Роль дидактическихигр в умственном воспитании дошкольников 4 страница
Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва. Наиболее часто патология зрительного нерва является следствием общих заболеваний, особенно ЦНС. В раннем детском возрасте выявление заболеваний зрительного нерва, особенно односторонних, затруднено, так как ребенок может не осознавать этого дефекта. Поэтому родителям следует быть особенно внимательными к детям раннего возраста и, прежде всего, к детям, страдающим гидроцефалией. При прогрессирующей гидроцефалии может развиваться отек зрительного нерва, что при отсутствии лечебных мероприятий вызывает его атрофию и приводит к слепоте. Поэтому, если у ребенка имеются признаки прогрессирующей гидроцефалии, если он перенес тяжелую родовую травму, ней-роинфекцию или если у него наблюдаются различные деформации черепа типа «башенного» черепа, необходимо обследование глазного дна. В таком обследовании нуждаются также дети с наследственными заболеваниями нервной системы.
У детей с отклонениями в развитии нередко наблюдается косоглазие. Педагогам и воспитателям следует иметь в виду, что косоглазие это не только недостаток внешности. При косоглазии часто нарушается зрительное восприятие, а именно бинокулярное зрение, т.е. возможность одновременно воспринимать зрительные объекты обоими глазами. Бинокулярное зрение имеет важное значение в психическом развитии ребенка.
Различают две основные формы косоглазия — содружественное и паралитическое.
245От истинного косоглазия следует отличать мнимое или кажущееся косоглазие. Ложное впечатление о наличии косоглазия может создаваться, если у ребенка имеет место асимметрия лица и глазниц. Для разфаничения истинного и мнимого косоглазия необходимо обследование врача-невропатолога и окулиста.
Истинное косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения.
Выделяют две формы содружественного косоглазия: сходящееся и расходящееся. Наиболее частой причиной содружественного косоглазия являются поражения ЦНС.
При наличии у ребенка косоглазия необходимо определение остроты зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией, обследование глазного дна, а также в ряде случаев требуются и специальные электрофизиологические исследования органа зрения.
В настоящее время разработаны разнообразные методы лечения косоглазия, включающие как специальные тренировочные упражнения, назначение очков, так и хирургические методы, а также лазерное лечение. Во всех случаях лечение проводится дифференцированно по назначению и под наблюдением врача-окулиста.
Для детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья, начиная с самого раннего возраста. Известно, что любое общее заболевание и, в первую очередь, детские инфекции (корь, скарлатина и др.) ослабляют детский организм в целом, в том числе и мышечный аппарат глаз, что способствует появлению косоглазия. Во время этих заболеваний следует избегать зрительной нагрузки, не разрешать ребенку рассматривать мелкие предметы, смотреть телевизор.
При наличии у ребенка глазной патологии проводится комплексное медикаментозное лечение, направленное, главным образом, на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширяющие и другие препараты.
Для предупреждения тяжелых дефектов зрения, связанных с недоразвитием зрительных центров коры головного мозга, важное значение имеет раннее лечение, включая, по показаниям, и хирургическое, а также комплекс коррекционно-воспитатель-ных мероприятий, проводимых в семье.
Психическое развитие ребенка с дефектами зрения протекает различно, в зависимости от того, является ли он слепым или
слабовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижением интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. С самого раннего возраста необходимо активизировать функционирование всех сохранных анализаторов, а также постоянно стимулировать остаточное зрение1.
Коррекционную работу с ребенком, имеющим нарушения зрения, следует начинать с первых месяцев его жизни. Для этого важно постоянно поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, обогащать его опыт тактильными и кинестетическими ощущениями: часто менять положение его тела, поглаживать, проводить пассивно-активные упражнения, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям.
Особенно важное значение при воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями зрения имеет развитие активного осязания. Ребенка как можно раньше следует учить ощупывать различные предметы, одновременно называя их и говоря об их назначении. Учить его совместно со взрослыми пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка.
Важное значение имеет развитие у детей с нарушениями зрения ориентировки в пространстве, а также проведение специальных занятий по развитию речи. При этом следует обратить особое внимание на развитие смысловой стороны речи, предупреждать так называемую «попугайную» речь, когда малыш повторяет речь окружающих, не понимая ее смысла.
