Глава 1 виды и формы плоскостопия.

ВВЕДЕНИЕ

Человек прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens.

Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, высокоразвитый мозг. В связи с прямохождением произошли изменения. В опорно-двигательной системе появилась сводчатая стопа, массивные нижние конечности, расширенный таз, S-образный позвоночник, грудная клетка, расширенная в стороны, смещается затылочное отверстие.

Организм и окружающая его среда представляют собой единство, в отличии от растений организм животного активен. это выражается в деятельности, движении, поведенческих реакциях, обеспечивающих не только приспособление организма к условиям среды . Отбор на лучшую приспособлённость к меняющимся условиям окружающей среды имел решающее значение на ранних этапах эволюции. Прямохождение важнейший этап на переход от обезьяноподобных к человеку.

Итоги эволюции человека прямохождение, расширение и укрепление таза, облегчение челюстного аппарата, освобождение руки для труда, противопоставление большого пальца, изготовление и использование орудий труда, сплочение общества и усложнение трудовой деятельности, появление второй сигнальной системы(речи), прогрессивное развитие головного мозга, возникновение абстрактного мышления, создание искусственной среды обитания, уход от интенсивного воздействия естественного отбора.

По медицинской статистике к 2 годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к 4 годам — у 32%, к 6 годам — у 40%, а к 12 годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.
Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов.
Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия — все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обеих форм плоскостопия.

Надо иметь в виду, что стопы, в отличие от любого другого органа, испытывают самую большую нагрузку. Они несут на себе не только нас самих, но и все то, что мы несем на себе, в руках, за плечами. Стопа — это орган опоры и амортиза­ции тела. Здоровая стопа -это единый слаженный механизм, совершенный «инструмент» для опоры и передвижения, состоящий из костной системы и мышечно-связочного корсета.

Говоря достаточно простым языком, плоскостопие – это уплощение стопы, которое создает дискомфорт при ходьбе и стоянии человека. Однако это не просто видоизменение стопы. Оно влечет за собой возникновение целого ряда осложнений, которые ухудшают общее состояние организма. К их числу относятся различные заболевания позвоночника (например: грыжи межпозвоночных дисков, радикулит, остеохондроз, различные искривления позвоночника, в том числе варианты сколиоза), заболевания тазовых костей и суставов, а также разнообразные недуги коленных суставов: воспаление менисков, деформирующий артроз и многие другие.

ГЛАВА 1 ВИДЫ И ФОРМЫ ПЛОСКОСТОПИЯ.


Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов.По происхождению плоскостопие бывает врожденное, паралитическое, травматическое и статическое, а по форме — продольное, поперечное и комбинированное. Врожденное плоско­стопие диагностируется крайне редко, так как у всех новорож­денных детей стопы плоские. Паралитическое плоскостопие возникает вследствие перенесенного полиомиелита, травматиче­ское — как результат перелома костей стопы или лодыжек, ста­тическое, наиболее часто встречающееся, развивается от пере­грузок мышц и связок стопы и ослабления мышц голени. Под, плоскостопием понимают деформацию стопы, заклю­чающуюся в уменьшении высоты продольных сводов в сочета­нии с пронацией пятки и супинационной контрактурой пере­днего отдела стопы. Иногда плоскостопие сочетается с валь-гусным положением стопы и называется плосковаль-гусной стопой. При плоскостопии одновременно с уменьшени­ем сводов происходит скручивание стоп, в связи с чем основ­ная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод. Рессорные свойства стопы при этом резко снижаются. Различают продольное и поперечное плоскостопие. Данная патология на­блюдается в равной степени как у лиц сидячих профессий, так и у выполняющих работу стоя, однако последние жалуются на боли в стопах в 2 раза чаще, чем лица сидячих профессий.

В случае прогрессирования продольного плоскостопия длина стоп увеличивается в основном вследствие опускания продоль­ного свода, а при развитии поперечного плоскостопия длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюс­невых костей и отклонения первого пальца кнаружи Плоско­стопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин. Продольное плоскостопие встре­чается чаще всего в возрасте от 16 до 25 лет, а поперечное — в 35-50.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5—6-летнего возраста не легко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы, однако приблизи­тельно в 3 % всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Травматическое плоскостопие — вследствие перелома ло­дыжек, пяточной кости, предплюсневых костей.

Паралитическая плоская стопа — результат паралича подо­швенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (по­следствия полиомиелита).

Рахитическое плоскостопие обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы.

Статическое плоскостопие, встречающееся наиболее часто (82,1%), возникает вследствие слабости мышц голени и сто­пы, связочного аппарата и костей. К внутренним причинам, способствующим развитию деформации стоп, относится также наследственно-конституциональное предрасположение, к вне­шним — перегрузка стоп, связанная с профессией, ведением домашнего хозяйства, ношением нерациональной обуви. При­чины развития статического плоскостопия могут быть различ­ны: увеличение массы тела, работа в стоячем положении, умень­шение силы мышц при физиологическом старении, отсутствие тренировки у лиц сидячих профессий и т.д.

Однако точнее установить степень плоскостопия можно, зная величину высоты свода от пола до мягких тканей свода стопы, для чего применяют плантографию — получение отпе­чатков стоп с помощью нанесенных на подошву красящих ве­ществ: раствора синьки, голландской сажи, танина и др.

Для статического плоскостопия характерны определенные болевые участки:

— на подошве, в центре свода и у внутреннего края пятки;

— на тыле стопы и в ее центральной части, между ладье­
видной и таранной костями;

— под внутренней и наружной лодыжками;

— между головками предплюсневых костей;

— в мышцах голени вследствие перегрузки;

— в коленном и тазобедренном суставах;

—в бедре из-за перенапряжения широкой фасции;

Боли усиливаются к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевают после отдыха. Нередко стопы становятся пастозными, в области наружной лодыжки появляется отеч­ность.

Для выраженного плоскостопия типичны следующие при­знаки: стопа удлинена и расширена в средней части, продоль­ный свод опущен, стопа пронирована и ладьевидная кость об­рисовывается сквозь кожу на медиальном крае стопы. Походка неуклюжая, носки сильно разведены в стороны.

Поперечно-распластанная стопа.В происхождении поперечного плоскостопия, кроме мышц стопы и межкостной фасции, основную роль играет по­дошвенный апоневроз, поэтому поперечную распластанность стопы следует считать проявлением недостаточности связоч­ного аппарата: Поперечная распластанность стопы у взрослых должна рассматриваться как необратимая деформация, так как до сих пор неизвестны средства, эффективно восстанавливаю­щее функцию связочного аппарата, подверженного статичес­кой нагрузке.

Клиническая картина.Основным симптомом при отклоне­нии первого пальца кнаружи являются боли, особенно при но­шении обуви, возникающие в головке первой плюсневой кости вследствие давления. Типично наличие бурситов у головки пер­вой плюсневой кости, характеризующихся покраснением и при­пухлостью, часто с наличием синовиальной жидкости. При поперечном плоскостопии и отклонении первого пальца кнару­жи лечение может быть консервативным и оперативным. Кон­сервативное лечение сводится к ношению ортопедической обу­ви различных конструкций. В более легких случаях (первая сте­пень) можно подкладывать валик ниже расположения натоп-тышей.

ЛЕЧЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Основной задачей является ис­правление деформации стоп, укрепление мышц стопы и го­лени. Под исправлением деформации стоп понимается умень­шение имеющегося уплощения сводов, пронированного по­ложения пяток и супинационной контрактуры переднего от­дела стопы..Лечение плоскостопия должно быть комплексным и состоять из индивидуального подбора корригирующих стелек-супинаторов, при необходимости ортопедической обуви, массажа, физиотерапевтических процедур и физической реабилитации. При любой выраженности плоскостопия и в любом возрасте ведущее место в его лечении и профилактике занимает физическая реабилитация. Акцент делается на исправлении деформированных стоп, на укреплении мышц и связок, формирующих свод. Но не надо забывать, что организм это единое целое, поэтому в занятиях должны использоваться упражнения на укрепление всего организма. Физическая реабилитация представляет комплекс физических методов и упражнений, направленных на восстановление физической работоспособности. Основной период лечебного курса направлен на достиже­ние коррекции положения стопы и закрепления его. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с увеличивающейся общей нагрузкой, со­противлением, с постепенно увеличивающейся статической нагрузкой на стопы (с учетом достигнутой коррекции), упраж­нения с предметами (захват пальцами стоп шариков, каранда­шей и их перекладывание, катание подошвами ног палки и т.п.). Для закрепления коррекции используются упражнения в спе­циальных видах ходьбы — на носках, на пятках, на наружном своде стоп, с параллельной постановкой стоп. Для усиления их корригирующего эффекта применяют специальные приспособ­ления —- ребристые доски, скошенные поверхности и т.п. Все специальные упражнения проводятся в сочетании с упражне­ниями, направленными на воспитание правильной осанки, об-щеразвивающими упражнениями и в соответствии с возраст­ными особенностями занимающихся.

Важным элементом лечения и реабилитации является ис­пользование физиотерапевтических процедур (теплые ванны, лампа Соллюкс, локальное отрицательное давление и др.) и массажа стоп и в целом нижних конечностей. Сложные дефор­мации требуют изготовления и ношения ортопедической обуви или оперативного лечения.

Благоприятный результат лечения проявляется в уменьше­нии или исчезновении неприятных ощущений и болей при дли­тельном стоянии и ходьбе, нормализации походки и в восста­новлении правильного положения стоп.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система меро­приятий по восстановлению или компенсации физических воз­можностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физичес­ких качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптацион­ных резервов организма человека средствами и методами фи­зической культуры, элементов спорта и спортивной подготов­ки, массажа, физиотерапии и природных факторов (В. Г. Дмит­риев). Или короче: физическая реабилитация — это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, ис­пользующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы.

Физическую реабилитацию следует рассматривать как ле­чебно-педагогический и воспитательный процесс или, правиль­нее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, на­сколько методист овладел педагогическим мастерством и зна­ниями. Поэтому все законы и правила общей педагогики, а так­же теории и методики физической культуры чрезвычайно важ­ны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) — специа­листа по физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом — специалистом по физическому об­разованию, физической культуре и в то же время обладать глу­бокими знаниями сущности патологических процессов и болез­ней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациен­тов. Он обязан уметь определять, какие методы и средства ока­жут общее воздействие на организм, а какие — местное, ло­кальное или, лучше сказать, специфическое, дифференциро-

вать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздей­ствия нагрузок на организм пациентов и эффективности реаби­литационных мероприятий.

Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при усло­вии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

Суть тренировки в многократной, систематически повторя­ющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функ­циональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершен­ствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совер­шенствуются уже существующие двигательные навыки, с дру­гой — развиваются и совершенствуются различные физичес­кие качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность орга­низма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в резуль­тате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершен­ствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах. Физическая реабилитация представляет комплекс оздоровительных мероприятий, применяемых по четко организованной программе, назначенной в зависимости от диагноза и индивидуальных проявлений болезни у каждого больного. Характерная черта физической реабилитации состоит в том, что она подбирается в зависимости от состояния здоровья больного.

Главной задачей медицинской реабилитации является пол­ноценное восстановление функциональных возможностей раз­личных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

При реабилитации не заменяется лечение, она направлена на достижение максимально полной физической адаптации человека, она продолжает и дополняет лечение. Среди различных методов, используемых в реабилитации больных, применяют природные физические факторы – климат, грязи, виды энергии, получаемые с помощью специальных аппаратов. Это способствует повышению активности физиологических систем организма, активизирует естественные системы адаптации, улучают состояние центральной и вегетативной нервной системы, стимулирует психическую активность.

