Тема 2. Фонетика латинского языка.
Система вокализма и консонантизма. Латинский алфавит. Правила чтения гласных и согласных звуков. Слогораздел. Долгие и краткие звуки в латинском языке. Особенности ударения, правила его постановки.
Тема 3. Грамматика латинского языка.
Грамматический строй латинского языка. Части речи. Общая характеристика. Морфологические характеристики имени существительного, глагола, глагольных форм, прилагательного, местоимения, числительного.
Имя существительное, общие сведения об особенностях грамматики: грамматические категории рода, числа, падежа. Склонение как свидетельство синтетического строя языка. Парадигма склонения существительных.
Имя прилагательное. Парадигмы склонения. Степени сравнения прилагательных, супплетивные формы.
Местоимения. Указательные, определительные, относительные, вопросительные, притяжательные, отрицательные местоимения. Парадигма склонения.
Глагол. Виды спряжений. Грамматические категории глагола: вид, время, спряжение. Способы образования основ инфекта и перфекта, супина. Личные окончания глагола в действительном и страдательном залоге. Образование повелительного наклонения. Глаголы сложные с esse. Супин как глагольная форма. Герундий.
Причастия. Способы образования причастий и выражаемые ими значения. Причастия действительного и страдательного залога.
Наречие. Образование наречий. Степени сравнения наречий
Числительные. Виды числительных. Способы образования числительных. Парадигмы склонения. Предлоги.
Тема 4. Синтаксис простого предложения.
Основные сведения о синтаксисе латинского языка. Главные и второстепенные члены предложения. Порядок слов в предложении. Специфика латинского текста, основные правила перевода.
Тема 5. Лексика и фразеология латинского языка.
Лексика латинского языка. Латинизмы в лексике европейских и славянских языков. Основы этимологической интерпретации заимствованной лексики. Основные черты латинской фразеологии, особенности стилистики и грамматического построения латинских крылатых фраз.
Планы практических занятий
Занятие № 1. Тема: Введение в латинский язык и античную культуру.
Вопросы к занятию:
1. Историко-культурное и лингвистическое значение изучения латинского языка.
2. Латинский язык как база создания терминологической лексики в области юриспруденции, науки, образования, искусства, медицины.
3. Роль латинского языка в подготовке будущих юристов.
4. История письменности. Латинский алфавит.
Практические задания:
1. Подготовьте сообщениепо теме: «Историко-правовой комментарий латинских юридических терминов» (на выбор: см. Приложение № 2 «Латинские выражения и крылатые выражения»; Указатель латинских терминов и выражений, изучаемых в курсе римского права).
Методические рекомендации: в рамках задания предполагается выступление студентов с самостоятельно подготовленными докладами по темам, актуальным как для осмысления античного культурного наследия, так и для будущего изучения дисциплины «Римское право». Время выступления – 5-7 мин. (1-2 комменируемых выражения). Для нахождения информации по заданию целесообразно пользоваться интернет-ресурсами:
- http://aforizm.ssdn.ru/latin/
- http://www.latinpro.info/
- http://www.gramota.ru/spravka/phrases
- http://ancientrome.ru/
- http://www.dm.uvm.ru/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Латинские фразы и выражения
- http://www.yaskazal.ru/
- http://latin.at.ua/
- http://graecolatini.narod.ru/r_stud_posl_gum.htm
2. Выучите латинский алфавит.
Литература:
1. Газиева И. А. Латынь и римское право: учебник для вузов. – М., 2004. – с. 16 – 19.
2. Курс римского частного права: Учебник / Ч. Санфилиппо; Под общ. ред. проф., д.т.н. Д.В. Дождева; пер. с ит. И.И. Маханькова.– М., 2011 (2007). – с. 419 – 463.
3. Латинский язык для юристов: от грамматики к тексту: учеб. Пособие/ отв. Ред. Л. А. Брусенская. – М., 2009. – с. 20, 147 – 163.
4. Розенталь И. С., Соколов В. С. Учебник латинского языка: для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов. – 3-е изд., стереотип. – М., 2007. – Предисловие.
5. Солопов А. И., Антонец Е. В. Латинский язык: учеб. пособие. – М., 2009. – с. 15 – 20.
Занятие № 2. Тема: Фонетика латинского языка.
Вопросы к занятию:
1. Система вокализма и консонантизма.
2. Правила чтения гласных, согласных, различных буквенных сочетаний.
3. Правила слогораздела.
4. Долгие и краткие звуки в латинском языке.
5. Особенности ударения, правила его постановки.
