Профильное и непрофильное изучение химии
Лекция 16
Организация выпускного экзамена по химии
Профильное и непрофильное изучение химии
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, а также создание гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
-обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
-создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
-способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
-расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профильное обучение должно включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметыявляются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.
Изучение химии на базовом уровне предполагается в классах физико-математического, информационно-технологического, индустриально-технологического, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей, а также при обучении в непрофильных классах или в так называемых классах универсального (общеобразовательного) профиля.
Изучение химии на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, агротехнологического профилей.
В классах социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей учебными планами предусматривается возможность включения химии (наряду с физикой и биологией) в состав курса «Естествознание», изучаемого по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.
Учебными планами для ряда возможных профилей в области естественных наук предусматривается различное число часов.
По федеральному компоненту при изучении химии на базовом уровне на этот предмет отводится 1 час в неделю; на профильном уровне – 3 часа в неделю. Региональные органы образования и сами школы могут в рамках своих возможностей увеличивать число часов, отводимых на изучение дисциплины. Кроме того, школы имеют возможность вводить в учебные планы элективные курсы и практикумы.
Федеральный компонент содержит три стандарта по химии: для основного общего образования (2 часа в неделю в 8-9 классах); для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.
Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня (иметь Высшую квалификационную категорию), соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров.
Проблема: Как быть с бакалавриатом в области подготовки учительских кадров?