Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. Научная и нормативно-правовая база данных Института инклюзивного образования МГППУ http://www.Inclusive-edu.Ru

Научная и нормативно-правовая база данных Института инклюзивного образования МГППУ http://www.inclusive-edu.ru

Научная база данных Института коррекционной педагогики http://институт-коррекционной-педагогики.рф/

База видеолекций и методических материалов Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ http://mgpu.ru/article.php?article=791

Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Федеральная:

1. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями 2. «

порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)

2. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н

3. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. N 535)

4. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)

5. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)

6. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

7. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03

8. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» - Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6

9. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6

10. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95

11. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)

12. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

13. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1

14. «Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»- Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6

15. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» - Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6

16. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

17. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271
Московская:

1. «О развитии образования в городе Москве» - Закон города Москвы от 20 июня 2001 года № 25 ( с дополнениями и изменениями)

2. «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве» - Закон города Москвы от 26 октября 2005 года № 55

3. «О стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг.» - Постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 года № 195-ПП

4. «Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года» - Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2008 года № 115-ПП
года № 1208-ПП

5. «Об утверждении Положения о порядке открытия и функционирования классов различного уровня в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» - Постановление Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 402-ПП

6. «Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» - Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 января 1999 г. N 6-РЗП (с изменениями от 3 сентября 2001 г., 31 августа 2005 г., 30 октября 2006 г.)

7. «Примерное положение об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования» - Приказ Департамента образования города Москвы от 10.08.2006 № 497

8. «Примерное положение об организации деятельности Службы ранней помощи» - Приказ Департамента образования города Москвы от 15.12.2006 № 817

9. «Примерное положение об организации деятельности Центров игровой поддержки ребенка» - Приказ Департамента образования города Москвы от 10.08.2006 № 498

10. «Об утверждении Примерного положения о консультативном пункте для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи» - Приказ Департамента образования города Москвы от 12.04.2006г N 202

11. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» - Закон города Москвы

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, а также мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций и видеороликов на лекциях. Для проведения занятий, а также организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет.

Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – библиотечному фонду университета и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Проектирование образовательных программ»

Направление подготовки

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки

Педагогика и психология образования

Москва

2016

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по

44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)

.

Разработчики:

ГАОУ ВО МГПУ Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. Научная и нормативно-правовая база данных Института инклюзивного образования МГППУ http://www.Inclusive-edu.Ru - student2.ru доцентЦаплина Ольга Викторовна

Эксперты:

ФГБОУ ВПО МПГУ Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы. Научная и нормативно-правовая база данных Института инклюзивного образования МГППУ http://www.Inclusive-edu.Ru - student2.ru профессорАнтонова Анна Викторовна

ГАОУ ВО МГПУ доцентПоставнев Владимир Михайлович

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры

психологии образования

Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.

Заведующий кафедрой: д.п.н., дпсх.н., профессор Савенков Александр Ильич

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии

образования

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель: формирование у магистрантов целостных представлений об основах и сущности проектирования образовательных программ для обучающихся; овладение системой практических знаний, прикладных умений в области проектирования образовательных программ.

Задачи:

8. Сформировать готовность магистров к использованию знаний современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач.

9. Сформировать готовность и способность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.

10. Развить готовность организовывать командную работу для проектирования образовательных программ организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Сформировать умения по овладению способами применения полученных знаний в конкретных видах учебной деятельности;

12. Развить основные навыки и умения, необходимые для успешного освоения образовательной программы в вузе, самообразования и самовоспитания.

2. Место дисциплины в структуре программы Педагогика и психология образования:

дисциплина входит в модуль «Психолого-педагогический», является базовой дисциплиной модуля и изучается во 2-ом семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

обобщенную трудовую функцию: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях;

трудовую функцию: 3.2.1. Воспитательная деятельность:

трудовое действие:

4.1.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

общепрофессиональную компетенцию:

- Умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4)

Знать:

- специфику взаимодействия специалистов в формировании системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

Уметь:

- организовывать и осуществлять междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

Владеть опытом:

- опытом организации и реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

трудовую функцию: 3.2.2. Развивающая деятельность:

трудовое действие:

- 1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

общепрофессиональную компетенцию:

- Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1)

Знать:

- закономерности и движущие силы психического развития ребенка;

- психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития».

Уметь:

- закономерности и движущие силы психического развития ребенка;

- психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития»

Владеть опытом:

- технологией определения зоны ближайшего развития;

- опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся.

трудовое действие:

1.2. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

общепрофессиональную компетенцию:

Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)

Знать:

- структуру и закономерности развития образовательной среды;

- методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды;

- риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению.

Уметь:

- осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды;

- использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся;

- планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды.

Владеть опытом:

- методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды;

- опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды;

- опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды.

Компетенцию в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования

Готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПК-5).

Знать:

- возможности инновационных обучающих технологий при адресной работе с различными контингентами учащихся; - законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;

- теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся различных категорий.

Уметь:

- соотносить возможности инновационных обучающих технологий и возрастные особенности обучающихся;

- реализовывать инновационные обучающие технологии с учетом личностных и возрастных особенностей различных категорий обучающихся

Владеть:

- опытом использования инновационных обучающих технологий с учетом задач возрастных этапов развития;

- технологией использования инновационных обучающих технологий в адресной работе с различными контингентами учащихся.

трудовое действие:

1.8. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Компетенцию в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования

Способен выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося(ПК-11).

Знать:

- предпосылки и условия развития интересов, способностей и склонностей обучающихся;

- факторы, определяющие особенности освоения дополнительных образовательных программ;

- методы психолого-педагогической диагностики интересов, способностей и склонностей детей и подростков.

Уметь:

- определять факторы, влияющие на проявление и развитие интересов, способностей и склонностей;

- использовать методы психолого-педагогической диагностики возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся;

- определять условия в системе дополнительного образования, способствующие развитию личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося.

Владеть:

- методами диагностики и развития возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся;

- методами оценки и развития возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся в системе дополнительного образования.

Наши рекомендации