Самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Античная литература» обусловлена необходимостью формирования заявленных компетенций
Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Античная литература» обусловлена необходимостью формирования заявленных компетенций. Она направлена на формирование знаний, умений и навыков в области литературоведения и методики преподавания литературы. Текущий контроль за выполнением большинства форм СРС осуществляется на практических занятиях. Готовность к реализации программ базовых и элективных курсов обеспечивается знаниями студентов самого предмета, владением навыками разных видов литературоведческого анализа.
Чтение художественных текстов. Памятники античной литературы представляют значительную сложность для восприятия современным читателем, что объясняется и особенностью художественной формы и архаичностью языка перевода. В связи с этим рекомендуется предварительно ознакомиться с содержанием произведения по учебнику, с комментариями к тексту по хрестоматии. Кроме того, в ходе чтения необходимо постоянное обращение к мифологическим словарям. Чтение большинства произведений допустимо по хрестоматии. Контроль осуществляется в ходе обсуждения вопросов плана практического занятия. Данная работа является зачтенной, если студент знает основные этапы развития сюжета, аргументирует свой ответ по вопросам практического занятия цитатами, примерами из текста, соотносится свои суждения о произведении с позицией автора.
Контрольная работа: письменная работа. На основе анализа нескольких источников, художественных текстов студентам предлагается раскрыть проблемный вопрос, связанный с историей античной литературы. Контрольная работа должна быть выполнена в письменном виде (объем 15 страниц), содержать план, перечень источников. Текст работы должен представлять последовательное, логичное изложение материала, должен быть самостоятельным, в качестве доказательств студент должен приводить примеры из художественных произведений.
Составление сводной таблицы на тему «Мифы Древней Греции Древнего Рима». Таблица должна быть выполнена в письменном виде, в отдельной тетради, должна отражать все пункты плана практического занятия. Информация об отдельных богах и героях должна быть равноценной. Работа должна быть выверена и аккуратно оформлена. Примеры (не менее двух по каждому образу), иллюстрирующие использование мифологического образа в мировой культуре и русской литературе, необходимо сопровождать комментариями: жанр произведения, ФИО автора, полное название, время создания. Оценка работы зависит и от степени ее самостоятельности.
Подготовка сообщений к практическим занятиям. Текст сообщения должен быть составлен студентом с опорой на рекомендуемую научную литературу (не менее двух-трех источников), указанные преподавателем Интернет-ресурсы, художественный текст. Сообщение должно иметь логическую структуру, соответствовать плану, указанному в задании. Студент должен свободно владеть материалом.
Подготовка презентации. Презентация должна быть наглядной и одновременно информативной, отражать все пункты плана. Иллюстративный материал презентации должен быть атрибутирован. Не допускаются нарушения пропорций иллюстративного материала, орфографические и стилистические ошибки, преобладание текста.
Модуль III
Фонды оценочных средств
Вопросы к контрольным работам
Тема «Мифы Древней Греции и Древнего Рима»
1. Назовите двенадцать подвигов Геракла.
2. С какими атрибутами традиционной изображался Посейдон?
3. Кто из греческих героев победил горгону Медузу? Какие еще подвиги этого героя Вы знаете?
4. Объясните происхождение и значение крылатых выражений: «дойти до Геркулесовых столбов», «кануть в Лету», «нить Ариадны», «рог изобилия», «танталовы муки», «ящик Пандоры», «авгиевы конюшни», «прометеев огонь», «олимпийское спокойствие».
5. Кто из богов создал первую женщину? Как ее зовут?
6. Какую загадку задавала Сфинкс?
7. Атрибутами какой богини являются змея и сова?
8. Какие богини не подчиняются власти Афродиты?
9. Какие имена Афродиты Вы можете назвать?
10. Что такое «сизифов труд»?
11. Какие реки текут в Аиде?
12. Почему Эвридика не вернулась из Аида?
13. Назовите имена девяти муз?
