Тема 2
Образование как сфера педагогической деятельности
Цель:раскрыть сущность образования как сферы педагогической деятельности; познакомить со структурой педагогического вуза, основными формами организации образовательного процесса, нормативно-правовыми документами, регулирующими жизнедеятельность вуза.
Задачи:студенты должны знать основные подходы к определению понятия «образование»; основные периоды истории образования и типы образовательных учреждений; уметь характеризовать образование как процесс и результат педагогической деятельности; вычленять общие тенденции и закономерности развития школы и педагогической мысли в контексте культурно-исторических типов цивилизаций; осознавать ценностно-смысловую природу педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность и востребованность в современном обществе; оценивать важность педагогической деятельности в современном обществе и использования ее возможностей в других профессиях.
Основные понятия: образование, система образования РФ, основные принципы государственной политики в области образования, социализация, индивидуализация, самообразование; непрерывность, интеграция, гуманизация и демократизация образования; единое образовательное пространство; образование как многоуровневое явление; современная образовательная парадигма; глобализация и интеграция мирового образовательного процесса; стандартизация и модернизация образования; поликультурное образование; ЮНЕСКО, образовательная среда учебного заведения; типы образовательных учреждений (школа, гимназия, лицей, колледж, училище, институт, университет, академия).
Основные документы: Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Профессиональный стандарт «Педагог».
Форма изучения:семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дисскусия); самостоятельная работа.
I. Теоретическая часть
План
1. Образование как процесс и результат педагогической деятельности.
2. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры.
3. Типы образовательных учреждений.
4. Педагогические учебные заведения.
Общие рекомендации по подготовке вопросов плана занятия
При подготовке теоретических и практических вопросов занятия вам необходимо выполнить несколько типов познавательных задач: описать незнакомые объекты, явления, процессы; выявить и оценить свойства этих объектов, явлений, процессов; выявить состав, строение и структуру данных объектов, явлений, процессов; построить классификацию объектов, явлений, процессов; установление связи между явлениями, характеристиками каких-либо процессов.
При подготовке вопросов №1 и №2 необходимо дать описание, т.е. выявить, на основе информационных источников (список литературы, интернет), ключевые признаки понятия «образование». В вопросе №1, необходимо выявить соотношение понятий «образование-процесс», «образование-результат» и понятия «педагогическая деятельность», для этого необходимо обратиться к структуре понятия «педагогическая деятельность».
При подготовке вопроса №2 нужно объяснить взаимосвязь между характером и особенностями образования как процесса и результата и уровнем экономического, социокультурного, духовного развития общества. Для этого требуется определить качественные характеристики современного уровня развития общества и сравнить их с особенностями современного образования (цель, содержание, результаты).
Для ответа на вопросы №3и№4 необходимо дать описание понятий «тип образовательного учреждения» и «педагогические учебные заведения», а также привести примеры данных учреждений.
Для успешной подготовки ответов на теоретические вопросы занятия, рекомендуется воспользоваться литературой данной в списке ниже. Если Вы считаете, что информации необходимой для выполнения поставленных задач недостаточно, то Вы можете воспользоваться ресурсами сети интернет из списка, приведенного в разделе №9 рабочей программы дисциплины, «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины».
Основная литература
1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.
2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2009.
Дополнительная литература
1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.
2. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.
3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.
4. Хрестоматия по истории педагогики. Т.1. Античность. Средневековье/ Под ред. А. И. Пискунов.– М.: Сфера, 2006.
5. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. www.pedl.b.ru /Books/istoriya_pedagogiki/
6. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984
7. Профессиональный стандарт «Педагог» http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/