IX. Подведение итогов занятия.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСГРАФИИ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (2 класс)
КОНСПЕКТ 1
Тема
Дифференциация звуков П и Б в словах. Цели:
1) фонетическая: уточнение и сравнение арти
куляции и звучания звуков П и Б;
2) фонематическая: выделение звуков П и Б из
начала и середины слова, развитие фонематиче
ского анализа и синтеза слов со звуками II и Б;
3) лексическая: уточнение и расширение слова
ря по темам «Овощи», «Фрукты», «Одежда».
План и ход занятия
I. Организационный момент.
II. Беседа по картинкам БОЧКАи ПОЧКА.
Дети называют картинки.
— Это очень похожие слова: БОЧКА, ПОЧКА.
А чем они отличаются?
— Какой первый звук в слове БОЧКА? (Б.) А ка
кой первый звук в слове ПОЧКА? (П.) Давайте про
верим, а другие звуки одинаковые или разные?
Какой второй звук в слове БОЧКА? (О.) А в слове
ПОЧКА? (О.) И т. д.
На доске последовательно записываются буквы Б П ОЧКИ.
— Изменился только один звук и изменилось все
слово.
III.Сравнение произношения звуков Б и П.
— Произнесите звуки Б и П. А теперь я произ
несу, а вы посмотрите, одинаково ли положение
губ при произнесении этих звуков. (Одинаково.)
Как мы произносим эти звуки? (Губами. Губы смы
каются.)
— Положите руку на горло и послушайте, дро
жит ли оно при произнесении звука Б. Б—Б—Б.
(Дрожит.) С голосом или без голоса произносится
этот звук? (С голосом.) А теперь произнесите звук
П и послушайте, дрожит ли горло при его произ
несении. (Не дрожит.)
Делается вывод, что звук Б произносится с голосом, он звонкий. А звук П произносится без голоса, он глухой.
Звуки соотносятся с буквами Б и П разного цвета.
IV. Дифференциация звуков Б и П в слогах.
Предлагаемые слова: АПРЕЛЬ, ЗАПЛАТИЛ, ПОТОЛОК, АБРИКОС, УПАЛ, ОБЛАКО, БОРОДА, ПОЕЗД, ОБОГНАЛ, УПЛЫЛ.
1. Отгадывание загадок с последующим фонема
тическим анализом слов в отгадках.
— У родителей и деток вся одежда из монеток.
(Рыба.)
— Какой звук в этом слове, Б или П? (Б.) Назо
вите соседей звука Б. (Ы, А.)
— Составим схему этого слова.
— Отгадайте еще одну загадку: стоят на креп
кой ножке, теперь лежат в лукошке. (Грибы.)
— Какой звук в этом слове, Б или П? Назовите
соседей звука Б. Составление схемы слова ГРИБЫ.
2. Сравнение схем слов РЫБЫ и ГРИБЫ.
— Чем похожи эти схемы? Сколько слогов в пер
вой схеме? (Два.) А во второй схеме? (Тоже два.)
Посмотрите, одинаково ли количество звуков? Сколько звуков в первой схеме? (4.) А во второй? (5.)
3. Распределение картинок под схемами.
Предлагаемые картинки: шуба, репа, труба, гри
бы, птицы, бусы, пчела.
— В каком из слов под первой схемой после П
слышится А? (Репа.) После Б слышится У? (Бусы.)
— В каком слове под второй схемой после П слы
шится Т? (Птицы.) После П слышится Ч? Перед Б
слышится У? Перед Б слышится И?
4. Письменная работа.
— Начертите в тетрадях схемы. Запишите под
схемами названия картинок.
5. Игра в лото.
Детям предлагаются карточки с картинками, в названии которых звуки Б и П, а также цифры 1, 2, 3.
Логопед называет картинку. Дети находят картинку на своих карточках, определяют сначала, какой звук, Б или П, слышится в названии картинки, его место в слове (1-й, 2-й или 3-й по счету), а затем закрывают картинку соответствующей цифрой.
Примерные карточки лото:
1 — паук, забор, зубы, пожар;
2 — лапа, жаба, палатка, яблоко;
3 — баранки, абажур, полотенце, цыплята;
4 — цапля, погремушка, собака, будильник;
5 — арбуз, брошь, шапка, парашют.
6. Повторение слогов: ПА-БА-БА, ПЫ-ПЫ-БЫ,
БУ-ПУ-БУ, ПО-БО-ПО.
7. Замена звука П на звук Б в слогах: ПА, ПО,
АПО, УПЫ, ПУ, ПЭ, ПЫХ.
V. Дифференциация звуков Б и П в словах.
1. Распределение картинок под буквами Б и П. На доске картинки: полка, пакет, булка, букет, па-
роход, пуговица, бабочка, булавка, пушка, банка, бусы.
Логопед предлагает детям назвать картинки и разложить их соответственно под буквами Б и П.
2. Классификация картинок с изображением
овощей и фруктов.
— Как можно разложить эти картинки на две
группы? В случае затруднений логопед берет одну
картинку с изображением овоща, ставит слева, а
другую картинку с изображением фрукта — спра
ва. Дети по аналогии распределяют картинки на
две группы.
— Каким словом можно назвать эти картинки?
(Овощи.) А эти картинки? (Фрукты.)
— Назовите овощи, в названии которых есть
звук П. (Помидор, репа, капуста.)
— Назовите фрукты, в названии которых есть
звук Б. (Банан, абрикос, яблоко.)
3. Игра «Чьи вещи?»
В правой и левой части доски картинки с изображением мальчиков.
— Мальчика слева зовут Павел, а мальчика
справа — Боря. Мальчики перепутали свои вещи.
Давайте мы поможем им разобраться. Вещи Пав
лика со звуком П, а вещи Бори со звуком Б.
— Назовите вещи (кепка, брюки, рубашка, па
нама, ботинки, пальто, шуба, тапки, сапоги).
Затем дети распределяют картинки с изображением вещей под картинками с изображением мальчиков.
VI.Дифференциация звуков П и Б в письме.
1. Вставить пропущенные буквы П и Б. Предла
гаются слова:
КА . АЧКИ, КА . УСТА, РУ . АШКА, СА . ОГИ, . АРА . АН, . ОДУШКА, . УХАНКА.
2. Индивидуальная работа: записать названия
картинок по карточкам. Предлагаются картинки: -
шуба, платок, труба, шляпа, банка, полка, банан, букет, бусы, репка.
3. Игра в лото.
Детям предлагаются карточки с изображениями четырех предметов на звуки Б и П. Логопед называет слова, дети определяют, какой звук, Б или П, в слове, и закрывают картинку соответствующей буквой.
Примерные карточки лото:
1 — буратино, плита, абажур, помидор;
2 — бак, платье, блюдце, поросенок;
3 — платок, абрикос, бутылка, шапка;
4 — банка, палка, пушка, бревно.
КОНСПЕКТ 2
Тема
г"
Дифференциация звуков П и Б в словах. Цели:
1) фонетическая:уточнение и сравнение арти
куляции звуков Пи Б;
2) фонематическая:развитие сложных форм
фонематического анализа на материале слов со
звуками Б и П, развитие анализа слова на слоги;
3) лексическая:уточнение и расширение слова
ря по теме «Транспорт»;
4) грамматическая:дифференциация существи
тельных мужского и женского рода.
План и ход занятия