Школа и педагогическая мысль эпохи просвещения
XVIII век вошел в историю под названием века Просвещения. Просвещение охватило страны Западной и Восточной Европы, Россию, а также Северную Америку. Приметой времени выступил Энциклопедизм. Энциклопедически образованные люди стали создавать и издавать энциклопедии: Германская энциклопедия в 64 томах, Великая французская энциклопедия и др. Педагоги Просвещения стремились приблизить образование к меняющимся социальным условиям, учитывая в полной мере природу человека. Деятели французского Просвещения:
· Основатель Энциклопедии и автор многих статей Дени Дидро (1713-1784) – Философ, писатель, композитор, педагог.
· Энциклопедист Клод – Адриан Гельвеций (1715-1771гг)
· Философ – энциклопедист Франсуа Вольтер (1694-1778гг).
Особое место среди деятелей французского Просвещения занимает философ, писатель, композитор, критик Жан-Жак Руссо.
Теория естественного свободного воспитания Жан-Жак Руссо
Ж.Ж.Руссо (1712-1778гг) «Эмиль, или О воспитании», «Юлия, или Новая
Элоиза», «Общественный договор», «Исповедь»
Цель воспитания
Воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы жил плодами своего труда, ценил бы и умел защищать свою свободу, уважал свободу других, основанную на труде.
Задачи воспитания
1. Воспитание способности иметь свою точку зрения.
2. Воспитание добрых чувств, суждений, воли, ненависти к рабству.
3. Воспитание привычки к труду.
Факторы воспитания:
1. Природа – то есть наследственность, с которой ребенок приходит в жизнь. Она развивает способности и чувства.
2. Вещи – это среда, которая окружает ребенка.
3. Люди – они создают возможность для воспитания.
Главный фактор - природа
Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка.
Естественное воспитание – это воспитание сообразно с природой: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми».
Возрастная периодизация-четыре книги «Эмиль или О воспитании» посвящены каждому из периодов воспитания (до 2 лет; с 2 до 12 лет; с 12 до 15 лет; с 15 до 25 лет).
Периоды | Идеи | Содержание |
0-2-младенческий возраст 1 период | Идея свободы. Никакого режима, никаких пеленок, никаких привычек. Не потакать капризности. Не заставлять – пусть говорит и ходит, когда хохочет | Физическое воспитание и развитие ребенка. «Не мешайте природе! Дайте телу возможность свободно развиваться!» |
2-12 лет – детский возраст «Сон разума» 2 период | Идея собственности того, что приобретено собственным трудом. Метод естественных последствий. Идея развития органов чувств – основы развития ума; особенно развития зрения и тонкого, точного слуха, осязания | Физическое воспитание – укрепляет здоровье. Познание ограничивается самостоятельным измерением, взвешиванием, сравнением; слушанием музыки, игрой, занятиями музыкой. Включение в жизненные ситуации, позволяющие понять идеи собственности и дисциплины. Нет специального обучения грамоте. |
12-15 лет – отрочество 3 период | Идея умственного воспитания: – основа учения – интерес: – практическая ценность знаний и поисковый путь их получения. Идея трудового воспитания: труд – обязанность каждого гражданина. | Критерий выбора предметов – интерес ребенка. Эмиль увлечен географией, природоведением, астрономией – он исследователь. В процессе обучения важен живой мир. Обучение ремеслом: плотницкое, кузнечное, сельское хозяйство. |
15-18 лет – юношеский «Период бурь и страстей» 4 период | Идея нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, суждений и воли. Половое воспитание. Знакомство с религией в ее «естественном» варианте. | 1 этап – формирование доброго чувства опытным путем. 2 этап воспитание добрых суждений – знание истории, литературы. 3 этап – воспитание воли – правильные поступки. Возвращение в систему общественных отношений. |
с 18-20 лет | Познание жизни, народов, стран людей | Путешествия |
· Человек будь человеком, это твоя первая обязанность.
· Вам не удается никогда создать мудрецов, если будите убивать в детях шалунов.
· Уметь ничего не делать с воспитанниками – вот первое и наиболее трудное искусство воспитания.
· Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника.
· Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь.
Воспитание женщины
Чувствительное сердце _____ покорность и повиновение, забота о
здоровье своем и детей
Проницательный ум _____ развивается в общении с родителями,
в процессе наблюдений за людьми;
знании тонкости хозяйства.
Легкий характер ______ нравиться мужчинам, делать их жизнь
приятной, быть кроткой, не болтливой
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность естественного и свободного воспитания в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо?
2. Раскройте сущность метода естественных последствий. приведите примеры из второй книги «Эмиль, или О воспитании».
3. Какими видами ремесла должен овладеть воспитанник?
4. Изложите основные положения концепции Ж.-Ж.Руссо. Вы поддерживаете эту концепцию или готовы вступить в дискуссию с ее автором?