Приемы деятельности учителя и учащихся
СЕМЕСТР
Форма обучения: очная
Курс: 3
Семестры 5-6
Трудоемкость 140 часов
Аудиторных 70 часов
В том числе: в 5 семестре 18 + 16часов
В 6 семестре 18 + 18 часов
Форма контроля зачет (5)
Педагогическая практика (учебная) 15-29 декабря
1. Цель изучения дисциплины:содействие становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра по направлению «художественное образование» на основе овладения опытом проектирования и организации целостного художественно-педагогического процесса в области общего театрального образования.
2. Задачи:
- формирование системы теоретических и практических знаний о формах и методах художественного образования;
- развитие умения установления действенных междисциплинарных связей в ходе работы с различными учебно-методическими и научно-педагогическими материалами;
- организация деятельности, направленной на использование в образовательном процессе разнообразных форм и методов обучения театральному искусству;
- обеспечение связи теоретического обучения с практической деятельностью студентов;
- инициирование самообразовательной деятельности, включения в образовательный процесс учебно-исследовательской деятельности, организации индивидуальных и групповых видов творческой деятельности студентов;
- установление действенных междисциплинарных связей.
3. Диагностируемым результатом освоения содержания дисциплины «Технологии и методики обучения» являются:
- система знаний о целях и содержании художественного образования в начальной, основной и средней школе, о месте и роли художественного образования в школьном образовании, о возрастных потребностях и проблемах детей и подростков;
- система знаний технологий и методик организации художественного образования и воспитания в школе, методов проектирования, технологического обеспечения и организации художественно-педагогической деятельности, способов психолого-педагогической диагностики, технологий оценки достижений учащихся в области художественного образования;
- умения и навыки построения образовательного процесса, ориентированного на достижение целей конкретной ступени образования, подготовки учебно-методических материалов, организации различных форм художественно-педагогической деятельности;
- навыки проектирования и создания учебно-методического комплекса художественно-педагогического процесса;
- умение видеть ученика в образовательном процессе, развивать любовь к детям и искусству;
- умения и навыки обеспечения взаимодействия учителя и учащихся, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы на основе художественно-педагогической деятельности;
- опыт целостного видения художественно-педагогической деятельности, системного решения задач;
- умения и навыки создавать и использовать в художественно-педагогических целях образовательную среду (пространство школы);
- опыт модульного освоения учебного материала и организации самостоятельной работы студентов в рамках учебного процесса с различными источниками информации;
- умение проектировать и осуществлять профессиональное самообразование формировать опыт построения индивидуализированной образовательной траектории;
- опыт художественно-педагогической деятельности как деятельности творческой.
СЕМЕСТР 2 (6)
Основным содержание семинарских занятий в 6 семестре является применение технологий и методов обучения при создании учебно-методического комплекса по «Основам театрального искусства».
Семинарские занятия в 6 семестре строятся на основе программы учебной дисциплины «театральная деятельность» школьников начальной и основной школы. В ходе семинарских занятийкаждый долженвступить с кратким сообщением (до 7-10 минут) по всем основным заданиям, подготовить и провести одно учебное занятие. В результате практических занятий студенты должны представить портфолио[1].
Для аттестация необходимо набрать 100 баллов.При 85-99 баллах для аттестации необходимо представить портфолио, содержащее индивидуальные работы и разработки всей группы. Если общее количество баллов составляет от 65 до 84, в этом случае для аттестации необходимо пройти аттестационное собеседование по теоретическому разделу программы, представить портфолио, содержащее разработки всей группы.