Практические задания:
Упражнение. Расставьте ударение, прочитайте:
A.
aedes ‘дом, комната’; aedifĭcāre ‘строить, воздвигать’; aegěr ‘больной’; āēr ‘воздух, туман’; aestas ‘лето’; aevum ‘век’; albus ‘белый’; altus ‘высокий’; annus ‘год’; autumnus ‘осень’; avis ‘птица’; caelum ‘небо’; causa ‘причина’; Euripĭdes ‘Еврипид, древнегреческий поэт – трагик (ок. 484 – 406 гг. до н.э.)’; haeres ‘наследник’; iucundus ‘приятный’; iustus ‘справедливый’; proelium ‘сражение’; amoenus ‘приятный’; foedŭs ‘договор’; foetor ‘зловоние’; foenum ‘сено’; poena ‘наказание’; poёma ‘поэма’; proelium ‘сражение’; Faustus ‘счастливый’; Deus ‘бог’; Faunus ‘Фавн (бог леса)’; Aurora ‘заря’; Europa ‘Европа’;еurus ‘буря’; аutumnus ‘осень’; neutrum ‘средний’; nauta ‘моряк’; aut ‘или’; aurum ‘золото’; audio ‘слушаю’; balneum ‘баня, купальня’, hymenaeus ‘свадебная песнь’.
B.
herba ‘трава’; liber ‘книга’; fluvius ‘река’; hiems ‘зима’; dulcis ‘сладкий, милый’; appello ‘называю’.
C.
agricŏla ‘земледелец’; praeceptum ‘наставление’; incŏla ‘житель’; pecunia ‘деньги’; victoria ‘победа’; amīcus ‘друг’; castra ‘лагерь’; discipŭlus ‘ученик’; civis ‘гражданин’; facĭnus ‘проступок’; acies ‘острота, острие’; сerto ‘сражаюсь’; сarcer ‘тюрьма’; caput ‘голова’; cancer ‘рак’; calvus ‘лысый’; clavis ‘ключ, замок’; capra ‘коза’; corpus ‘тело’; coecus ‘слепой’; cŏëmptio ‘купля’; coena ‘обед’; caelum ‘небо’.
D.
musca ‘муха’; miser ‘несчастный, жалкий’; stella ‘звезда’; sacerdos ‘жрец’; usus ‘опыт, обычай, пользование’; accūsāre ‘обвинять’; exemplum ‘образец, пример’; exercĭtus ‘войско’; felix ‘счастливый’; piscis ‘рыба’; sanus ‘здоровый’; mus ‘мышь’; rosa ‘роза’; stipatio ‘толпа, стечение народа’; casus ‘случай, падение’; visus ‘взгляд, вид’; scalaе ‘лестница’; exoro ‘упрашиваю’; exemplum ‘образец’; dixi ‘сказал’; lux ‘свет’; radix ‘корень’; rex ‘царь’.
E.
divitiae ‘богатство’; sapientia ‘мудрость’; fortitūdo ‘храбрость’; hostis ‘враг’; timeo ‘боюсь’;restituo ‘восстанавливаю’; Attius ‘Аттий’ (римское имя); bestia ‘животное’; indulgentia ‘снисходительность, милость’; sitis ‘жажда’; stipendium ‘жалованье солдатам, плата, дань’; gratia ‘изящество’; amititia ‘дружба’; scientia ‘знание’; natio ‘народ’; uti ‘когда’; satis ‘достаточно’; timor ‘страх’; stipatio ‘толпа, стечение народа’; sortitio ‘метание жребия’.
F.
unguis ‘коготь’; angŭlus ‘угол’; lingua ‘язык’; sanguis ‘кровь’; pinguis ‘жирный’; antīquus ‘древний’; appropinquāre ‘приближаться’; equus ‘конь’; quаeso ‘пожалуйста’; quando ‘когда’; qualis ‘какой’; quartus ‘четвёртый’; quercus ‘дуб’; quinque ‘пять’; consuetūdо ‘привычка’; suavis ‘приятный’; suus ‘свой’; suadeo ‘я советую’.
G.
scheda ‘лист бумаги’; schola ‘школа, учение’; chorum ‘хор’; brachium ‘плечо’; charta ‘бумага’; pulcher ‘красивый’; charistia ‘семейный праздник любви и согласия, который отмечался 22 февраля’.
Rhea ‘Рея’; rhetor ‘учитель красноречия’; rhombus ‘волшебное колесо; камбала’.
theātrum ‘театр’; rhythmĭci ‘учителя метрики’; thesaurus ‘сокровище, клад’; thynnus ‘тунец, скумбрия’; thermae ‘бани’
amphŏra ‘амфора, большой сосуд с двумя ручками, предназначенный, преимущественно, для вина’; еlephantus ‘слон’; philosŏphus ‘философ’; phoca ‘тюлень’; phalanx ‘фаланга, отряд войска в сомкнутом строю’.
