Можно ли утверждать, что выбор профессии – не отдельное действие, а звено целой цепочки?
Чернявская А.П.
Этапы профессионального самоопределения и профориентационной работы
(Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П.
Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. – 2-е изд., доп.и перераб. — М., - 251 с.)
Можно ли утверждать, что выбор профессии – не отдельное действие, а звено целой цепочки?
Жизнь человека уникальна и неповторима. Каждый из нас считает, что его жизнь и судьба не похожи на судьбы других людей. Тем не менее, все мы в своем развитии проходим определенные этапы. Если знать особенности этих этапов, то можно более эффективно организовать работу с воспитанниками.
Важно знать эти этапы и самим воспитанникам. В жизни все взаимосвязано. Подросткам важно понять, что каждый наш шаг в жизни определяет будущие шаги и события. В психологии прочно утвердилось понятие «жизненный путь личности», который понимается как история формирования и развития личности в определенном обществе (Б. Г. Ананьев). Э. Гинзберг еще в 1951 году сказал, что подросток должен осознать временную перспективу с тем, чтобы уметь отказаться от немедленного удовлетворения потребностей, если при этом ему будет труднее достичь конечные профессиональные цели.
В психологии предлагаются разные периодизации развития человека, каждый автор описывает особенности профессионального развития человека в том или ином возрасте по-разному[1]. Мы попытались объединить эти описания с тем, чтобы дать наиболее полную картину особенностей профессионального выбора и подсказать на этой основе педагогам содержание, формы и методы работы по профориентации с учетом возраста воспитанников.
В профессиональной ориентации наиболее известна периодизация Е. А. Климова[2]:
Первый этап — допрофессиональное развитие — делится на следующие стадии:
1) пред-игры (от 0 до 3 лет);
2) игры (от 6 до 8 лет);
3) овладения учебной деятельностью (от 6—8 до 11—12 лет).
Второй этап — собственно профессиональное развитие:
4) стадия «оптации» (от 11—12 до 14—18 лет);
5) стадия профессиональной подготовки (от 15—18 до 16—23 лет);
6) стадия развития профессионала (от 16—23 лет до пенсии).
Мы возьмем за основу периодизацию Дж. Сьюпера, так как она наиболее полно раскрывает все особенности профессионального развития человека. Дж. Сьюпер выделил пять основных этапов профессионального развития:
1) рост: развитие интересов, способностей (0—14 лет);
2) исследовательский: апробация своих сил (14—25 лет);
3) утверждение: профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25—44 года);
4) поддерживание: создание устойчивого профессионального положения (45—64 года);
5) спад: уменьшение профессиональной активности (65 — и более лет...).
Воспитатели учреждений для сирот работают с детьми, находящимися на первом и, частично, втором этапах профессионального пути, поэтому изложим их более подробно.
Но, прежде всего, опишем результат работы, то, к чему должна привести профориентационная работа. Д. Сьюпер пришел к выводу, что результатом всей работы по ориентации подростка в мире профессий должно стать формирование профессиональной зрелости. Основными ее характеристиками являются:
— заинтересованность в том, чтобы совершить профессиональный выбор, используя при этом все ресурсы и имеющуюся информацию;
— стремление к получению новой информации и планированию предпочитаемого места работы. При этом информация и планирование «примериваются» человеком к самому себе;
— однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени, в одной профессиональной области;
— «кристаллизация черт»: зрелость интересов, независимость от других людей и обстоятельств при выборе профессии и продвижении по ней, реализм профессиональных позиций, соответствие ценностей выбираемой работы интересам человека;
— соответствие между предпочтениями и способностями, интересами и активностью субъекта.
Таким образом, вся работа с воспитанниками должна приводить не просто к выбору места учебы или работы, а определению первого шага на долгом пути профессиональной жизни, о котором выпускник собрал максимум необходимой информации, «примерил» его к себе, положительно к нему относится.
Теперь перейдем к описанию этапов профессионального развития.
