Лекции – 14 часов | зачет – IV семестр |
Семинарские занятия – 12 часа | экзамен – V семестр |
Самостоятельная работа – 132 часа | |
Всего аудиторных часов по дисциплине – 26 часов | |
Всего часов по дисциплине – 194 часов | Форма получения образования – заочная |
2009 г.
Учебная программа составлена на основе ОСРБ 1-21 06 01-01-2008 Образовательный стандарт РБ. Высшее образование. Первая ступень. Специальность – 1-21 06 01-01 «Современные иностранные языки (преподавание). Квалификация – лингвист, преподаватель иностранных языков. – Дата введения 01.09.2008. – Минск: НИО, 2008. – 50 с.
Рецензенты:
кафедра педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ имени М.Танка;
Кабуш В.Т., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и философии образования ГУО «Академия последипломного образования».
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры педагогики 1 июля 2009г. (протокол № 12).
Заведующий кафедрой
____________________ В.В. Пашкевич
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Минского государственного лингвистического университета
« » ____________ протокол №
Председатель
___________ П.К. Бабинская
Тематический план учебной дисциплины «Педагогика»
№ п/п | Содержание курса | Количество часов | ||
Лекции | Семинарские занятия | СР | ||
1. | Общие основы педагогики | |||
1.1 | Педагогика в системе наук о человеке | |||
1.2 | Воспитание и развитие личности в мировой педагогике | |||
1.3 | Целеполагание в педагогике | |||
1.4 | Педагогический процесс как система и целостное явление | |||
1.5 | Современные тенденции в развитии образования | |||
1.6 | Основные направления государственной образовательной политики в Республике Беларусь | |||
2. | Дидактика | |||
2.1 | Содержание образования | |||
2.2 | Процесс обучения | |||
2.3 | Мотивация учебно-познавательной деятельности и ее формирование | |||
2.4 | Технологии, методы и средства обучения в современной педагогике | |||
2.5. | Организация процесса обучения: формы и системы | |||
2.6 | Педагогическая диагностика | |||
2.7 | Современные дидактические идеи | |||
3. | Теория воспитания | |||
3.1 | Процесс воспитания | |||
3.2 | Содержание воспитания | |||
3.3 | Организация процесса воспитания в современной школе | |||
3.4 | Школьная и семейная среда как фактор развития личности ученика | |||
3.5 | Проблема формирования положительной Я-концепции личности ученика | |||
3.6 | Основы педагогики общения | |||
4. | Профессиональная деятельность педагога | - | ||
4.1 | Учитель как личность и профессионал | |||
4.2 | Управление современной школой | |||
ИТОГО: |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи учебной дисциплины «Педагогика»
В системе подготовки кадров высшей квалификации гуманитарного профиля в сфере преподавания иностранных языков курс «Педагогика» относится к базовым дисциплинам общепрофессионального и специального цикла на первой ступени высшего образования. Этот курс способствует формированию и развитию социально-профессиональной компетентности специалиста в организационно-управленческой, преподавательской, воспитательной, учебно-методической, научно-исследовательской и инновационной деятельности в области обучения и воспитания личности в различных типах учреждений образования Республики Беларусь.
Целью курса «Педагогика» является овладение студентами системой научных знаний как основой развития их гуманистического профессионального мышления, обогащения их профессионально-педагогической культуры и практического приобщения к современным технологиям обучения и воспитания.
Задачамикурса являются:
1) формирование у будущих педагогов целостного представления о педагогической действительности на основе усвоения теоретических положений современной педагогической науки;
2) развитие у студентов ценностного отношения к педагогической профессии, готовности к профессиональному и личностному совершенствованию, способности формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения;
3) приобретение студентами практических умений и навыков организации продуктивного педагогического взаимодействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности в конкретной социокультурной ситуации.
В учебной программе курса внимание сосредоточено на изучении понятийно-терминологического аппарата педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, рассматриваются методологические основы педагогической науки, раскрываются проблемы теории и практики обучения и воспитания, особенности профессиональной деятельности педагога и управления педагогическими системами.
Доминантой программы является направленность на освещение особенностей развития национальной педагогики и системы образования Республики Беларусь, учет сложившейся социально-педагогической ситуации. В перечне программных вопросов и их характере отражены особенности лингвистического вуза, готовящего преподавателей иностранного языка.
Требования к освоению учебной дисциплины
В результате изучения курса «Педагогика»студент должен знать:
- основные понятия и категории педагогики, методологические основы педагогической науки и методы педагогических исследований;
· сущность образования как педагогического процесса и системы, основные способы его организации и тенденции развития в современном поликультурном мире;
· сущность обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов, основные закономерности, принципы, содержание, методы, приемы, формы и средства их организации;
· нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования и воспитания в Республике Беларусь;
· особенности обучения и воспитания в различных возрастах и типах учебных заведений в Республике Беларусь и способы диагностики качества учебно-воспитательного процесса;
· требования к личности педагога, критерии успешной педагогической деятельности и способы повышения профессионально-педагогического мастерства.