H.
incŏla ‘житель’; patria ‘родина’; victoria ‘победа’; amīcus ‘друг’; anĭmus ‘душа’; domĭnus ‘господин, хозяин’; filius ‘сын’; magister ‘учитель’; proelium ‘сражение’; antīquus ‘древний’; humānus ‘человеческий’; publĭcus ‘общественный’; maneo ‘я остаюсь’; respondeo ‘отвечаю’; capio ‘я беру’; manifestus ‘явный, очевидный’; solatium ‘утешение’; subsidium ‘резерв, помощь’; procurātor ‘попечитель, управляющий; заведующий доходами императора в провинции’; anĭmal ‘животное’; calcar ‘шпора’; honestus ‘честный’; imprōbus ‘дурной, нечестный’; publĭcus ‘общественный’; commūnis ‘общий’; sociālis ‘общественный’; placeo ‘нравлюсь’; respondeo ‘отвечаю’; quaerĕre ‘искать’; consentio ‘я соглашаюсь’; sancio ‘освящаю, узакониваю’; punio ‘наказываю’.
Литература:
1. Латинский язык для юристов: от грамматики к тексту: учеб. Пособие/ отв. Ред. Л. А. Брусенская. – М., 2009. – с. 20 – 25.
2. Розенталь И. С., Соколов В. С. Учебник латинского языка: для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов. – 3-е изд., стереотип. – М., 2007. – с. 1 – 5.
Занятие № 3. Тема: Грамматика латинского языка.
Вопросы к занятию:
1. Грамматический строй латинского языка.
2. Морфологические характеристики имени существительного и имени прилагательного. Словарная форма имён существительных
3. Система латинского глагола, грамматические категории. Словарная форма глагола. Infinitīvus. Praesens indicatīvi actīvi. Praesens indicatīvi глагола esse. Imperatīvus. Формы запрещения.
Практические задания:
Упражнение 1.Определите склонение существительных и прилагательных. Составьте возможные словосочетания и просклоняйте 2 любых словосочетания.
Magister, stri m – учитель, caput, ĭtis n – голова, civis, is m, f – гражданин, civitas, ātis f – государство, corpus, ŏris n – тело, deus, i m – бог, discipŭlus, i m – ученик, domĭnus, i m – господин, хозяин, fides, -ēi f – вера, доверие, filius, ii m – сын, homo, ĭnis m – человек, hostis, is m – враг, insŭla, ae f – остров, labor, ōris m – труд, работа, lex, gis f – закон, liber, bri m – книга, lingua, ae f – язык, littĕra, ae f – буква; pl. письмо, наука, manus, -ūs f – рука, mare, is n – море, miles, ĭtis m – воин, oppĭdum, i n – город, pars, rtis f – часть, сторона, patria, ae f – родина, popŭlus, i m – народ, proelium, ii n – сражение, puer, i m – мальчик, res, -ēi f – дело, вещь, обстоятельство, servus, i m – раб, spes, spei f – надежда, stella, ae f – звезда, tempus, ŏris n – время, terra, ae f – земля, urbs, bis f – город, verbum, i n – слово, via, ae f – дорога, victoria, ae f – победа, vir, i m – мужчина, vita, ae f – жизнь, felix, īcis – счастливый, fortis, e – смелый, сильный, humānus, a, um – человеческий, liber, ĕra, ĕrum – свободный, magnus, a, um – большой, великий, omnis, e – весь, всякий, parvus, a, um – малый, незначительный, publĭcus, a, um – общественный, pulcher, chra, chrum – красивый, sociālis, e – общественный.
Упражнение 2.Прочитайте и переведите на русский язык:
1. Sine irā et studiō. 2. Inter dominum et servum nulla amicitia est. 3. De mortuīs aut bene, aut nihil. 4. Ignorantia non est argumentum. 5. Ab ovō usque ad malā. 6. O amice, salve! Magna est gloria tua! 7. Ulpianus advocatus notus est. 8. Inter bella et pericula non est locus otio. 9. Casus belli. 10. Libri – arma discipulōrum. 11. Per aspera ad astra. 12. Ignorantia non est argumentum. 13. Periculum est in morā. 14. Otium post negotium.
Упражнение 3.Определите тип спряжения глаголов. Проспрягайте в Praesens indicatīvi active по одному глаголу каждого спряжения.
