Понятийный аппарат в аспекте темы
Лекция по теме 6. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Образовательные задачи:
– Осознать сущность мониторинга, диагностики, контроля, оценки, отметки.
– Понять суть современных способов диагностики результатов обучения и подходов к выделению параметров и критериев оценки.
– Практически овладеть разнообразными методами контроля, уметь применять все виды контроля в различных формах.
– Сформировать умение осуществлять оценочную деятельность.
Содержание
1. Понятийный аппарат в аспекте темы.
2. История оценки и отметки в педагогике.
3. Виды, формы, методы и приёмы контроля.
4. Современные виды оценочных шкал и подходы к диагностике результатов
обучения.
Понятийный аппарат в аспекте темы
Если из курса «Психология» вспомнить структуру деятельности, в том числе и учебной, то станет очевидным, что диагностика результатов любой деятельности является обязательным компонентом в ее структуре и непременно напрямую, самым тесным образом сопряжена с постановкой цели (поскольку цель и есть образ ожидаемого результата). Следовательно, диагностика результатов обучения и контроль за качеством образования должны осуществляться в строгом соответствии с поставленными целью и задачами (что иллюстрирует рис. 4).
Рис. 4. Взаимосвязь диагностики результатов обучения
с поставленной целью
К сожалению, в реальной практике часто наблюдается явное противоречие между декларируемой целью образования (развитие личности) и диагностикой его результатов. Как уже отмечалось, эффективность педагогического процесса и деятельность образовательного учреждения никогда не измерялась показателями развития личности, а традиционно оценивалась другими параметрами (успеваемостью, дисциплинированностью, результатами экзаменов, показателями остаточных знаний, состоянием документации и т. д.). Такая ситуация вызывает недоумение, и напрашивается аналогия: задались целью вырастить в огороде бузину, а в конце дачного сезона контролируем – а в Киеве ли дядька?
Вывод очевиден: современное определение цели образования закономерно требует адекватных изменений в организации контроля за эффективностью обучения и осуществлении диагностики его результатов.
В большинстве учебников и учебных пособий по педагогике выделяют группу методов контроля за эффективностью педагогического процесса. Таким образом, ключевым термином рассматриваемой темы является “контроль” . Понять его смысл поможет одна из основных категорий науки педагогики – “обучение”. Напомним, что обучение – это процесс взаимодействия педагога с обучаемыми, который включает учебную деятельность обучающихся и профессиональную педагогическую деятельность. Если учитель объяснил новый материал, рассказал содержание темы, то ему важно узнать, какое впечатление оставил урок у учащихся, что и как они поняли, сочли ли эту тему интересной, какие вопросы возникли по этому поводу и т. д. Поэтому установление обратной связи и есть основное назначение контроля. Таким образом, контроль – явление обязательное в процессе обучения, очень нужное, полезное и ценное. Оно никак не связано с чувством страха, а, напротив, позволяет обучающимся проявить свою субъектность, выразить свое личное мнение и отношение к изучаемому материалу.
Конкретизируем и другие термины в аспекте данной темы. Контроль осуществляется с помощью проверки , которая является процедурой выявления и измерения результатов обучения. По результатам проверки можно дать оценку – качественную содержательную характеристику процесса и результата обучения. И в завершении на основании оценки следует выставить цифровую, балльную отметку за работу ученика («5», «4», «3») или словесную отметку в студенческую зачетную книжку (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”). Отметка – это качественное и количественное выражение по заданной шкале учебной успешности обучающихся.
Отметим, что педагога, конечно же, явно интересует не только результат учебной деятельности, но и процесс его получения: каким способом он достигнут, сколько усилий, стараний затратил школьник (или студент) на его выполнение и т. д. Выяснение всех обстоятельств протекания образовательного процесса, точное определение его результатов в связи с путями и способами достижения называется педагогической диагностикой (от греческого diagnosis – распознавание). Если диагностика осуществляется многоаспектно и в течение длительного срока, имеется накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики и тенденций развития, прогнозирование последующего, то вводится термин “мониторинг” .
Таким образом, контроль выполняет следующие очень важные и позитивные функции:
– обучающую, связанную с освоением знаний, формированием умений;
– воспитывающую, которая проявляется в ценностно-смысловой сфере личности и отношениях к познаваемым объектам и явлениям мира;
– развивающую, т. к. процесс обучения ориентирован на позитивное развитие Личности, в том числе развитие всех познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения) и индивидуальных качеств и свойств (воли, эмоций и чувств, характера, способностей);
– корректирующую, поскольку проведение контроля позволяет выявить ложные представления, ошибочные действия, иллюзии восприятия информации и т. д., то при необходимости осуществляется их коррекция с целью осознания истины, принятия норм современной культуры, формирования ценностного отношения к миру.