Лечебная физкультура. Лечебная физкультура является одним из ведущих средств реабилитации. Использование физических упражнений в лечении и реабилитации болезней, травм, состояний перенапряжения основано на физиологическом эффекте специально подобранных и дозированных мышечных сокращений. Природа взаимосвязи мышечных сокращений и деятельности внутренних органов сложилась в процессе эволюции человека, когда двигательная активность обеспечивала его существование. И в настоящее время физиологические процессы, возникающие в организме человека, производящего мышечную работу, оказывают влияние на многие органы и системы.

Лечебная физкультура в процессе реабилитационных мероприятий оказывает:

1) стимулирующее действие;

2) трофическое действие;

3) компенсаторное действие;

4) нормализует функции больного организма.

Стимулирующее действие выражается в усилении деятельности физиологических систем больного организма под влиянием дозированной мышечной работы во время выполнения физических упражнений. Они обладают рядом положительных качеств. К ним относятся: доступность лечебной физкультуры, легкость дозировки, отсутствие побочных явлений, физиологический характер стимулирующего действия физических упражнений. Стимулирующее действие физических упражнений зависит от объема и массы мышц, осуществляющих упражнение или движение. Одинаковое стимулирующее действие на дыхание и кровообращение может вызвать любая группа мышц, независимо от их расположения. Это дает возможность подбора групп мышц, не вовлеченных в патологический процесс, делает физические упражнения непротивопоказанными при патологии, когда любая другая стимуляция не показана, например, при онкологических заболеваниях. Стимулирующее действие физических упражнений улучшает рефлекторные связи между работой внутренних органов. Физические упражнения активизируют моторно-висцеральные рефлексы именно данного органа или системы. Благодаря стимулирующему действию повышается уровень жизнедеятельности больного, активизируются защитные и приспособительные реакции, поднимается уровень воздействия на определенную систему или орган.

Трофическое действие лечебной физкультуры проявляется в воздействии на обменные процессы. Оно связано с направленным изменением течения обменных процессов. Под влиянием лечебной физкультуры усиливаются процессы регенерации, заживления. Трофическое действие лечебной физкультуры обеспечивает ускорение резорбции воспалительного экссудата, а также обратного развития воспаления. Трофическое действие проявляется в усилении окислительно-восстановительных процессов в тканях. Влиянием подобранных в соответствии с моторико-висцераль-ными взаимоотношениями упражнений можно обеспечить трофические восстановительные процессы в пораженных заболеваниями органах.

Компенсаторное действие проявляется в изменении течения приспособительных реакций, развивающихся при течении патологических процессов. Механизм компенсаторного действия физических упражнений используется на всех этапах реабилитации хронических заболеваний. Известно компенсаторное действие физических упражнений при недостаточности кровообращения, осуществляемое за счет усиления действия в функциональной системе передвижения крови экстракардиальных факторов, заключающихся в присасывающей роли грудной клетки диафрагмаль-ного насоса, мышечного фактора кровообращения.

Нормализация функций. Физические упражнения позволяют использовать их для увеличения той или иной функции. Физиологически упражнения являются мощным стимулятором для большинства физиологических функций. Тренировки начинаются с того объема функций, который имеется у больного, и постепенно доводятся до нормального состояния. Примером нормализации функций может служить полное восстановление движения при тугоподвижности суставов при травматических повреждениях и артритах. При заболеваниях сердца это проявляется в восстановлении мощности сердечного выброса, в нормализации сердечных сокращений и нормализации сердечно-сосудистой системы при физических нагрузках.

Лечебная физкультура в реабилитации применяется в различных формах, ведущей из которых являются специальные занятия по лечебной физкультуре, проводимые индивидуально, малогрупповым и групповым способами.

Наши рекомендации