Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Виды здоровье - сберегающих педагогических технологий | Технологии проведения |
Воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями: длительность для детей от 2 до 5 лет длительность для детей от 5 до 7 лет Начальная температура воздуха в помещении при проведении воздушных ванн Конечная температура воздуха при проведении воздушных ванн от 2 до 5 лет от 5 до 7 лет Цель: поднимает эмоциональный и мышечный тонус, способствует активному включению в рабочий ритм, вселяет бодрость, укрепляет здоровье. | от 3 до 5 минут от 10 до 15 минут 22 С 18-16С 16-14С |
Обширное умывание - вселяет бодрость, укрепляет здоровье. | Ежедневно после тихого часа или перед тихим часом, после физкультурных упражнений, занятий: - открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; - намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «два»; - намочить обе ладошки, умыть лицо; - намочить правую ладошку, сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «три»; Ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо. Проводится со среднего возраста. |
Дыхательная гимнастика – способствует правильному диафрагмальному дыханию, усилению вентиляции для насыщения крови кислородом | Проводится в хорошо проветренном помещении при температуре 17-18 С, дети в облегченной одежде. Продолжительность от 10 – 12 до 30 мин. Проводится 2-3 раза в неделю. !Проводится не ранее, чем через час после приема пищи. Проводится с детьми старшего возраста. |
Мышечная релаксация по контрасту с напряжением – учить детей расслаблять мышцы рук, шеи, живота | Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку или звуки природы. |
Гимнастика для глаз – снимает зрительное утомление, обеспечивает профилактику возникновения у детей зрительных нарушений. | Проводится ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки; проводится с младшего возраста. Исходное положение упражнения сидя или стоя. |
Гимнастический мини – комплекс для нормализации пищеварительной системы (ГКПС) – вызывает приятные положительные эмоции, поднимает мышечный тонус, способствует профилактике нарушения осанки | Проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. Откинув одеяла, дети начинают делать упражнения прямо на кроватках: «Потягивания», «Жучки-паучки», «Велосипед», «Ножницы», «Калачик». С младшего возраста с подгруппой ежедневно. |
Пальчиковая гимнастика – укрепляется мелкая мускулатура руки. | С младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой отрезок времени (в удобное для воспитателей время). |
Самомассаж | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний. |
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении |
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр |
Релаксация | Проводятв любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. |
Приложение № 1
Релаксация
Релаксацию можно проводить как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле — релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений — является частью единого процесса. Эти три составляющие создают необходимые условия для осознания ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия. Мы учим ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, настраиваться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.
При выполнении специальных упражнений на релаксацию, а также в начале, середине или конце занятия, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется: принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствующую музыку и вызывая в воображении (визуализируя, представляя) нужные цвета или образы.
Релаксационные упражнения
Несколько возможных сценариев дня релаксации продолжительностью около 5 мин.:
Дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый принимает одну из предложенных педагогом или просто удобную для себя позу, делает 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе.
1). «Пляж». Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша, встаем».
2). «Ковер-самолет». Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, леса, поля, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем. Для выдоха из длительной (более 10 мин.) глубокой релаксации и возвращения в состояние «здесь и сейчас», лежа на спине, выполнить последовательно упражнения, каждое из которых занимает около 30 сек.
- сделать 3 — 5 циклов глубокого дыхания;
- потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и носки ног от себя;
- поднять одно колено, перекинуть его через другую ногу и постараться достать им до пола.
Плечи при этом должны оставаться на полу. Повторить движения несколько раз в каждую сторону; потереть ладонь о ладонь и подошву, о подошву; подтянуть колени к груди и обхватить их руками. Прокатиться несколько раз на спине вперед-назад, раскачиваясь, как «корзиночка» («качалка»), или перекатываясь, как «бревнышко». Делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.
Литература:
1. Развивающая педагогика оздоровления под ред. В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова (стр. 249)
2. Оздоровление детей в условиях детского сада под ред. Л.В. Кочетковой (стр.71)
3. Воспитатель ДОУ № 1-2008 г. (стр.9)
4. Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (стр.64)
Приложение № 2
Гимнастика для глаз
Проводится два раза в неделю для улучшения головного мозга.
Ø Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их. Согревать глаза центром ладони 30 секунд.
Ø Под закрытыми веками рисовать глазами круги – влево, вверх, вправо, вниз, затем круг в обратную сторону. Повторить 5 раз.
Ø Погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать.
Ø И.п. – вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотреть на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следить за этим ногтем – рука перемещается вправо в сторону, затем – влево. Сменить руку, все повторить по пять раз каждой рукой медленно.
Ø Исходное положение как в предыдущем упражнении. Медленно приблизить правую руку к носу, затем удалить. Повторить 10 раз.
«Пчела»
Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках изображение пчелы на палочке, у второго педагога – осы. По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
«Елочка»
Дети берут в руку маленькую елочку на палочке, четко проговаривая чистоговорку. При выполнении гимнастики голова все время находится в одном положении, двигаются только глаза. Хором:
Ашу-ашу-ашу –
Нарядим елку нашу.
Передвигают елочку вправо-влево, прослеживая движение взглядом.
Ош-ош-ош,
Шар большой хорош.
Рисуют глазами в воздухе круг.
Ша-ша-ша,
Елка тоже хороша.
Рисуют в воздухе елочку.
«Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло.
Посмотреть вправо-влево, вверх-вниз.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких – две штучки,
Тяжелых – три штучки,
Закрыть глаза ладонями.
Солнце на небе вовсю засияло.
Поморгать.
«Белка»
Белка дятла поджидала,
Дети резко перемещают взгляд вправо-влево.
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри –
Перемещают взгляд вверх-вниз
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой
Помалкивают.
И пошел играть в горелки.
Закрывают глаза и поглаживают веки указательным пальцем.