14. В приведенных цитатах раскройте смысл выражений, в которых используются образы античной мифологии. «Поглядел Адуев пристально на начальника отделения: точно Юпитер громовержец» (И.А. Гончаров). «Так и мне узнать случилось,/ Что за птица Купидон» (А.С. Пушкин). «В наш гнусный век! Седой Нептун земли союзник» (А.С. Пушкин). «Каким он здесь представлен исполином! Какие плечи! Что за Геркулес…» (А.С. Пушкин). «Палатские чиновники приносили частые жертвы Вакху» (Н.В. Гоголь).
Тема «Древнегреческий театр»
1. Каково было устройство древнегреческого театра?
2. В чем заключалась цель трагедии согласно «Поэтике» Аристотеля?
3. Объясните этимологию слов «трагедия», «комедия».
4. Структура древнегреческой трагедии.
5. В чем заключалась роль хорега в организации театральных представлений?
6. Что такое парабаса?
7. Почему Эсхила называют «отцом трагедии»?
8. Почему Аристофана называют «отцом комедии»?
9. С культом какого бога связано возникновение театра в Древней Греции?
10. Как называется совместная песнь хора и актеров?
11. Назовите преобразования Софокла в жанре трагедии.
Тестовые задания
- Пронумеруйте указанные в правом столбце функции древнегреческих богов, соответственно именам этих богов:
- Зевс верховный бог на Олимпе и на земле
2.Посейдон охота, покровительство молодости
3.Гера мудрость, победа
4 Афина брак и домашнему очагу
5.Деметра искусство, солнечный свет
6.Афродита покровительство морям и океану
7.Аполлон подземный мир
8Аид земледелие и виноградарство
9Арес торговля и путешествия
10.Дионис красота и любовь
11.Артемида война
12.Гефест огонь и ремесла
13.Гермес плодородие
Ответы: 1. верховный бог на Олимпе и на земле; 11.охота, покровительство молодости; 4.мудрость, победа; 3.брак и домашний очаг; 7.искусство, солнечный свет; 2.покровительство морям и океану; 8.подземный мир; 10.земледелие и виноградарство; 13.торговля и путешествия; 6.красота и любовь; 9.война; 12.огонь и ремесла; 5.плодородие
2 Соедините при помощи одинаковой нумерации древнегреческие и древнеримские имена богов:
1.Зевс 8.Плутон
2.Посейдон 13.Меркурий
3.Гера 5.Церера
4 Афина 10.Вакх
5.Деметра 3. Юнона
6..Афродита 4.Минерва
7.Аполлон 12.Вулкан
8.Аид 2.Нептун
9.Арес 11.Диана
10.Дионис 9.Марс
11.Артемида 6.Венера
12.Гефест 1. Юпитер
13.Меркурий 7.Феб
Ответы: 8.Плутон; 13.Меркурий; 5.Церера; 10.Вакх; 3. Юнона; 4.Минерва; 12.Вулкан; 2.Нептун; 11.Диана; 9.Марс;; 6.Венера; 1. Юпитер; 7.Феб
3. Укажите основных героев поэмы Гомера «Илиада» (контрольная цифра – 5):
__________________________________________
Ответ: Ахилл, Агамемнон, Гектор, Патрокл, Андромаха, Приам, Парис, Елена
4. Соедините при помощи нумерации произведения древнегреческих трагиков и их авторов:
1. Эсхил; 2. Софокл, 3.Еврипид
«Царь Эдип» ( ); «Ифигения в Авлиде»;( );« Прикованный Прометей» ( ); «Медея» ( ); «Антигона» ( ); «Персы»» ( ); «Ипполит» ( ); «Просительницы» ( ).
Ответы: «Царь Эдип» ( 2 ); «Ифигения в Авлиде»;( 3);« Прикованный Прометей» ( 1 ); «Медея» ( 3 ); «Антигона» ( 2 ); «Персы»» (1 ); «Ипполит» ( 3 ); «Просительницы» ( 1).
МИНОБРНАУКИ РОССИИ