II. Основная часть занятия. 1. Сравнение букв занятия по начертанию, соотнесение их со звуками
1. Сравнение букв занятия по начертанию, соотнесение их со звуками. Нахождение сходств и различий (задание 1. с. 26).
Логопед: Составьте из элементов буквы ц - щ - рукописные и строчные. Сравните их.
Дифференциация букв «ц — щ» 69
Логопед раздаёт наборы элементов букв для составления Щ-Ц, щ-ц.
Сходства: обозначают согласные звуки, начинаются с одного элемента.
Различия: ц- обозначает твёрдый согласный звук, щ ~ мягкий согласный звук; ц - имеет два повторяющихся элемента, аи}- три.
2. Соотнесение букв занятия с символами для их обозначения (задание 1,с. 26).
Можно использовать для обозначения букв занятия цифры разного цвета: для буквы ц - синюю двойку (т.к. обозначает твёрдый согласный и имеет два повторяющихся элемента); для буквы щ - зелёную тройку (т.к. обозначает мягкий согласный и имеет три повторяющихся элемента).
3. Знакомство с героем занятия (задание 3. с. 27).
Логопед: Посмотрите на картинки. Каких сказочных героев вы видите? Запишите их имена. Выделите буквы ц, щ. Припомните других героев этой сказки, в именах которых есть буквы занятия. (Царь, царевна.)
4.Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Вы, конечно, помните, что когда Емеля поймал щуку, она просила отпустить её, обещая выполнить три любые желания Емели. Вот его первое желание.
Послушайте звуки, слоги и слова, запишите букву щ или ц, когда услышите соответствующий звук.
Звуки: Щ, Щ, И, Н, Ц, Ш, Щ, Щ, Ж, X, Ц, И, Ц, С, ТЬ.
Слоги: ЩА, ЦА, НА, ША, ЩО, ИЩ, ИЦ, ИН, ИК, ЮЩ, ЮЦ, УЦ.
Слова: щётка, полотенце, акации, туловище, уборщица, цирк, принц.
5. Развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед: У Емели два мешочка - один мешочек для составления слогов с буквой ц, а другой для составления слогов с буквой щ. Запишите получившиеся слоги так, чтобы гласная стояла на втором месте, а согласная - на первом.
Образец: ЦА. ЩИ,...
70 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Первый мешочек: А, О, И, Э, У, Ы.
Второй мешочек: У, А, О, И, Е, Ё.
Логопед: Емеля составил из некоторых слогов слоговые цепочки (задание 2, с. 26). Прочитайте их.
6. Дифференциация букв занятия в словах (задание 4. с. 27).
Логопед: Назовите изображенные предметы, запишите их названия. Выделите буквы ц - щ: букву ц обведите в синий кружок, а щ - в зеленый.
7. Физминутка.
8. Развитие кинетических представлений (задание 5, с. 27).
Логопед: Щука принесла Емеле слова, но часть букв смыта водой. Восстановите буквы и прочитайте слова. Объясните значения слов. Запишите эти слова.
9.Развитие логического мышления (задание 6. с. 28).
Логопед: Щука с вашей помощью выполнила три желания Емели и оставила ему на прощание волшебное кольцо, повернув которое можно загадать любое желание. Но у щуки есть одно условие. Вы должны помочь Емеле отгадать загадки. В названии отгадок будут буквы занятия. Отгадайте загадки и запишите отгадки, выделите в словах буквы занятия: букву ц обведите синим кружком, а щ - зеленым.
Рогалик, рогалик,
Золотые рожки!
Тучке сел на плечи,
С тучки свесил ножки. (Месяц)
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
Та вдруг станет чище. (Щетка)
Дифференциация букв «ц — щ» 71
В траве шныряет;
Хвостом мелькает;
Хвост отдаёт -
Другой наживёт. (Ящерица)
III. Итог занятия
Логопед: Назовите для героев занятия слова с буквой ц, а затем с щ.
ЗАНЯТИЕ 22
Тема:Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели:закрепить у детей знания о буквах занятия, о родственных словах; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, кинетические представления, зрительное внимание, восприятие и память.
Оборудование:палочки, шнурки и спички для конструирования букв занятия (каждому ребёнку); буквы ц - щ (запись на доске); демонстрационные картинки: цыплёнок, щенок и ящерица; схемы для образования слов; пособие «Цветы»; индивидуальные таблицы «Ящики»; листы картона 15x15, посыпанные пшеном (для записи букв занятия пальчиком) и салфетки; спички и палочки для конструирования и образцы картинок для выкладывания; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1.Развитие кинетических представлений.
Логопед: Запишите пальцем на листе, посыпанным пшеном, букву ц, а затем щ.
2. Конструирование букв занятия из элементов.
Логопед: Сложите из палочек заглавную печатную букву
72 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Ц, затем Щ; выложите из шнурков строчную рукописную букву ц, затем щ.
3. Сформулировать теми занятия и записать её в тетрадь.