На стадии роста знакомство ребенка с миром профессий происходит различными путями (из наблюдения, рассказов взрослых, книг, кинофильмов и т. д.), но самым важным из них является идентификация со значимыми взрослыми. Именно в этом возрасте дети чаще всего играют в профессии, причем в профессии людей, которых они знают.
Важно расширять сферу общения детей со взрослыми — представителями различных профессий, теми, кто вызовет симпатию у детей и может показать профессию «вживую». Особенно важно показывать детям работающих людей и те профессии, которые их окружают. Сама стадия роста делится на три этапа.
— Этап фантазии (0—10 лет). От рождения до 3 лет ребенок в процессе общения со взрослыми развивает функции избирательного восприятия, координированных действий, речи, простейшие правила поведения и моральных оценок. От 3 до 10 лет ребенок овладевает основными смыслами человеческой деятельности, межличностными отношениями, соответствующими действиями в системе игр. На этом этапе доминируют детские потребности; профессии воспринимаются по внешним признакам (например, ребенок говорит: «Буду пожарным, буду ездить на красной большой машине». При этом он не понимает опасности профессии, ее важности для людей, того, какое образование необходимо получить, каковы будут оплата труда и график работы и др.). Профессиональные роли ребенок проигрывает в фантазии или в игре, во многом приукрашивая и профессию, и себя в ней, не опирается на реальность.
Для данного возраста это нормально, стадия фантазии необходима, чтобы ребенок мог развить сферу желаний и потребностей.
— Этап интересов (11—12 лет), на котором происходит начальное ознакомление с содержанием различных сфер жизнедеятельности человека, проявляется первичный интерес к труду, в игре моделируются элементы трудовой деятельности, развиваются способности самоконтроля и самооценки, воображения, планирования, самоанализа. Формируются профессионально важные предпочтения. Многие люди делают свой первоначальный выбор именно в этом возрасте.
Совершенно не обязательно, чтобы ребенок точно назвал профессию. Важнее, чтобы он определился с тем, какие виды и условия работ ему нравятся, а какие — нет.
Например, определить круг любимых предметов, хочет ли он иметь дело с людьми или техникой, сидячей или подвижной должна быть работа и т.д. Конечно, это может быть уже и название профессии. Главное, чтобы за названием стояло понимание основных условий труда.
Важнейшим условием на этом этапе является предоставление ребенку возможности выбора формы получения знаний и самого содержания своей познавательной деятельности в соответствии со своими интересами.
— Этап способностей (13—14 лет). Проверяются индивидуальные способности, появляются представления о профессиональных требованиях и профессиональном образовании.
На этом и следующем этапах подростку следует предоставить максимально большой спектр способов изучения своих возможностей — рассуждать о них, пробовать себя в различных видах работ — волонтерских, во время досуга (кружки, секции, клубы по интересам), частично оплачиваемых, в различных ролях в процессе обучения в школе.
Доказано, что чем шире в подростковом возрасте человек изучит свои силы и возможности, чем в большем спектре профессий «попробует» свои силы, тем более стабильным будет его профессиональный путь. Действительно, ведь выбор тогда будет более осознанным, опирающимся на реальное знание себя, своих возможностей, желаний и ограничений.
К окончанию этой стадии должно произойти постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане. У детей должно сформироваться свое видение мира профессий (образ «Я» в мире профессий) через их включенность в разнообразную социально значимую деятельность, которая является по сути профессиональной и содержит профессиональные элементы.
В стадии исследования нас интересует первый из этапов — тентативный (15—17 лет). На нем происходит овладение системой социально значимых ценностей и представлений о построении жизни и профессионального пути, усвоение системы ответственных отношений со сверстниками и взрослыми, активный анализ отношения к миру взрослых, самооценка собственной пригодности на основе анализа возможностей и развития профессионально важных качеств, активные попытки самосовершенствования, самовоспитания, самообразования, самоорганизации. Делается предварительный профессиональный выбор, который апробируется в планах и замыслах или в реальности. В аспекте этого опыта оцениваются собственные качества. На этом этапе важно, чтобы подросток не совершал скоропалительных решений (не получилось с первого раза — не получится вообще).
