Тема 9. Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках
Вариант 25.
1. Охарактеризуйте содержание дидактики как теории обучения и образования.
2. Назовите принципы дидактики.
3. Определите виды научений по их признакам:
а) вербальное;
б) оперантное;
в) условно-рефлекторное;
1) приобретение нового опыта через словесные воздействия;
2) приобретение опыта конкретных действий по методу проб и ошибок;
3) возникновение новых форм поведения по механизму условных рефлексов.
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос следует рассмотреть историю возникновения понятия «дидактика» и само определение этой педагогической категории. Укажите закономерности дидактики как составной части педагогики. Рассмотрите стороны процесса обучения.
Во втором вопросе перечислите и охарактеризуйте существующие принципы дидактики, ее исходные установки. Укажите, меняются ли в современных условиях основные принципы обучения и чем определяется успех в реализации этих принципов.
В третьем вопросе следует определить виды научений по их признакам. Охарактеризуйте названные виды научений, соотнесите их и приведите примеры их практического применения.
Литература
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.
Кроль В.М.Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2001.
Крысько В.Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2004.
Островский Э.В., Чернышева Л.И.Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
Вариант 26.
1. Соотнесите понятия «обучение» и «воспитание».
2. Назовите методы, используемые в обучении.
3. Соотнесите педагогические понятия и их характеристики:
а) цели обучения;
б) метод обучения;
в) средства обучения;
1) совокупность материальных, технических, информационных ресурсов, используемых для обеспечения обучения;
2) упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя работой учащихся по овладению знаниями;
3) организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно указать, что понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования. Соотнесите общее и различное в воспитании и образовании. Назовите основные элементы процесса обучения и выделите его главный компонент.
При ответе на второй вопрос следует перечислить и охарактеризовать существующие классификации методов обучения.Рассмотрите условия эффективности лекции, как важнейшего общедидактического метода обучения. Назовите основные виды практических форм учебной работы.
Ответ на третий вопрос должен содержать подробную характеристику названных педагогических понятий. Укажите, что объединяет эти категории и оказывает влияние на изменение их содержания.
Литература
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.
Кроль В.М.Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2001.
Крысько В.Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2004.
Островский Э.В., Чернышева Л.И.Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
Вариант 27.
1. Соотнесите понятия «содержание обучения» и «цели обучения».
2. Назовите основные методы педагогических измерений.
3. Соотнесите педагогические способности и их основные характеристики:
а) дидактические;
б) коммуникативные;
1) способность находить нужный стиль общения, добиваться взаимопонимания с учащимися;
2) способность по-разному излагать учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;
3) способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать;
4) способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения.
Методические указания
В первом вопросе важно отметить, что под содержанием обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Назовите и охарактеризуйте четыре основных элемента составляющих содержание обучения. Рассмотрите исторические этапы процесса изменения целей воспитания. Укажите, какие факторы являются определяющими для изменения целей воспитания.
При ответе на второй вопрос следует отметить, что измерения и контроль в сфере образования призваны выяснить, на каком уровне сформированы знания, умения, навыки, поэтому педагогические измерения сводятся, как правило, к оценке уровня знаний. Охарактеризуйте такие формы контроля как: текущий, периодический и итоговый. Перечислите и рассмотрите методы контроля. Рассмотрите такую форму контроля как оценка и проанализируйте психолого-педагогический смысл и назначение оценки деятельности учащихся.
В третьем вопросе соотнесите названные педагогические способности и их характеристики и проанализируйте их различие. Укажите, можно ли наличие этих способностей рассматривать как обязательную составляющую профессиональной культуры педагога.
Литература
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.
Кроль В.М.Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2001.
Крысько В.Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2004.
Островский Э.В., Чернышева Л.И.Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.