Defendo, fendi, fensum, ĕre – защищать, doceo, cui, ctum, ēre – учить, sto, steti, statum, āre – стоять, обучать, duco, duxi, ductum, ĕre – вести, создавать, paro, āvi, ātum, āre – готовить, приобретать, gero, gessi, gestum, ĕre – нести, вести, habeo, ui, ĭtum, ēre – иметь, считать, lego, legi, lectum, ĕre – читать, maneo, nsi, nsum, ēre – оставаться, mitto, misi, missum, ĕre – посылать, munio, īvi, ītum, īre – укреплять, orno, āvi, ātum, āre – украшать, pono, posui, posĭtum, ĕre – класть, располагать, porto, āvi, ātum, āre – нести, носить, disco, didĭci, — , ĕre – учиться, pugno, āvi, ātum, āre – сражаться, facio, feci, factum, ĕre – делать, puto, āvi, ātum, āre – считать, полагать, respondeo, spondi, sponsum, ēre – отвечать, scio, īvi, ītum, īre – знать, уметь, scribo, psi, ptum, ĕre – писать, servio, īvi, ītum, īre – служить, servo, āvi, ātum, āre – сохранять, спасать, studeo, ui, — , ēre – стремиться, стараться, taceo, ui, ĭtum, ēre – молчать, tango, tetĭgi, tactum, ĕre – трогать, касаться, tego, xi, ctum, ĕre – покрывать, teneo, ui, ntum, ēre – держать, владеть, dico, dixi, dictum, ĕre – говорить, valeo, ui, — , ēre – быть здоровым, video, vidi, visum, ēre – видеть, vinco, vici, victum, ĕre – побеждать, voco, āvi, ātum, āre – звать.
Литература:
1. Латинский язык для юристов: от грамматики к тексту: учеб. Пособие/ отв. Ред. Л. А. Брусенская. – М., 2009. – с. 25 – 27, 55 – 58.
2. Розенталь И. С., Соколов В. С. Учебник латинского языка: для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов. – 3-е изд., стереотип. – М., 2007. – с. 7 – 20; с. 9, 13, 20 (тексты для перевода)
Занятие № 4. Тема: Лексика и фразеология латинского языка (интерактивная форма обучения). Занятие проводится в форме «круглого стола»
Вопросы для обсуждения:
1. Лексика латинского языка.
2. Латинизмы в лексике европейских и славянских языков.
3. Основы этимологической интерпретации заимствованной лекски.
4. Латинская юридическая терминология.
5. Жизнь латинского языка в юриспруденции.
Практические задания
1. Защита творческих работ «Юридическая фразеология в современном мире».
2. Обсуждение (в форме «круглого стола») темы «Жизнь латинского языка в юриспруденции».
Методические рекомендации.
1. Творческое задание направлено на осознанное усвоение лексики и фразеологии латинского языка. Возможно выполнение в любом из следующих вариантов: а) описание ситуации, в которой уместно употребление выбранного фразеологизма; б) составление текста с включением латинского крылатого выражения; в) иллюстрация латинского изречения; г) поиск не менее двух цитат из художественной или научной литературы, в которых встречается латинская лексика или фразеология.
2. Обсуждение (в форме круглого стола) темы «Жизнь латинского языка в юриспруденции».
Выполнение задания предполагает выступление с краткими сообщениями (обобщающего характера) по следующим вопросам: а) латинский язык и история римского права; б) латинский язык и история гражданского права; в) латинский язык и становление международного права», г) необходимость знания значения (этимологического и истико-культурного) терминологической лексики, д) компетентный специалист в области права – специалист, обладающий основами знания латинского языка. Соответственно выбранной проблематике определяется форма задания – дискуссия представителей 2 разных позиций. Приводимые сторонами аргументы должны касаться таких областей, как латынь юридическая, медицинская, научная. В результате подводятся итоги, вырабатываеся возможное компромиссное утверждение.
В процессе подготовки целесообразно обращаться к следующим интернет-ресурсам:
- http://e-college.ru/xbooks/xbook025/book/index/index.html?go=part-003*page.htm
- http://www.yaskazal.ru/
- http://ancientrome.ru/ и др.
Литература:
1. Дронова, Л. П. Латинизмы русского языка: структурно-семантическое описание/ Л. П. Дронова. – Томск, 2000.
2. Латинский словарь юридических терминов и выражений/ сост. В. А. Минасова, И. Ю. Губина. – Ростов-на-Дону, 2000.
3. Латинский язык для юристов: от грамматики к тексту: учеб. пособие/ отв. ред. Л. А. Брусенская. – М., 2009. – с. 147 – 178.
4. Лексика латинского языка: пособие/ сост. Л. П. Дронова. – Томск, 2001.
5. Розенталь И. С., Соколов В. С. Учебник латинского языка: для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов. – 3-е изд., стереотип. – М., 2007. – с. 104 – 110, 114 – 115; с. 107, 108, 110, 115 (тексты для перевода); с. 230 – 236 (перевод и грамматический разбор латинских изречений).
6. Солопов А. И., Антонец Е. В. Латинский язык: учеб. пособие. – М., 2009.