Вы всегда были нашими идейными вдохновителями, главными мотиваторами всех коллективных творческих дел.
Рогачёва Ю.Б., Телеляева О.М.
Методическое пособие по практике
Организация
социально-педагогической деятельности»
Для специальности
«Педагогика дополнительного образования»
Омск, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Как следует из Концепции развития дополнительного образования, принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г., в ситуации перехода нашей страны от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Дополнительное образование детей и взрослых в России ведётся по дополнительным общеобразовательным программам.
Обеспечение функционирования системы дополнительного образования детей в России ведёт Министерство образования и науки Российской Федерации по 6 направлениям дополнительного образования детей:
- естественнонаучное, включая эколого-биологическое;
- техническое творчество, включая робототехнику;
- туристско-краеведческое;
- художественное;
- социально-педагогическое (лидерство, волонтерство /добровольчество/, работа с группами детей, имеющими особые нужды (с ограничениями здоровья), одарённые и талантливые дети);
- физкультурно-спортивное.
Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе.
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению.
Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др.), занятия с детьми с ОВЗ (коррекция и социокультурная реабилитации детей с ОВЗ, инклюзия), основы медиа-информационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка.
Профессиональная подготовка студентов по специальности 050148 /44.02.03/Педагогика дополнительного образования ведется в БПОУ «Омский педагогический колледж № 1» с 2012 года, первый выпуск состоится в 2016 году. Относительная новизна специальности, недостаточная представленность социально-педагогической направленности дополнительного образования в психолого-педагогической и методической литературе обуславливают необходимость осмысления накопленного опыта.
Содержание профессиональной подготовки обусловлено Федеральным государственным образовательным стандартом и направлено на формирование следующих профессиональных компетенций (см. рис.).
Ключевым элементом профессиональной подготовки является производственная практика.
Можно выделить следующие этапы технологического проектирования практики:
• уточнение общей цели практики, целей отдельных ее этапов, их формулировка с ориентацией на результат (диагностичность);
• отбор содержания практики на основе ФГОС, ТКХ специалиста с выделением видов профессиональной деятельности и определением очередности их освоения по этапам практики;
• конкретизация и интеграция содержания практики с другими элементами профессиональной подготовки: учебными дисциплинами, междисциплинарными курсами, исследовательской работой и пр. путем выделения взаимосвязанных тем и заданий по годам обучения;
• формулировка требований к отбору базовых учреждений практики, выбор форм прохождения отдельных видов практики;
• подготовка рабочей программы и методических материалов (например, дневников практики), определение средств и методов практического обучения;
• организация практики в соответствии с целями;
• оценка текущих результатов, коррекция проекта;
• анализ и заключительная оценка результатов.
Авторы-составители пособия выражают огромную признательность студентам группы 33 ПД (срок обучения 2012-2016 гг.) Дорофеевой Анастасии, Колчанову Илье, Котовщиковой Анне, Луниной Наталье, Жайлибаевой Ризагуль, Пономаревой Галине, Панфиловой Анастасии, Русиновой Татьяне, Воробьеву Антону, Уфинцевой Валерии за помощь в создании данных методических рекомендаций и предоставление планов-конспектов проведенных занятий.
Вы всегда были нашими идейными вдохновителями, главными мотиваторами всех коллективных творческих дел.