В результате изучения курса «Педагогика» студент должен уметь:
· изучать педагогический процесс с применением научных методов;
· формулировать образовательные и воспитательные задачи и принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;
· проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие с различными субъектами педагогического процесса;
· стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся/ студентов и развивать их самостоятельность;
· планировать, контролировать и осуществлять идеологическую и воспитательную работу с использованием современных методов и технологий;
· рефлексировать процесс и результат учебно-воспитательной деятельности;
· осуществлять анализ и оценку собственной педагогической деятельности, проектировать самосовершенствование.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Педагогика» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по указанной специальности с учетом требований компетентностного подхода.
В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие академические компетенции:
· владеть и применять базовые научные знания для решения теоретических и практических задач в сфере педагогической деятельности:
▫ теоретико-методологические знания о человеке как биосоцио-психическом существе; основные методологические подходы, закономерности и принципы обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов; влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание, принципы профессионально-педагогической деятельности;
▫ методические знания – современные технологии, методы, приемы, формы и средства диагностики, планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля учебно-воспитательной работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях;
▫ прикладные знания – приемы установления контактов в профессиональном общении, создания блаприятной эмоциональной атмосферы в коллективе, самоконтроля, самооценки, рефлексии, саморегуляции и самокоррекции своей профессиональной деятельности и поведения;
· владеть системным и сравнительным анализом педагогических явлений и процессов, исследовательскими навыками в педагогической деятельности;
· уметь учиться и работать самостоятельно, быть способным порождать новые идеи;
· владеть междисциплинарным подходом при решении педагогических проблем, обладать способностью к интеграции знаний;
· обладать способностью соотносить понятийный аппарат педагогики с реальными фактами и явлениями педагогической действительности.
В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие социально-личностные компетенции:
· быть способным к социальному взаимодействию;
· уметь работать в команде;
· иметь гражданскую позицию;
· быть способным к критике и самокритике;
· иметь гуманистическую направленность личности;
· быть готовым к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.
В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
в организационно-управленческой деятельности:
· работать с педагогической литературой, нормативными, нормативно-правовыми и законодательными документами в области образования и воспитания в Республике Беларусь;
· изучать педагогический процесс с применением научных методов;
· составлять педагогическую документацию, а также отчетную документацию по установленным формам;
· осуществлять психолого-педагогическую диагностику, анализировать и оценивать собранные данные;
· готовить доклады, материалы к презентациям; пользоваться глобальными информационными ресурсами;
· формулировать образовательные и воспитательные задачи и принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;
· проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие с различными субъектами педагогического процесса;
в преподавательской деятельности:
· владеть дидактическими основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля образовательного процесса;
· владеть нормами педагогического общения;
· рефлексировать процесс и результат педагогического процесса;
· осуществлять анализ и оценку педагогической деятельности, проектировать профессиональное и личностное самосовершенствование;
в воспитательной деятельности:
· владеть основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля идеологической и воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование общей культуры, патриотических убеждений, духовных и нравственных ценностей, социальной толерантности, интереса и уважения к иным культурам;
· учитывать закономерности и принципы возрастного и индивидуального развития личности в воспитательном процессе;
· владеть формами, методами и технологиями воспитательной деятельности;
в учебно-методической деятельности:
· осуществлять отбор материала для учебных занятий по педагогике;
· разрабатывать дидактические, учебные и рабочие материалы для организации собственной учебной деятельности;
· планировать, конструировать, осуществлять, стимулировать и контролировать самостоятельную работу по педагогике;
· разрабатывать контрольные задания для диагностики качества усвоения знаний по педагогике;
в научно-исследовательской деятельности:
· ориентироваться в основных направлениях педагогических исследований;
· владеть методологической и теоретической базой научно- педагогического исследования;
· пользоваться научной и справочной литературой;
· готовить научные рефераты, доклады, тезисы выступлений;
· интерпретировать анализируемые явления в их взаимосвязи и взаимозависимости;
в инновационной деятельности:
· осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным педагогическим технологиям;
· использовать современные информационные ресурсы в обучении и воспитании;
· осваивать современные методы обучения и воспитания;
· изучать педагогические системы авторских школ;
· развивать в себе потребность к творчеству и инновациям.
Технологии обучения
Основными технологиями обучения, отвечающими целям изучения курса, являются:
– проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);
– интерактивные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (“мозговой штурм”, дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, “круглый стол” и др.);
– игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры);
– рефлексивные технологии (сочинения-эссе, портфолио).
На изучение курса «Педагогика» всего отводится 194 часов, из которых 26 часов отведено на аудиторные занятия и 132 часа на самостоятельную работу студентов. Аудиторные занятия включают 14 часов лекций и 12 часов семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (IV семестр) и экзамена (V семестр).
Содержание учебной дисциплины «Педагогика»