Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы
Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей установлена не продолжительность рабочего времени, а норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы. Определяя ее, необходимо учитывать следующее:
– норма часов за ставку для указанных педагогических работников является лишь нормируемой частью их рабочего времени;
– норма часов за ставку (18 или 20 ч в неделю или 720 ч в год) является расчетной единицей при оплате их труда;
– за часы преподавательской работы сверх указанных норм предусматривается дополнительная оплата из расчета ставки в одинарном размере.
Как было указано выше, ставка заработной платы учителям выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками (работа с родителями, методическая работа, подготовка к занятиям).
После установления учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования и тренерам-преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и других объединениях учащихся.
В соответствии с Постановлением № 191 (сноски 3 и 4 приложения) продолжительность нормируемой части учебной работы педагогических работников, осуществляющих преподавательскую деятельность, определяется в астрономических часах и включает в себя проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними. При этом количеству часов учебной нагрузки, установленной указанным работникам при тарификации, соответствует количество проводимых ими занятий продолжительностью, как правило, не превышающей 45 мин.
Должностные обязанности учителей помимо преподавательской работы (а по аналогии с ними и преподавателей, педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей) конкретизированы в п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69. Однако кроме учебных занятий нормировать иные виды их деятельности невозможно, поскольку время, требуемое для их выполнения, может быть различным в зависимости от обстоятельств.
Следует также отметить, что характер большей части педагогической работы, предусмотренной в п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, предполагает ее выполнение в течение длительных сроков (месяц, учебная четверть, полугодие, учебный год), в связи, с чем она должна регулироваться соответствующими планами и графиками.
Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогов сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением об особенностях режима рабочего времени для дежурств во время образовательного процесса.
Пунктом 3 Постановления № 191 установлены следующие нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы:
- 20 ч в неделю – учителям-дефектологам и учителям-логопедам;
- 24 ч в неделю – музыкальным руководителям и концертмейстерам;
- 25ч в неделю – воспитателям ОУ, работающим непосредственно в группах с учащимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;
30 ч в неделю – инструкторам по физической культуре (независимо от типа и вида ОУ, в котором выполняется работа в этой должности), воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня;
36 ч в неделю – воспитателям ДОУ, дошкольных групп общеобразовательных учреждений, ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений НПО и СПО.
При этом норма 25 ч педагогической работы в неделю за ставку заработной платы устанавливается для воспитателей, работающих в группах для детей: с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями речи; глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью легкой, умеренной и тяжелой степени; с аутизмом; со сложным дефектом (сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) и т. д. Соответственно к данной категории не относятся воспитатели, работающие в группах оздоровительной направленности для детей с различными заболеваниями (например, с туберкулезной интоксикацией) и часто болеющих, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий.