Ознакомление с окружающим. 14 страница
но собирают пирамидку по показанному образцу. Оставшиеся шары каждый нанизывает на второй стержень. «Какая красивая синяя пирамидка», — говорит взрослый, выделяя голосом названия цвета. Затем взрослый предлагает детям снять шарики со стержня и сложить их в коробочку. Шары смешиваются и далее малыши по словесному указанию самостоятельно собирают пирамидку красного цвета, т.е. повторяется первая часть занятия, если дети ошибаются, педагог помогает им, прибегая к показу и наглядному сравнению.
Варианты.Аналогичные занятия можно провести с тремя одноцветными кубами, цилиндриками и прочими подходящими предметами. Варьируется также цвет пирамид.
Речь. «Холодно»
Задачи.Вовлекать детей в диалог. Поощрять инициативные высказывания. Активизировать слова, обозначающие предметы одежды. Побуждать сопровождать речь условными выразительными действиями. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков в связной речи. Развивать речевое дыхание.
Материалы.Кукла в зимней одежде. Варежка. Игрушка (кошка).
Содержание занятия. Вгости к детям снова приходит кукла Маша. Но она в зимней одежде. Воспитатель инициирует диалог:
— Узнали, дети, кто к нам пришел? Да, это Маша. Поздорова
емся с Машей: привет, привет!
(Кукла Маша приближается поочередно к детям и здоровается с ними за руку. Воспитатель побуждает, чтобы каждый ребенок произнес приветствие: «Привет, привет».)
— У Маши теплое пальто, теплая шапка, зимние сапожки. (Вос
питатель демонстрирует предметы одежды на кукле.) Покажите, где
у куклы пальто, шапка, сапожки. Как вы думаете, ребята, почему
Маша так тепло оделась? (Подсказывает детям: сейчас зима, холод
но.) Давайте пойдем с Машей гулять. Как будто мы одеваемся. Что
надо надеть? (После паузы.) Наденем сапожки, пальто, шапку (ус
ловные действия вместе с воспитателем). Что вы надели? (Ответы
детей.) А еще надо надеть варежки.
Зачитывает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»: «Маша варежку надела...» Чтение сопровождается действиями с куклой и варежкой.
Далее воспитатель надевает варежку на руку кому-нибудь из детей. Удивляется:
— Где пальчик? Пропал? (Интонацией побуждает, чтобы ребенок повторил: пропал.) Скажем вместе: пальчик пропал. (Снимает варежку.) Вот он, пальчик. Скажем: привет, пальчик!»
Игра повторяется 5-6 раз с разными детьми.
Далее воспитатель разыгрывает сценки:
1. «Где наши пальчики (демонстрирует игру пальцами)? Нет
наших пальчиков (прячет руки за спину). Вот наши пальчики!»
(Демонстрирует пальцы.) Повторяет игру с детьми 2-3 раза.
2. «Пойдем гулять, — предлагает воспитатель (перемещаются на
ковер). — Везде как будто снег лежит. Идем по снегу: топ-топ-топ.
Идет снег. Подставим ладошки, поймаем снежинку. Подуем на
снежинку: фуу. Нет снежинки». (Повторить 3-4 раза.)
3. «Замерзли. Вернулись домой».
Раздается звукоподражание: мяу-мяу! Кто это? (Высказывания детей.)
Зачитывается стихотворение О. Высотской. «Холодно».
Кто мяукнул у дверей? — Открывайте поскорей! — Очень холодно зимой. Мурка просится домой1.
Появляется игрушечная кошка.
«Скажем, — предлагает воспитатель, — проходи, Мурка. Погрейся. Погладим Мурку. Угостим Мурку молоком, пей, Мурка, молоко, пей». (Условные действия.) Воспитатель подносит кошку к каждому ребенку и побуждает протянуть ладошку, «покормить» Мурку и сказать «пей».
Занятие переходит в свободную деятельность детей.
Лепка. «Нарядим нашу елочку»
Задачи.Вызвать у детей интерес к празднику Новогодней Елки, желание принять участие в ее украшении. Учить раскатывать из цветного пластилина и делать колечки, составлять из них гирлян-
Хрестоматия для маленьких и постарше. — М.: Знание, 1996. С. 37.
ду, самостоятельно выбирать цвет пластилина, развивать координацию движения рук при раскатывании комочка в ладонях, дополнять лепку вырезанными из бумаги цветными кружочками.
Материалы. Сделанная из картона объемная елочка или искусственная (18-20 см высотой). Цветные кружочки из бумаги («бусы»), нитки, пластилин, клееночки, салфетки для рук.
Предварительная работа.Проведение занятий лепкой, обучение приемам раскатывания комка прямыми и круговыми движениями, свертывания столбика в виде кольца. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением новогодней елки, чтение стихов, пение песенок о Празднике елки.
Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей на зеленую елочку, которая стоит у него на столе: «Посмотрите, какая зеленая елочка, „колючая иголочка" (дотрагивается до веток)». Подносит елочку детям и просит каждого коснуться ее веток (дети дотрагиваются пальцами, отдергивают руку).
«Не коли нас, елочка, веточкой мохнатой, убери иголки дальше от ребяток, — с выразительной интонацией говорит воспитатель. — А сейчас я вам спою песенку». Воспитатель поет или читает нараспев первые два четверостишия стихотворения Р.А. Куда-шевой «В лесу родилась елочка» (до слов «Смотри не замерзай!»).
«А потом елочку из леса привезли на праздник к детям, — продолжает воспитатель. — Они стали ее украшать игрушками, бусами, шариками. Мы тоже украсим эту зеленую елочку шариками, гирляндами из цветных колечек. Помните, как вы делали гирлянду из бумажных колечек? Давайте теперь слепим такие колечки».
Предлагает детям из маленьких комочков слепить много колечек, которые затем нанизывает на цветную ниточку. «Вот получилась гирлянда из колечек», — радостно говорит воспитатель и предлагает детям повесить ее на елочку. Дети сами решают, куда лучше повесить. Затем лепят по желанию еще одну гирлянду и тоже вешают ее на ветки.
«А теперь можно украсить елку разноцветными бусами („кружочками"), — показывает вырезанные из бумаги, нанизанные на ниточки круги и предлагает каждому ребенку подойти и выбрать понравившиеся по цвету («бусы»), и повесить их на елку. Дети могут также самостоятельно слепить маленькие шарики («фонарики») и украсить ими елочку.
«Вот какой нарядной стала наша елочка», — эмоционально заканчивает воспитатель занятие и предлагает детям рассмотреть ее со всех сторон, полюбоваться украшением.
После занятия ставит елочку на отдельный стол так, чтобы дети могли свободно подходить, находить те украшения, которые сами сделали и повесили на ветки. В вечернее время дети могут вокруг елки посадить свои игрушки (зайчика, мишку, лисичку, ежика, собачку, белочку и др.) и спеть для них с помощью воспитателя песенку «В лесу родилась елочка».
Организация детской игры
Для игры детей используются образные игрушки и предметы-заместители. В игре отражаются бытовые сюжеты, связанные с непосредственным и опосредованным опытом детей. Растет игровой опыт, дети легко используют сюжеты, в которые они уже неоднократно играли (чаепитие, прием гостей, приход доктора, магазин, и т.д.); элементы этих сюжетов и даже длинные сюжетно-связанные цепочки действий появляются не только в игре с воспитателем, но и в самостоятельной игре детей.
Воспитатель объединяет детей, способных отражать отдельные цепочки, в совместную игру: у кошки Мурки появились котята (кусочки меха, перевязанные ленточкой). Дети кормят Мурку и котят молоком из блюдечка, расчесывают шерстку расческой.
«А можно котят искупать! Катя, давай нальем в тазик воды (понарошку). Леночка! Вода прохладная, добавь горячей! А теперь постелем полотенчико. Оля моет котят, а Катя — вытирает. А кто даст им молочка — ты, Леночка? Вот молодец!» — говорит воспитатель.
В игре может быть объединено несколько детей, но оптимальным будет 2-3 человека. Иначе пока кто-то занят игровыми дей-
14 Заказ 544
ствиями, остальные отвлекутся и заскучают. Если другим детям тоже интересно и они пытаются включиться в игру, воспитатель вовлекает их, предлагая отдельную игровую задачу, в то время, как одни моют котят, другие готовят обед для них и для их хозяйки, и мамы-кошки; а недостающие продукты можно привезти из «магазина» на машине...
Стараясь объединять детей, воспитатель обращает внимание и на тех, кто плохо играет, недостаточно владеет речью, стесняется или боится сверстников. Их можно «подключать» к уже умеющим играть детям, обязательно с помощью педагога, который фактически вместе с робким ребенком осуществляет игровые действия, проговаривает их, незаметно развивая сюжет: «Саша, ты будешь строить дом? Тебе, наверное, нужны еще кубики? Вот Витя тебе их привезет. Давай мы с тобой, Витя, наберем кубики в машинку, вот так... ты же у нас шофер? Ну, вези машинку. А теперь покажи, как твоя машинка гудит. Саша услышит и будете вместе кубики выгружать... вот так...» и т.д.
Взаимный интерес, испытываемый детьми друг к другу, может реализоваться в общении по поводу игры и игрушек только при помощи воспитателя и лишь потом в самостоятельных игровых совместных действиях. Иначе он выльется в конфликт из-за игрушек, разрушение чужих построек и т.д. Чтобы этого не произошло, следует иметь в группе много однотипных игрушек, чтобы в случае возникновения интереса к игрушке у нескольких детей, им хватило бы материала, а также постоянно учить детей меняться игрушками и играть по очереди. Эта деятельность воспитателя остается абсолютно необходимой не только при работе с детьми раннего возраста, но и с младшими дошкольниками.
ДЕКАБРЬ. 16 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленностьпедагогической работы. Эмоциональной кульминацией этой недели является Праздник новогодней елки. А вся предшествующая работа и работа этой недели, объединенная сквозными образами «елки», «зайчиков», «медвежат» и других обитателей зимнего леса, будет способствовать подведению детей к ожиданию праздника, к созданию у них радостного настроения. Дети будут «зажигать» (рисовать) огоньки на новогодней елке, делать цветные фонарики из мятой бумаги — украшения для нее, и наряжать ими елочку в группе и елку на участке, оставят на ней «подарки» (корм) для птичек. Они будут слушать стихи и песенки, посвященные елке и празднику, станут активными участниками театрализованных действий и небольших драматизации, веселых игр и забав, будут петь и плясать под елкой. Создавая яркие эмоционально насыщенные ситуации, педагог будет побуждать детей инициативно высказываться, вовлекать их в общее действие и разговор, вызывать интерес к жизни птиц зимой, желанию позаботиться о них.
Организация наблюдений. «Украшаем елочку для птичек»
Задачи.Расширить представления детей о зимнем празднике. Передать настроение всеобщего торжества и веселья. Зимние забавы сопровождать балагурством, шутками, игрой, включить показы с елочными персонажами, а также исполнять стихи и песенки. Воспитывать в детях добрые чувства к братьям нашим меньшим — желание делать им «подарки». Учить проявлять заботу о птицах, оберегать и помогать им холодной зимой. Украсить вместе с детьми елочку для птичек на участке детского сада. Использовать детские поделки: «фонарики», «снежинки», «шарики» (из мятой цветной бумаги) и другие, заранее приготовленные для украшения елочки на улице. Поместить на елочку корм для птичек: гречневую крупу в подвесных кормушках из пластиковых упаковок с отверстиями, рябиновые бусы, веточки калины, бара-ночки-сушки на ниточках, кусочки сала (для синиц) — «подарки» для птиц.
14*
Содержание наблюдения.Воспитатель подводит детей к елочке на участке детского сада, которую они наблюдали в начале месяца. «Вот наша елочка-красавица, с зелеными иголочками. Скажем елочке: „Здравствуй, елочка!"».
Педагог предлагает украсить елочку — красавицу поделками, выполненными детьми и самим воспитателем на занятиях конструированием. «Посмотрите, здесь (в коробке) снежки, шарики, фонарики, колечки, гирлянды, флажки. Будем елочку наряжать», — с этими словами взрослый начинает украшать елочку. «Праздник приближается, а елка украшается флажками и снежками, гирляндами, шарами», — повторяет педагог несколько раз, наряжая елку.
Дети помогают взрослому. Педагог говорит, что птицы будут прилетать к елочке, поэтому нужно повесить на веточки гостинцы для воробушков, синичек. Воспитатель показывает ребятам гостинцы для птиц: кормушки с зернышками, сушки на ниточках, рябиновые бусы, шишки и пр. Все эти гостинцы педагог закрепляет на ветках елочки. «Птички будут очень рады подаркам», — говорит взрослый. Далее перечисляет, что они повесили для птиц на елку.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Подготавливать детей к проведению простейших водных и воздушных закаливающих процедур.
В качестве элементарного средства начала закаливания водой в повседневной жизни продолжать учить детей мыть лицо, руки до локтя и шею прохладной (водопроводной) водой. Повторять эту процедуру дети могут под контролем воспитателя или с его помощью ежедневно.
Приучать детей находиться в помещении группы в облегченной одежде (два слоя одежды включая белье) при температуре воздуха +20, +21 "С.
Продолжать совершенствовать у малышей навыки самостоятельности при одевании, переодевании и умение обращать внимание на свой внешний вид. Учить детей с помощью взрослых причесываться, пользуясь индивидуальной расческой.
Продолжать учить малышей правильно садиться за стол, аккуратно есть, пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой.
Для закрепления гигиенических навыков можно использовать некоторые игры, например, «Кукла Аня принимает гостей», а также показ тематических видеоматериалов, содержащих гигиенические сюжеты, длительностью не более 5-7 минут.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Зайки играют» 2. Физкультура. № 31—32 |
Вторник | 1. Музыка. Повторение песен «Санки» и «Дед Мороз». Повторение плясок «Вот какая елка» и «Приглашение». Игра «Погремушки» 2. Конструирование. «Елочные шарики» |
Среда | 1. Рисование. «Новогодняя елка» 2. Действия с предметами. «Достань колечко!» |
Четверг | 1. Речь. «Есть в лесу под елкой хата» 2. Физкультура. № 31—32 |
Пятница | 1. Музыка. Праздник новогодней елки.Пляска у елки «Вот какая елка». Песня «Дед Мороз». Игра «Зайки-шалунишки и косолапый мишка» (автор И. Грантовская). Свободная пляска под русскую народную мелодию. Сюрпризный момент 2. Лепка. «Зайки — длинные ушки» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Зайки играют»
Задачи.Эмоционально обогащать детей впечатлениями зимних, новогодних торжеств. Активизировать детей, создавая радостное настроение, желание изображать любимых персонажей. Сочетать визуальные методы воздействия (красочность, сюрпризность, широкую наглядность) с поэтическим, песенным и танцевальным фольклором.
Материалы.Елка, на половину наряженная. Игрушки: зайцы (величиной не больше 10—12 см) 2—3 штуки. Лиса (кукла из набора «Кукольный театр»).
Содержание занятия.Взрослый, приглашая детей посмотреть на красавицу-елку, просит сказать, какими игрушками она украшена. Прежде чем дети повесят на елочку оставшиеся игрушки, взрослый предлагает им еще раз рассмотреть украшения на елке.
На полянку при помощи воспитателя «выскакивают» один за Другим три зайчика. Педагог спрашивает: «Кто же прискакал на
полянку? Правильно, зайцы. Они хотят на елочку посмотреть и познакомиться с ребятами. Да еще просят: если вы увидите лису, обязательно предупредить их, чтобы они успели спрятаться. Зайчикам хочется поиграть. Поиграем и мы».
Проводится ифа по мотивам русских народных песенок-потешек, например «Зайка беленький сидит...». Слова потешки сопровождаются выразительными движениями воспитателя и детей: дети прикладывают указательные пальцы к голове, как бы «шевеля ушами», хлопают в ладоши, как бы «фея лапки», подпрыгивая, как зайчик и т.п.
Дети садятся на стульчики перед елочкой. Педагог предлагает им: «Пожалуйста, посмотрите, не идет ли лиса?»
Педагог прячет зайчат под елку, накрывает белой тканью и говорит: «Зайки спрятались под елку, в снежок, чтобы их лиса не заметила, не увидела».
Незаметно для малышей взрослый надевает на руку куклу лисичку — персонажа кукольного театра. Вначале из-за елки появляется только нос, затем вся ифушка. Разыгрываемая сценка поиска зайчат, требует от взрослого определенной артистичности. Ведя с детьми разговор от своего имени, от имени лисы, взрослый добивается игрового взаимодействия.
Сценка заканчивается тем, что лиса, никем не полакомившись, уходит восвояси, а зайчата, поблагодарив детей за помощь, пускаются в пляс. Педагог расставляет зайчат вокруг елки. Зайчата «двигаются» вокруг елки. Эта сценка должна быть ярко обыфана. Педагог обращается к детям со словами: «Ну-ка, зайка, попляши, ну-ка, белый, поскачи, ну-ка, зайка поклонись, деткам, зайка, улыбнись».
Педагог призывает ребят похлопать в ладоши, повторять слова «попляши», «поскачи», «поклонись» и др. Если у детей сохраняется интерес к игровому действию, его можно повторить. Дети благодарят зайчат за веселую пляску. Взрослый предлагает угостить зайчат морковкой и самим попробовать (блюдо с угощением приготавливается заранее).
Далее ифовые действия вокруг елки могут разворачивается ситуативно.
Физкультура. № 31-32
Задачи. Приучать детей вставать в круг, ходить по кругу. Упражнять в выполнении простейших плясовых движений (полуприседать, притоптывать, хлопать в ладоши, кружиться под музыку).
Материалы. Легкие шарики, искусственная елочка. Место проведения. Групповая комната.
Содержание занятия. Воспитатель приглашает детей в зал и говорит: «Сейчас зима. На улице идет снег. Снежинки кружатся и падают на землю. Давайте поифаем: вы будете снежинками». Дети врассыпную идут по залу. «Подул ветер: закружились полетели снежинки», — дети бегут по залу. «Ветер затих», — дети переходят на ходьбу. Игровое упражнение «Снежинка-пушинка» повторить несколько раз.
Дети с помощью воспитателя встают в круг. Дети стоят в кругу, в центре круга — елочка. Воспитатель говорит детям, что скоро Новый год, и предлагает показать детям, какая у них будет елка.
1. Стоя, поднять руки вверх и подниматься на носки «Вот та
кая высокая и красивая елка».
2. Воспитатель: «На елочке зажгутся огоньки».
Поднять руки вверх, сжимать и разжимать пальцы («лампочки мигают»).
3. «Дети будут водить хоровод и танцевать вокруг елки».
Дети ставят руки на пояс, притоптывают ногами, хлопают в ладоши, подпрыгивают, полуприседают, кружатся под плясовую музыку или пение воспитателя.
4. Ходьба и бег по кругу, вокруг елочки.
Воспитатель: «Петрушка принес детям снежки (легкие белые шарики, пластмассовые или матерчатые). Дети вместе с воспитателем «ифают в снежки»: бросают шарики вдаль в сторону Петрушки и бегут за ними. Затем собирают их и кладут в коробку.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит». Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне зала. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель говорит:
— Зайка сидит и ушами шевелит.
(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)
— Зайка феет лапки: хлоп-хлоп.
(Дети хлопают в ладоши.)
— Зайке холодно, он скачет: скок-скок, скок-скок.
(Дети подпрыгивают на двух ногах на месте.)
— Зайка испугался и ускакал.
(Дети убегают на свои места.)
Игру повторить 2—3 раза.
После игры дети становятся в круг. Воспитатель говорит: «Давайте наберем снег в ладошки», — и изображает, как будто берет снег. «А теперь, подуем, сдуем снег с ручек». (Повторить несколько раз.)
Конструирование. «Елочные шарики»
Задачи.Продолжать развивать интерес к занятиям по конструированию с бумагой. Продолжать учить катать комочки из мягкой мятой бумаги разной величины и цвета. Активизировать словарь: мягкий, легкий, большой — маленький.
Материалы.Цветная мягкая бумага разных размеров (целый альбомный лист, '/2 листа, '/4 листа) и разной фактуры.
Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей (4-6 чел.) на елочку, которая стоит в групповой комнате: «Дети, посмотрите, какая елочка у нас в группе: высокая, зеленая, красивая. Кто нам принес елочку в группу? Наверно, Дедушка Мороз (игрушка дед-мороз стоит под елочкой). Скажем спасибо Дедушке Морозу. Елочка украшена... (дети называют игрушки), а вот и наша гирлянда, сделанная из колечек. А теперь давайте сделаем для нее шарики разные, цветные: красные, синие, зеленые, желтые, большие и маленькие. Возьмем в ручки мягкую цветную бумагу, сомнем ее и попробуем скатать большие и маленькие шарики, как катали снежные комочки». Дети берут в руки бумагу разного размера и цвета, мнут и скатывают шарики, воспитатель помогает, поощряет, сравнивает вместе с детьми шарики разной величины, цвета, спрашивает: «Юра, какой у тебя шарик — большой или маленький? А у тебя, Леночка, какого цвета шарик? А еще про шарики можно сказать, что они мягкие, легкие, давайте вместе скажем: мягкие, легкие. Молодцы!». Дети скатывают по 2—3 шарика разного цвета и размера.
Далее воспитатель предлагает собрать шарики в корзинку и в присутствии детей нанизывает их на длинную нитку (используя иглу), сопровождая действия словами: «Возьмем длинную нитку и сделаем красивую гирлянду из шариков разного цвета — вначале большой красный (кто-то из детей подает), а теперь поменьше — белый, вот так». И так далее. Готовой гирляндой украшается самый низ елки, и воспитатель сопровождает этот момент, повторяя несколько раз слова: «Праздник приближается, а елка украшается гирляндами, шарами».
Воспитатель и дети радуются, хлопают в ладоши.
Рисование. «Новогодняя елка»
Задачи. Вызвать у детей радостное настроение от Праздника елки. Рисовать красками гуашь разных цветов на ветках елки, ритмично располагать мазки — «огоньки».
Материалы. Мольберт, лист бумаги 60х 80 см темно-синего цвета, краски гуашь (красная, желтая, белая, голубая), кисти, банки с водой, салфетки. На листе бумаги воспитатель заранее наклеивает силуэтное изображение елки без игрушек.
Предварительная работа. Рассматривание картин с изображением новогодней елки и наблюдение елки, которая находится у них в группе, пение песенок про новогоднюю елку.
Содержание занятия. Воспитатель обращает внимание детей на мольберт (на нем аппликативное
изображение елки, оно закрыто бумагой). «Ребята, а вы знаете, что там спрятано? Давайте подойдем и посмотрим (убирает лист). Что это? (Дети видят изображение большой елки без украшений.) Почему нет огоньков на этой елке, нет шариков, фонариков? — спрашивает воспитатель. — Ребята, что надо сделать, чтобы елка стала нарядной? (Ответы детей.) Надо нарисовать красками на елке огоньки, повесить на ветки шарики и фонарики», — говорит он. На сдвоенные столы кладет большой лист бумаги с апшшкативным изображением елки, ставит подносы с красками, каждому ребенку дает кисточку. «Я тоже хочу „зажечь" огоньки», — говорит воспитатель и рисует желтой краской один мазок, другой. Затем предлагает детям нарисовать разноцветные огоньки, повесить на ветки шарики и фонарики, разные игрушки. Дети ритмом мазков «зажигают» огоньки, которые ярко выделяются на фоне темно-зеленых веток. Благодаря этому контрасту создается образ новогодней праздничной елки, что вызывает у детей радость. Воспитатель вместе с детьми поет или напевно проговаривает слова новогодней песенки, например, «Елочка» (слова М. Александровой, муз. Н. Бахутова) или «Елочка» (слова 3. Александровой, муз. М. Красева) и т.п. Под пение песенки воспитатель предлагает детям поплясать и покружиться.
«Как стало светло от огоньков, как весело!» — восклицает воспитатель, вызывая у детей радостные эмоции. Они любуются украшениями на елке, которые нарисовали сами.
Изображение елки надо расположить на мольберте, чтобы дети могли еще и еще раз рассматривать украшения, находить «свои огоньки, фонарики, шарики».
Действия с предметами. «Достань колечко»
Задачи. Формировать у детей предметно-орудийные действия: с помощью палочки придвигать к себе разноцветные предметы.
Материалы. Палочки длиной 30-35 см с круглым сечением от 0,5 до 1 см, цветные кольца диаметром от 5 до 8 см (можно использовать пластиковую пирамидку).
Содержание занятия. Педагог располагает на расстоянии 50 см от каждого ребенка разноцветные колечки, предлагает малышу поочередно придвинуть палочкой колечки, показывает, как это можно выполнить (на одном из колец), а затем предоставляет каждому ребенку возможность самостоятельно придвинуть к себе колечки, начиная с большого и кончая маленьким.
Когда все колечки будут придвинуты, педагог предлагает выложить их по величине «в линеечку», подает малышам стержни для нанизывания колец. Ориентируясь на самое большое колечко, дети собирают пирамидки целиком.
Речь. «Есть в лесу под елкой хата»
Задачи. Воспитывать интерес детей к поэтическому слову. Побуждать к инициативным высказываниям. Вовлекать детей в общий разговор. Учить самостоятельно строить высказывания в повелительном наклонении. Уточнять правильное произнесение гласных и простых согласных звуков. Развивать артикуляционный аппарат детей.
Материалы. Украшенная елочка. Под елкой «снеп>. Игрушки: медвежонок и медведица.
Содержание занятия. Воспитатель собирает детей возле наряженной елочки. Дает возможность полюбоваться, инициативно высказываться, читает стихи.
Затем организует следующее общение с детьми:
«Нравится вам елочка? Елочка нарядная. На ней разные игрушки. Какая елочка? Какие игрушки на ней? (Высказывания детей.) Елочка росла в лесу. В лесу много снега. Холодно. Снег скрипит под ногами: скрип-скрип. Пойдем по снегу, прогуляемся. Топ-топ, скрип-скрип. (Дети выполняют выразительные движения, сопровождают их звукоподражаниями). Замерзли. Давайте согреемся. Хлоп-хлоп. (Вместе с детьми. Повторить 2—3 раза.) Звери прячутся от холода». (Дети возвращаются к елочке.)
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение-сказку.
Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег. И под елкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь.
(И. Токмакова)1
Во время чтения воспитатель украшает елочку снегом.
Затем воспитатель предлагает заглянуть под елочку, посмотреть, где спит медведь. (Заглядывают под елочку и обнаруживают медведя.)
И предлагает сказать:
— Скажем: тише, тише, не шуметь, спи, спи. (Вместе с деть
ми, выразительный жест, шепот.)
Чтение стихотворения повторяется два раза. Далее воспитатель разыгрывает диалог медведицы с медвежонком:
— Сейчас вы все как будто медвежата. А я ваша мама-медве-
дица. (Берет в руки большого медведя. Говорит, действует от име
ни игрушки.) Что вы хотите попросить у мамы? (Свободные вы
сказывания детей.)
— Хотите попросить меда? Скажите: мама, дай меда (вместе
с детьми).
Мама угощает медвежат медом (условные действия). Медвежата говорят: «Спасибо».
«А может быть, попросить у мамы малины? Но малины нет, она бывает только летом, зато есть малиновое варенье. Как надо ска-
1 Хрестоматия для маленьких и постарше. — М.: Знание, 1996. С. 151.
зать?» — воспитатель побуждает детей самостоятельно построить предложение. Аналогично побуждает построить высказывание со словом рыбка.
«Поели медвежата, надо спать, — говорит воспитатель. — Скажем: баю-бай, спи, мишутка, засыпай».
Дети перемещаются на ковер и «засыпают». Сценка с медвежатами повторяется дважды.
«Зайки |
Лепка. - длинные ушки»
Задачи.Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажу, вызвать желание слепить фигурку зайчика, передать характерные его черты (длинные уши), лепить их из отдельных кусочков пластилина, примазывая или способом вытягивания.
Материалы.Избушка для зайчика, украшенная детьми елочка (эти работы выполнены детьми ранее), игрушка зайчик, пластилин, клееночки, салфетки для рук.
Предварительная работа.Игры с игрушками, рассматривание картинок с изображением зимнего леса и его обитателей. Чтение стихов, пение песенок.
Содержание занятия.Перед сидящими за столами детьми воспитатель моделирует игровую ситуацию. На картоне, покрытым белым листом бумаги («снегом»), он ставит несколько елочек (ди-