Особо следует обратить внимание на воспитание частей собственного тела и развитие начальных пространственных представлений. Важное значение имеет развитие моторики и физическое воспитание.
В специальных исследованиях показано, что формирование игры слепых и слабовидящих детей является важным средством коррекции их нравственного и физического развития2. Методика обучения игре слепых и слабовидящих детей включает в себя поэтапную подготовку к игре с использованием специальных пси-хо-технических и ифовых корригирующих упражнений и заданий. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов у детей с нарушениями зрения3.
1 Солнцева ЛИ., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М.; Об-во слепых, 1988. — С. 67.
2 Мамаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и методика проведения. — М.: Советский спорт, 1992. — С. 92.
3 Там же.
247Важное значение в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения имеет специальная логопедическая работа. Она проводится поэтапно, с учетом уровня сформированное™ речи у этих детей1. Наименее выражены речевые нарушения на первом уровне сформированности речи. На этом уровне отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.
На втором уровне у ребенка имеет место ограниченность активного словаря, некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и особенно развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.
На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется, в основном, одно-двухсловным предложением. Имеют место разнообразные нарушения звукопроизношения. Фонематический анализ и синтез не развиты. На четвертом, самом низком уровне ребенок пользуется лишь отдельными словами, фонематический анализ и синтез не сформирован.
Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто имеет место несформированность речевой функциональной системы с ограниченным словарным запасом, нарушением понимания смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалии на фоне ограниченного словарного запаса.
Важное значение в логопедической работе имеет специальный подбор дидактического материала необходимой величины, объемности и окраски, использование рельефных картинок, специальных наборов игрушек для тактильного их опознания.
Глава 9. Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха
Дети с нарушениями слуха подразделяются на две группы: тугоухие и глухие. Тугоухость разделяется на три степени:
I — порог восприятия не выше 40 дц;
II — порог восприятия до 60 дц;
1 Особенности логопедической работы при нарушениях зрения. — Логопедия, — М. — Просвещение, 1989. С. 393—399.
III — порог восприятия от 60 до 80 дц. Для психического развития слабослышащего ребенка важное значение имеет развитие у него речи. Поэтому воспитание и обучение слабослышащих детей дифференцируется не только в зависимости от степени нарушений слуха, но и с учетом наличия или отсутствия у ребенка речи.
Среди причин нарушений слуха большая роль принадлежит наследственным факторам. Следует иметь в виду, что некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. В этих случаях они часто сочетаются с другими нарушениями, например, дефектами зрения, интеллекта, заболеваниями и пороками развития внутренних органов, кожи, ко-стно-мышечной системы.
Нарушения слуха могут возникать и под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих внутриутробно, в момент родов или после рождения. Среди причин, повреждающих слуховую систему плода, наибольшее значение имеют внутриутробные вирусные инфекции, особенно краснуха, перенесенная матерью в первые месяцы беременности, а также такие заболевания как корь, грипп, врожденный сифилис, токсоплазмоз.
Важную роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха новорожденных, обусловленная несовместимостью крови матери и ребенка по резус-фактору или групповой принадлежности крови. При ядерной желтухе возникает билирубино-вая интоксикация организма новорожденного, к которой крайне чувствительны слуховые нервы. В этих случаях может развиваться неврит слухового нерва. Неврит слухового нерва может также возникать при многих инфекционных заболеваниях, при применении больших доз некоторых лекарств (например, некоторых групп антибиотиков). Неврит может также входить в сим-птомокомплексы различных наследственных заболеваний ЦНС.
Неврит обычно характеризуется прогрессирующим снижением слуха, иногда до полной глухоты. При этом, в первую очередь, нарушается восприятие высоких тонов. Двустороннее врожденное снижение или отсутствие слуха нарушает психическое развитие ребенка и особенно формирование речи и логического мышления.
Детей, страдающих тугоухостью, принято называть слабослышащими, в отличие от глухих, которые даже при применении звукоусиливающей аппаратуры не воспринимают речь на слух.
Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи, а также имеют место специфические трудности формирования логического мышления. Основные направ-
249ления коррекционной работы по речевому и умственному развитию детей с недостатками слуха разработаны Е.П.Кузьмиче-вой, Л.П.Носковой, Л.И.Тиграновой и многими другими. Основоположниками этих современных исследований являлись такие ведущие специалисты как Ф.Ф.Рау, Л.В.Нейман, В.И.Бель-тюков, Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин.
Одной из основных задач лечебно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха является развитие речи и логического мышления. Особенно важное значение имеет раннее начало лечебно-коррекционной работы (Е.П.Кузьмичева, Л.П.Носкова). В настоящее время доказана эффективность ранней коррекционной работы с глухими детьми. В отечественной сурдопедагогике накоплен опыт такой работы, начиная с первых месяцев жизни (Е.П.Кузьмичева и др.),
В настоящее время разработана оригинальная система ранней коррекционной работы, которую начинали проводить с тем: «Части тела. Лицо», «Помещение», «Мебель». Ребенка учат путем зрительно-тактильного восприятия познавать окружающий мир, для стимуляции ранней коммуникативной деятельности особое внимание обращается на лицо человека, ребенок соотносит фотографии с реальным человеком (членом семьи), дорисовывает недостающие части лица. Вся эта деятельность сопровождается расчлененной речевой инструкцией.
Важное значение уделяется обучению ребенка освоению нового пространства (ориентации в собственной квартире, а также в новом помещении). Занятия проводятся по специальной программе с последовательным изучением различных тем: «Одежда», «Продукты питания», «Посуда» и т.д.1.
Стимуляция речевого развития также проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива установления коммуникативной связи (I). По мере формирования коммуникативного поведения ребенок все активнее начинает подражать речевым действиям взрослого в процессе совместной предметно-практической деятельности.
На следующем этапе у ребенка формируют мотив достижения успеха в словесном обозначении окружающих предметов. И, наконец, на последнем этапе развивается мотив активного познания окружающей действительности.
1 Носкова Л.П.О методических путях обучения языку глухих детей старшего дошкольного возраста. — В кн.: Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. — М., 1990. — С. 5—30.
Для стимуляции речевого развития глухого ребенка важное значение имеет создание для общения естественных ситуаций.
При обучении языку глухого ребенка дошкольного возраста важное значение отводится строгому разграничению методов обучения детей шести и семи лет1.
Выделяют три основных направления работы по развитию речи глухих дошкольников: формирование и развитие языковой способности; развитие речевой деятельности, подготовка к усвоению основных закономерностей языка2.
Особенно важное значение уделяется развитию языковой способности глухого ребенка, для этого ведущее значение придается раннему началу специальной педагогической коррекционной работы2.
Известно, что развитие языковой способности наиболее интенсивно проявляется в раннем возрасте, поэтому особо важное значение имеет ранняя коррекционная работа с детьми с нарушениями слуха3.
Для развития языковой способности большое значение имеет подражание. Поэтому при работе с детьми раннего возраста с нарушениями слуха необходимо стимулировать подражательную деятельность. Кроме того, при обучении глухих детей языку широко используется предметная деятельность на основе эмоционального взаимодействия со взрослым4.
При проведении лечебно-коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха необходим комплексный дифференцированный подход. Важно, чтобы каждый ребенок был обследован врачом отоларингологом и сурдологом, был обеспечен слуховым аппаратом, по медицинским показателям получал комплексное лечение. Известно, что возможности речевого развития глухого ребенка зависят не только от степени выраженности дефекта слуха, но и от механизмов и уровня поражения слуховой системы, этиологии, индивидуальных психоневрологических особенностей ребенка, общего состояния его здоровья. По-
1 Там же. С. 30-59.
2 Носкова Л.П. О методических путях обучения языку глухих детей старшего дошкольного возраста. - В кн.: Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. — М, 1990. — С. 30—59.
3 Там же.
4 Головиц Л.А. Развитие речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с учетом дифференцированного подхода. — в кн.: Коррекционно-вос питательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных УЧР^~ ждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. — М., 1990. — С 59—86.