Подростку важно объяснить длительность процесса овладения профессией, то, что на этом пути возможны ошибки и важность обучения на собственных ошибках. Он должен знать, какие факторы необходимо принимать во внимание, осознавать, какие случайности могут повлиять на достижение цели, понимать взаимосвязь настоящего и будущего.
Воспитаннику должна быть оказана психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретного трудового поста). Необходимо формирование устойчивого интереса к профессии и осуществление первоначального профессионального выбора (образ «Я» в профессии). В основе работы на этом этапе — вариативные профессиональные пробы подростков, а результат — формирование индивидуализированной программы-плана профессиональной карьеры — работы подростка в плане подготовки и самоподготовки к овладению профессией.
Важно, чтобы к 16—18 годам подросток достиг ролевой определенности, то есть мог ответить на вопросы: «Кто я? Чего я хочу? Что я уже умею? Чего я уже достиг?». Подобная определенность поможет ему не метаться в мире профессий, а идти в выбранном направлении, проходя определенные этапы профессионального самоопределения.
На этом этапе работа с воспитанниками заканчивается, но педагог может рассказать выпускникам о том, что будет происходить с ними дальше на профессиональном пути.
От 16—18 до 17—25 лет (стадия профессионального обучения) — важно целенаправленно освоить систему знаний и практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности. В этом возрасте формируются представления о той профессиональной общности, в которую попал молодой человек, развиваются мотивы и цели деятельности (чего я хочу достичь, что мне нужно в этой жизни, какой жизнью я хочу жить). Молодые люди полны сил, они немного «революционеры», часто замечают ошибки и критикуют более опытных коллег, хотят многое изменить в работе. В то же время, опыта им еще не хватает и они жадно хватаются за все новое, быстро накапливают опыт и знания. В этом возрасте важно создавать багаж, которым потом можно пользоваться всю жизнь. Не надо бояться ошибок, важно на них учиться.
На этапе утверждения (25—44 года) происходит приспособление к социальным и профессиональным нормам, условиям, процессам трудовой деятельности, дальнейшее развитие самоопределения в избранной профессии, осознание правильности выбора профессионального пути, согласование жизненных и профессиональных целей и установок, формирование значимых черт личности профессионала, развитие профессионально важных качеств, специальных способностей, эмоционально-волевых качеств. Возрастают материальные потребности. Человек становится все более уверенным в себе как в профессионале, понимает свое значение для работы и общества.
На этапе поддерживания (45—64 года) для человека важно реализовать свой профессиональный потенциал. Возникает еще одна важная потребность – передать свой опыт более молодым, оставить учеников.
На этапе спада (65 — и более лет...) постепенно снижается профессиональная активность или сужаются ее сферы, угасают многие профессиональные интересы, перестраиваются жизненные установки, меняются ценностные ориентации, возникают противоречия между возможностями личности и желаниями, ухудшение состояния резко изменяют жизненную направленность.
Применительно к школьному возрасту воспитателям, педагогам, специалистам, взаимодействующим с детьми-сиротами, полезно иметь в виду этапы педагогической работы, направленные на профессиональное самоопределение детей, связанные с особенностями возраста (Е. М. Ретивых[3], Е.Ю, Пряжникова и Н. С. Пряжников[4], С. Н. Чистякова[5]).
Профориентационная работа определяет успешность профессионального самоопределения. Уже отмечалось, что эти процессы взаимосвязаны и можно эту взаимосвязь продемонстрировать в таблице 1.
За основу выделения этапов берутся сензитивные периоды развития детей, соответствующие паспортному возрасту. Нельзя забывать о том, что кроме этого существует социальный и психологический возраст, который может значительно отличаться от паспортного. Особенно это относится к детям-сиротам, многие из которых отстают по социальному и психическому развитию от своих сверстников, воспитывающихся в семьях. В своей работе воспитатели должны, прежде всего, опираться на психологический и социальный возраст, учитывая логику процесса профессионального самоопределения, которую можно представить следующим образом.
|
Таблица 1