Стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях
Стратегия | Характеристика стратегии |
Стратегия избегания | стороны всеми способами стараются не допустить или избежать конфликта, не предпринимают никаких действий, которые могли бы его спровоцировать |
Стратегия игнорирования | стороны не придают значения конфликту, то есть не принимают никаких действий, направленных на его разрешение или обострение |
Стратегия адаптации (приспособления) | конфликтующие стороны, взвесив «за» и «против», решают, что им лучше примириться с возникшим или неизбежно возникающим конфликтом, чем пытаться его предупредить или разрешить |
Стратегия сглаживания | участники конфликта предпринимают определенные действия, направленные уменьшение остроты конфликта или его сохранения в стабильном состоянии без дальнейшего обострения |
Стратегия уступки | одна из конфликтующих сторон отказывается от своих претензий и полностью уступает другой |
Стратегия обострения | конфликтующие стороны выбирают поведение, направленное на то, сделать конфликт трудноразрешимым или неразрешимым |
Стратегия соперничества | участники конфликта стараются до конца отстоять свою позицию |
Стратегия компромисса (сотрудничества) | конфликтующие стороны приходят к соглашению, учитывая пожелания противоположной стороны и собственные интересы |
Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях
1. Конфликты в межличностных отношениях и их структурные элементы. Причины возникновения конфликтов.
2. Классификация конфликтов. Функции конфликтов.
3. Типы конфликтных личностей.
4. Управление конфликтами и способы (стратегии) разрешения деловых конфликтов.
Вопросы для обсуждения, задания, тест
1. Почему конфликты ведут к деструктивному взаимодействию?
2. Какие из причин конфликтов вам кажутся наиболее трудноразрешимыми в студенческом и трудовом коллективе?
3. Как конфликтогенность человека связана с акцентуациями характера?
4. Проанализируйте конфликтную ситуацию с позиции ее структуры, типа, причин, функций, алгоритма управления и способов разрешения.
В книжном магазине, в отделе художественной литературы, работают два продавца. Их функциональные обязанности: консультирование покупателей, закупка новинок, оформление заказов и проведение кассовых расчетов. Первый продавец – эстет, хорошо разбирается в вопросах литературы, следит за новыми тенденциями. Поэтому он занимается преимущественно консультированием и закупками. Второй, в основном, оформляет заказы и производит кассовые расчеты. Соответственно, у него меньше времени на знакомство с новинками, поэтому покупатели часто недовольны его консультированием. Второй продавец давно страдает от возникшей ситуации и хочет что-то предпринять, чтобы ее изменить. Стороны начинают конфликтовать.
5. Опыт разрешение конфликтов показывает, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта. Объясните сущность понятий, включенных в формулы, и предложите выход из конфликтной ситуации.
1. Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт.
2. Конфликтная ситуация + конфликтная ситуация +… = Конфликт.
Тест
Определите, какие их перечисленных причин конфликта относятся к 1) объективным, 2) субъективным, 3) организационно-управленческим, 4) социально-психологическим, 5) личностным
Причины конфликтов | |||||
1.Уустойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений | |||||
2. Отсутствие у человека конфликтоустойчивости | |||||
3. Выбор конфликтного способа разрешения противоречия | |||||
4. Индивидуальные психологические особенности оппонентов | |||||
5. Противоречия в системе взаимодействия «сотрудник - сотрудник» | |||||
6. Психологическая несовместимость членов коллектива | |||||
7. Неправильное техническое освоение социальных ролей | |||||
8. Неполное соответствие работника требованиям занимаемой должности | |||||
9.Отсутствие возможностей удовлетворения насущных потребностей | |||||
10. Несоответствие структуры организации задачам деятельности |
Темы докладов и рефератов
1. Конфликтология как отрасль знаний.
2. Специфика подходов к рассмотрению конфликтов в разных областях психологии.
3. Жизненные кризисы как фактор развития личности и причина конфликтов.
Литература: 6, 8, 15, 16, 21, 23, 28, 39, 40, 50, 62