251этому в каждом случае работа должна проводиться дифференцированно, с учетом клинических и психолого-педагогических данных. При психолого-педагогическом обследовании особенно важно оценить:
уровень развития восприятия и наглядного мышления;
особенности игры;
степень сформированности навыков самообслуживания;
особенности моторных функций1.
Важное значение в коррекционной работе с этими детьми имеет развитие речевого слуха. Для развития речевого слуха важное значение имеет уровень владения устной речью и так называемый, речевой опыт ребенка (Е.П.Кузьмичева, 1989)2. Работа по развитию речевого слуха проводится во взаимосвязи с развитием и коррекцией звукопроизносительной стороны речи, расширением словарного запаса и обучению грамматическим основам речи. Она тесно сочетается с развитием познавательной деятельности3. Основу этой работы составляет тесная взаимосвязь слухового восприятия и кинестетических ощущений в речевой мускулатуре в процессе речи, а также зрительного восприятия речевых движений артикуляционной мускулатуры.
Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи, поэтому важное значение имеет специальная логопедическая работа. Эта работа дифференцируется, прежде всего, в зависимости от степени тугоухости.
При наиболее тяжелой — I степени тугоухости ребенок различает на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разговорной громкости около самой ушной раковины4.
Известно, что дети с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем развития речи по-разному распознают звуки речи. Чем более у ребенка развита речь, тем лучше он распознает звуки речи. Однако для всех детей с нарушениями слуха характерны фонетико — фонематические нарушения.
Выделяют три основные формы нарушения звукопроизно-шения у слабослышащих:5
при нарушениях слуха отмечаются замены одних звуков речи другими;
1 Там же.
1 Кузъмичева Е.П. Оценка развития речевого слуха глухих школьников / Дефектология. - 1989. — 4. — С. 17—21.
3 Там же.
4 Парамонова Л.Г. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха. В кн.: Логопедия. — М.: Просвещение, 1989. — Гл. XV. — С. 383—393.
5 Там же.
при недостаточности моторного отдела речевого аппарата преобладают нарушения звуков по типу их искажения;
смешанные формы нарушений звукопроизношения, обусловленные как сенсорной, так и моторной недостаточностью.
Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от этих вариантов.
Наряду с фонетико-фонематическими нарушениями, у детей с недостаточностью слуха часто наблюдаются признаки несформиро-ванности лексико-грамматической стороны речи. Словарный запас ограничен, отмечается неточность употребления слов, часто с расширением их значений. Особенно с трудом дети со сниженным слухом усваивают слова с отвлеченным значением. Дети с нарушениями слуха обычно грубо искажают звуко-слоговую структуру слов.
Характерным для детей с нарушениями слуха считается не-сформированность грамматического строя речи.
При коррекции нарушений звукопроизношения у детей с нарушениями слуха опираются на зрительно-кинестетические представления о звуках с опорой на ощущения артикуляционных движений и зрительный образ букв.
В процессе проведения лечебно-педагогической работы с детьми с недостатками слуха важное значение имеет развитие мыслительной деятельности, особенно развитие логического мышления. В отечественной сурдопсихологии разработана пропедевтика формирования логических умений у детей с недостатками слуха в период подготовки их к обучению1.
При подготовке ребенка с нарушениями слуха к обучению у него важно сформировать возможность оперирования отдельными признаками предметов, т.е. выделять признаки предметов (цвет, форму, величину), обобщать конкретные и житейские понятия, группировать предметы по отдельным признакам и, наконец, классифицировать предметы по двум признакам2.
Наиболее подробно коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха представлена в работе А.А.Венгер, Г .Л. Выгодской, Э.ИЛеонгард3. Авторы разработали программу проведения занятий с маленькими глухими и слабослышащими детьми. Эта программа предусматривает работу по следующим направлениям:
1 Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. — М.: Просвещение. - 1991. - С. 161.
• Ветер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.- М.: Просвещение, 1972.
253развитие движений (основные движения и мелкая моторика); развитие восприятия: зрительного (восприятие цвета, формулы, величины, пространственных отношений, целостное восприятие предмета); слухового (восприятие звучания музыкальных инструментов, восприятие слов в лепетной и полной форме); тактильно-двигательного (определение формы, величины, материала и других свойств предметов на ощупь и по обводящему движению); вибрационной чувствительности (реакции на вибрационные раздражители).
