Основные аномалии рефракции.
А) Близорукость.
В близоруком глазу параллельные лучи, идущие от далёких предметов, пересекаются впереди сетчатки, не доходя до неё. Это может быть связано:
а) со слишком длинной продольной осью глаза;
б) с большей, чем нормальная, преломляющей силой глаза (кривизна хрусталика больше).
Близорукость в большинстве случаев врождённая, однако она увеличивается в школьном возрасте.
Б) Дальнозоркость.
В дальнозорком глазу лучи, идущие от ближних предметов, пересекаются позади сетчатки.
Дальнозоркость является следствием:
а) короткой продольной оси глаза;
б) неправильной кривизны роговицы или хрусталика.
В) Астигматизм.
К аномалии рефракции относят астигматизм – невозможность схождения всех лучей в одной точке. Астигматизм является следствием неодинаковой кривизны роговицы в различных её меридианах.
Возрастные особенности зрительного анализатора.
Процесс развития и совершенствования зрительного анализатора, как и других органов чувств, идёт от периферии к центру:
а). способность фиксировать взглядом предмет формируется в возрасте от 5 дней до 3- 5 месяцев;
б) миелинизация зрительных нервных путей заканчивается уже к 3- 4 месяцам постнатального онтогенеза;
в) аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация;
г) в 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей, а близорукость - у 2,5%; с возрастом число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14- 16 годам 11% (это связано в основном с нарушением гигиены зрения);
д) в процессе развития существенно меняются цветоощущения ребёнка: у новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года жизни, но и при этом оно ещё неполноценно;
е) с возрастом повышается острота зрения и улучшается стереоскопическое зрение;
ж) поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого.
Профилактика близорукости.
1) Достаточность освещённости рабочих мест.
2) Оптимальная учебная нагрузка в течение дня.
3) Достаточность воздействия на организм ультрафиолетовых лучей, что благоприятно сказывается на фосфорно-кальциевый обмен детей и подростков.
Слуховой анализатор.
Отделы слухового анализатора.
Рецепторный отдел представлен волосковыми клетками спирального (кортиевого) органа улитки, находящейся во внутреннем ухе.
Проводниковый отдел представлен слуховым нервом и проводящими путями головного мозга, несущими импульсы в кору больших полушарий.
Корковый отделнаходится в височной доле больших полушарий.
Строение уха.
Наружное ухообразовано ушной раковиной и наружным слуховым проходом.
Среднее ухо представлено барабанной полостью, в которой находиться три слуховых косточки, соединяющиеся между собой. На границе наружного и среднего уха находиться барабанная перепонка.
Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слуховой (евстахиевой) трубы, которая поддерживает одинаковое давление на барабанную перепонку.
Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости и представляет собой костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт. Между костным и перепончатым лабиринтом находится жидкостьперилимфа,а внутри перепончатого лабиринта –эндолимфа.
Среднее ухо отделяется от внутреннего овальным окном(окно преддверия), ниже находитсякруглое окно (окно улитки).
Костный лабиринт состоит из трёх частей: в центре находится преддверие. Спереди от него находится улитка, а сзади три полукружных канала. Преддверие и полукружные каналы образуют вестибулярный аппарат.
Внутри улитки на костной спиральной пластинке находится спиральный (кортиев) орган. Он имеет основную мембрану. Вдоль которой пять рядов располагаются опорные и волосковые чувствительные клетки (слуховые рецепторы).