Дополнительные баллы зачисляются за:
1. Посещение лекционных занятий 9уч. пар * 1 б. = max. 9 баллов
2. Посещение практических занятий 9 уч. пары * 1 б. = max. 9 баллов
3. Работа на практических занятиях по технологической карте = max. 82 баллов
4. Непосещение лекционных и практических занятий - 2б. * N уч. пар =
Зачётные работы c обязательным указанием авторства высылаются прикрепленными файлами на электронный адрес преподавателя: [email protected]
ВАЖНО: Студенты, представивший задание не в установленный срок, получает меньшее количество баллов из расчета –1 балл за неделю.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
п/н | Задание | Форма выполнения | Результат | Форма[2] (образцы в Приложении) | Дата выполнения | Баллы (до) | Оценка[3] |
Проективно-организационный этап | |||||||
1. | Выбрать одно из направлений театрального образования, воспитания или развития. | Изучить программу «Театральная деятельность», выделить цветом одно из направлений театрального образования, воспитания или развития для последующей разработки методических рекомендаций к этому разделу. | Текст программы «Театральная деятельность». N[4] | Документ Word | До 28.02.13 | 3[5] | |
2. | Составить тематический план занятий. | Составить тематический план занятий, планируя 4 занятия для каждого года обучения, с 1 по 9 классы. Содержание и формы деятельности должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и усложняться от класса к классу | Тематический план занятий (таблица)[i] N | Документ Word | До 28.02.13 | ||
Проективно-методический | |||||||
3. | Разработать тематическую картотеку занятий (36 карточек занятий). | 1. Определить цель, основную (образовательную) и дополнительные (воспитательную и развивающую) задачи на каждом из 36 занятий по программе «Театральная деятельность». 2. Указать основные изучаемые понятия (3 - 7). 3. Формируемые умения или навыки. 4. Изучаемые произведения и персоналии. 5. Изучить дидактическую литературу по методике преподавания выбранного Вами раздела и определить методы проведения занятий. 6. Сформулировать краткое описание заданий для учащихся к каждому занятию. 7. Составить библиографическую картотеку. | 1. Тематическая картотека 36 занятий (4 карточки по 9 разделам (классам)[ii]. 2. Описание методов проведения занятий[iii] и учебных заданий в картотеке занятий. 3. Картотека библиографическая[iv]. N | Документ Word Документ Word | 14.03 14.03 | ||
4. | Разработать карточки к четырем занятиям одного раздела (класса) и полный сценарий зачетного занятия[v] | Составить картотеку 4 занятий:[vi] 1. Выделить основные понятия и составить карточки терминов и понятий к 4 занятиям. 2. Составить карточки изучаемых произведений к 1 занятию. 3. Составить полный сценарий одного занятия. 4. Отобрать и подготовить иллюстративный и дидактический материал. 5. Провести репетицию этого занятия в режиме реального времени. | 1. План в карточках 4 занятий. [vii] 2. Картотека понятий.[6] 3. Слайды, фонограммы, кино и видеофрагменты. 4. Картотека биографическая и изучаемых произведений[viii]. N | Документ Word | 28.03 | 15+15 | |
Профессионально-деятельностный этап включает:[7] | |||||||
5. | Провести занятие. | Каждый должен кратко рассказать о сценарии занятия, провести его в режиме реального времени (до 15 - 20 минут) на основе фронтальной работы с использованием дидактических средств | Решение определенной учебной задачи. N. | Сценарий занятия (Документ Word) | 14.04 28.04 11.05 25.05 | ||
6. | Сдача портфолио | Портфолио: 1. Таблица по программе «Театральная деятельность» с выделением (цветом) одного направления театрального образования. 2. Картотека 36 занятий по программе «Театральная деятельность». 3. Библиографическая картотека по методической литературе. 4. 4 карточки к 4 занятиям одного года обучения. 5. Картотека терминов и понятий к 4 занятиям одного года обучения. 6. Сценарий одного занятия. 7. Картотека изучаемых произведений к одному занятию. 8. Дидактический материал к занятию. 9. Индивидуальное портфолио за первый семестр. 10. Портфолио группы за второй семестр. | Собрать портфолио | 09.06 |
СПИСОК ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРАХ ПО ТиМОТИ[ix]
Дата | Задания: | Выступили или планируют выступление | |||
14.02 | 1.Цель, задачи и содержание семинарских занятий | ||||
28.02.13 | 2. Выбрать одно из направлений театрального образования, воспитания или развития. Составить тематический план занятий. | ||||
14.03.13 | 3. Разработать тематическую картотеку занятий (36 карточек занятий). | ||||
28.03 | 4. Разработать сценарий четырех занятий одного раздела (класса). | ||||
14.04 | 1. Провести занятие. | ||||
28.04 | 1. Провести занятие. | ||||
11.05 | 1. Провести занятие. | ||||
25.05 | 2. Провести занятие. | ||||
09.06 | 3. Аттестационное занятие. |
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Театр и школа. Сб. статей. Вып. 1-9. – М., 1957–1986.
2. Авров Д.Н. Спектакль и зритель: Как смотреть и оценивать спектакль: Кн. для учащихся ст. классов. – М., 1985.
3. Культура речи на сцене и на экране / Отв. ред. Л.И.Скворцов, Л.Н.Кузнецова. – М., 1986.
4. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под общ. ред. Г.П.Шевченко и Б.П.Юсова. – Луганск, 1990.
5. Экспериментальные программы комплекса художественно-творческого развития школьников (1-8 классы).-М., 1989.
Дополнительная литература
1. Алиев Ю.Б., Белобородова В.К., Рачина Б.С. Программа по музыке для общеобразовательных школ. – М., 1993.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / Исследования и статьи. – М., 1981
3. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. СПб., 1999.
4. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов. – Кн. 1-2. – М.. 1999.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
6. Дети и театр. Сб. статей под ред Н.С. Шер. – Л., 1925
7. Завадский Б.А. Рождение спектакля. – М., 1975.
8. Ильев В.А. Технологии театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М., 1993.
9. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX – XX веков: Хрестоматия / Сост. М.А.Верб. – СПб., 1995.
10. Корогодский З.Я. Ваш театр. – М., 1984.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.
12. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. -М., 1975.
13. Никитина А.Б. Культура древних цивилизаций. Игры. Упражнения. Открытые уроки. Учебно-методическое пособие. – М., 2000.
14. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. / Сост. И.А. Мухина. –СПб., , 1995.
15. Царев М.И. Мир театра: Книга для учителей. – М., 1987.
[1] «Портфолио» - «портфель» творческих работ, выполненных в течение семестра.
[2] Текстовый, графический файл или текстовая распечатка.
[3] Баллы и подпись преподавателя.
[4] N- обсуждение на семинаре.
[5] Баллы указаны с учетом выступления на семинаре. Без обсуждения на семинаре оценка задания снижается на 1/3.
[6] См. Приложения со стр. 469 в учебно-методическом пособии Теория и практика философско-культурологического образования. – СПб., 2005.
[7] Профессионально-педагогический, аналитический и диагностический этапы практики проходят одновременно.
[i] Театральная деятельность. Направление развития: Работа над пьесой и создание образа спектакля. | ||||
Основные направления развития | Процессы | Виды деятельности. Методы проведения занятия | Задание: | Ключевые понятия |
1 класс | ||||
Цель: формирование первоначальных представлений о компонентах спектакля. | Внимание, память, эмоциональная отзывчивость. | Инсценировка сказки. | Подготовка с участием учителя импровизированного микро-спектакля – «Бабушкин сундук». | Пьеса, спектакль, действие, герой, образ, актер. |
[ii] Тематическая картотека занятия по направлению «Работа над пьесой». 7 класс. Занятие 2. Тема занятия: Разбор пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Перед этим занятием учащиеся должны прочитать пьесу. На следующем или ближайшем занятии идем в театр на спектакль.) Цель занятия: Формирование умения анализировать пьесы. Задачи: 1. Способствовать формированию умения знакомиться с автором и его творчеством на примере отдельного произведения, навыков формирования представления о том, когда и как ставилось это произведение, событийным рядом, основными определениями. 2. Способствовать формированию отношения к Грибоедову А.С., как представителю культуры России 19 в. 3. Развитие воссоздающего и творческого воображения, аналитических способностей. Основные понятия: сюжет, фабула, завязка, разработка, кульминация, развязка, последействие, конфликт, жанр. Основные произведения: литературный ряд - пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» Основные персоналии: А.С. Грибоедов. |
[iii] См Приложение 1. Методических указаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Существует много подходов к классификации методов обучения. Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Харламов И.Ф. определяют методы по источникам знаний, по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся и другим основаниям. В. Гузеев выделяет следующие методы обучения:
1. Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
2. программированное обучение;
3. эвристический;
4. проблемный;
5. модельный (модельно-репродуктивный, модельно-эвристический).
Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.
Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)
№ | Основные группы методов обучения | Основные подгруппы методов обучения | Отдельные методы обучения |
1. | Методы стимулирования и мотивации учения | 1.1. Методы формирования интереса к учению | Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др. |
1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении | Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др. | ||
2. | Методы организации и осуществления учебных действий и операций | 2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств): | словесные методы - лекция, рассказ, беседа и др; наглядные методы - методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.; аудиовизуальные методы; практические методы. |
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) | Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др. | ||
2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) | Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.). | ||
2.4. Методы самоуправления учебными действиями | Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др. | ||
3. | Методы контроля и самоконтроля | 3.1. Методы контроля | Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля |
Методы самоконтроля. |
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