формирование мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического);
формирование речи (понимание устной речи в полной или лепетной форме и элементарной жестовой речи); формирование игровой деятельности; обучение изобразительной деятельности. Все разработанные авторами задания могут применяться к детям в возрасте от 1 года 6 месяцев до 5—6 лет.
Методические указания авторов определяют необходимость проведения ежедневных занятий (1—2 раза в день).
Длительность каждого занятия определяется возрастом ребенка и степенью его подготовленности. Их длительность варьирует от 10—15 мин до 30 мин. Авторы подчеркивают необходимость смены видов деятельности на каждом занятии. Каждое упражнение проводится в течение 2—5 мин. На каждом занятии ребенку предлагается несколько упражнений. Так, примерное построение занятия для детей раннего возраста включает: А. Для детей младшего возраста:
а) складывание небольших предметов в мешочек;
б) катание мяча от взрослого к ребенку;
в) нанизывание пирамидки;
г) проведение игры «Ку-ку»;
д) скатывание мяча с наклонной плоскости.
На последующих занятиях постепенно уменьшается число упражнений и увеличивается их длительность. Б. Для детей старшего возраста:
а) лепка шара;
б) развитие слухового восприятия: дифференциация звучаний барабана и аккордеона;
в) сличение цветов;
г) повторение лепетных слов.
В программе авторы определяют минимум слов, которыми должен пользоваться взрослый при проведении занятий и ре-
комендуют не требовать от ребенка их повторения, а лишь поощрять его, если он сам начинает пользоваться ими.
В программе большое внимание уделяется стимуляции тактильно-двигательного восприятия. Ребенка учат различать формы круга и квадрата с помощью обводящих движений с опорой на зрительное восприятие. На следующем этапе занятие проводится с исключением зрительного восприятия. Ребенок ощупывает предметы, затем повязка с глаз снимается и он показывает те предметы, которые ощупывал.
Важное значение уделяется формированию мышления: формируется предметно-действенное мышление, наглядное и словесно-логическое путем выполнения различных заданий на классификацию предметов. Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия: ребенка учат различать на слух лепетные и полные слова. Вначале перед ребенком помещается только две игрушки или картинки и его учат различать на слух их названия, которые обозначаются звуками или словами (лепетны-ми и полными). Например, лошадку и собачку. Ребенка учат соотносить звукосочетание «прр» с лошадкой и «ам» с собачкой.
Затем ребенка учат различать три игрушки или картинки. Для стимуляции слухового восприятия проводятся специальные занятия на слухо-зрительной основе: ребенок слышит голос и одновременно видит губы говорящего. После того, как ребенок несколько раз показал требуемые предметы, взрослый постепенно исключает роль зрительного восприятия (садится сбоку от ребенка так, чтобы он не видел его лица) и произносит те же названия на ухо ребенку, при этом одновременно берет руку ребенка в свою и ею указывает на нужный предмет и вместе с ребенком произносит его название.
Авторы рекомендуют произносить на ухо ребенку весь материал, с которым к нему обращается педагог, а также произносить на ухо названия незнакомых ребенку предметов. При этом подчеркивается необходимость соблюдения в словах правильного ударения.
Важное значение в программе уделяется развитию зрительного восприятия и формированию мышления.
Авторы подробно представляют методику обучения счету с последовательностью этапов проведения занятий. На первом этапе ребенка учат соотнесению количества, на следующем знакомят с цифрами, вначале дается только цифра 1 и слово один, так постепенно знакомят с цифрами и числительными в пределах пяти.
255На третьем этапе работы ребенка обучают пониманию состава числа. Эту работу проводят с разными предметами в пределах пяти.
И, наконец, на четвертом этапе ребенка обучают решению наглядных задач. Наглядные задачи вначале даются на сложение, а потом на вычитание.
Важным разделом программы является также специальный раздел, посвященный обучению игре1.
Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха должна быть предельно ранней и иметь комплексный характер, она обязательно сочетается с проведением специального стимулирующего лечения.
Все лечебно-коррекционные мероприятия дифференцируются в зависимости от тяжести и характера слухового дефекта, состояния речи и интеллекта.
В сурдопедагогике применяются многие методы обучения и воспитания глухих детей. В одних из них преобладает использование словесной (устрой, письменной, дактильной речи), в других — жестовой. В настоящее время многие авторы придерживаются точки зрения о необходимости использования метода тотальной коммуникации при воспитании и обучении детей с нарушениями слуха.
Особо важное значение в настоящее время придается ранней диагностике и ранней коррекции с помощью слуховых аппаратов нарушений слуха. В этих случаях возможно наиболее полноценное речевое и умственное развитие ребенка, особенно если одновременно проводится ранняя сурдопедагогическая работа.
9.1. Современные методы медицинской реабшитации детской тугоухости
Медицинские методы реабилитации детей с нарушениями слуха подразделяются на две группы: хирургические и нехирургические. Хирургическое лечение применяется для реконструкции звукопроводящего аппарата. В настоящее время большинство специалистов отмечают необходимость раннего хирургического лечения заболеваний органа слуха, сопровождающихся тугоухостью. Хирургическое лечение, прежде всего, показано для многих детей, страдающих звукопроводящей (кондуктив-ной) тугоухостью. Это дети с врожденными уродствами наруж-1 Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 1972. С. 108.
ного и среднего уха, а также дети с приобретенной тугоухостью в результате различных заболеваний уха.
Основным показателем к слухоулучшающим операциям считается наличие костно-воздушного резерва не менее 30 дБ при снижении костной проводимости не более чем 35—40 дБ в зоне речевых частот.
Все хирургические операции условно делятся на слухосохра-няющие и слухоулучшающие. Слухосохраняющие операции проводятся обычно при прогрессирующем течении хронических гнойных отитов, в результате которых развиваются деструктивные процессы в среднем ухе, ведущие к тяжелой тугоухости.
Слухоулучшающие операции — это реконструктивно-пласти-ческие хирургические вмешательства на органе слуха. Слухоулучшающие операции проводятся при врожденных уродствах наружного и среднего уха, а также при различных заболеваниях.
Наряду с хирургическими методами лечения широко применяется медикаментозная терапия.
Прежде всего важное значение имеет своевременная санация верхних дыхательных путей. Важное значение имеет своевременное удаление аденоидов, своевременное лечение заболеваний придаточных пазух носа.
Применяются различные методы консервативного лечения хронических средних отитов. Так, предлагается после механической очистки уха вводить местно антибиотики в виде свечей; используют препарат диметилсульфоксид, представляющий собой смесь пенициллина с раствором адреналина гидрохлорида с добавлением 1 мл гидрокортизона и 3 мл 100% раствора диметилсульфоксида1.
Одним из новых применяемых антибиотиков является гли-коциклин — смесь глицина, метил-тетрациклина и аминоук-сусной кислоты. Это антибиотик широкого спектра действия1.
При лечении воспалительных заболеваний уха необходимо избегать назначения антибиотиков с ототоксическим действием. Во всех случаях к назначению антибиотиков при воспалениях уха следует относиться с большой осторожностью. Противопоказано, особенно местное применение таких ототокси-ческих антибиотиков, как стрептомицин, неомицин, мицерин, канамицин, мономицин и др.
Рекомендуется при заболеваниях среднего уха использовать фракции фитонцидов: спиртового экстракта лука, водного раствора чеснока, прополиса, черемши1. Предлагается исполь-
Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. — Л.: Медицина, 1989.
257зовать настои на 70% этиловом спирте из сухих измельченных растений: чистотела, череды, зверобоя, листьев эвкалипта, корня девясила, цветков календулы и сока чистотела в соотношении 1:5. Настой отстаивают в течение 10 дней и фильтруют через бумажный фильтр. Применяют 3 раза в день в виде капель в ухо или на турунде1. Возможны аллергические осложнения.
Имеются данные о благоприятном воздействии различных стероидных гормонов. Во всех случаях лечение проводится дифференцировано по назначению и под контролем врача-отоларинголога.