Технология организации индивидуальной беседы с воспитанником
Вербальное общение является едва ли не основной формой взаимодействия с учеником в учебно-воспитательном процессе. Как часто мы слышим в школе: «Останься, пожалуйста, я хочу с тобой поговорить» или «Зайди в кабинет после уроков для серьезного разговора» и т.д. Но всегда ли учитель уверен, что готов к такой серьезной и ответственной форме общения? Всегда ли он знает, как сделать разговор результативным? Чаще всего итог разговора – разочарование, а порой и просто беспомощность: «Сколько с ним (с ней) беседовали, и все без толку!» Между тем учителя признают свое поражение в организации и проведении бесед гораздо реже, чем это делают их ученики. Результаты проведенного исследования, показывают, что около 60% учителей оценивают реализацию бесед весьма эффективной. Тогда как учащиеся утверждают, что из общего числа бесед проведенных с ними, лишь около 35% оказались результативными. Да и сами учителя соглашаются с тем, что не всегда могут в чем-то убедить своих учеников, «заставить» их прислушаться к советам, часто теряются, если видят открытое нежелание учащихся разговаривать с ними и т.п.
Сегодня вряд ли кто будет оспаривать мнение, что человек как целостная системная организация одновременно мыслит и образами, и понятиями, и символами, что выражается в семантической формуле рацио- эмоцио – интуицио. При конструировании индивидуальной беседы надо учитывать все эти три начала и делать беседу трехканальной, учитывающейинтуитивное, эмоциональное и рациональное(логическое) субъектов данного (парного) взаимодействия. Такой подход позволяет услышать (эмоцио), понять (рацио), принять(интуицио).
В практике организации индивидуальной беседы учителя чаще всего используют ИНТУИТИВЫЙ компонент, хотя и не в полном объеме. Именно интуитивный компонент помогает учителю найти оптимальный, с точки зрения воспитательного процесса, вариант организации индивидуальной беседы: с кем-то говорить «жестко» и строго, с кем-то «мягко» и спокойно, с кем-то в присутствии других учащихся, а с кем-то наедине и т.д.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ составляющая в организации индивидуальной беседы обеспечивает эффективность, прежде всего, начального этапа беседы и призвана обеспечить собственно контакт с учеником, выраженный в расположении ребенка к общению с вами, вызов положительных эмоций, снятие физических и психологических барьеров, которые в большинстве своем сопутствуют предстоящему серьезному разговору. Особенно это важно, если у взаимодействующих сторон (учителя и ученика) имеются разные точки зрения на создавшуюся ситуацию (учитель думает так, а ученик – по-другому) или на предстоящий разговор (учитель хочет разговаривать, видит в этом необходимость, а ученик не хочет и не видит необходимости и полезности разговора).
РАЦИОНАЛЬНОЕ предполагает обращение к разуму, к логике развития перспектив дальнейшего развития ситуации и перспектив развития самой личности в ней и включает в себя доводы,
В психолого-педагогической литературе достаточно четко выделены определенные этапы, характерные для организации индивидуальных бесед. К ним относится прогностический этап, этап организации и проведения собственно беседы, аналитический этап. Определяющую роль, при слабой его разработке, играет прогностический этап. Его цель – конструирование модели предстоящей беседы. В общем виде технология конструирования индивидуальной беседы включает:
· выявление индивидуальных и возрастных особенностей ученика;
· определение возможных причин сложившейся ситуации;
· формулировка цели предстоящего разговора;
· выработка общей стратегии беседы;
· выбор оптимально-целесообразной техники разговора и позиции учителя;
· обеспечение коммуникативной атаки;
· определение содержание беседы (доводы, примеры, аргументы, условия включения деятельность или принятия собственного решения, выдвигаемые требования и т.д.);
· итоговый анализ конструкта индивидуальной беседы.
Хорошо знать индивидуальные и возрастные особенности ученика – первостепенная обязанность учителя. Именно эти знания определяют все дальнейшие действия учителя, в том числе и при конструировании индивидуальной беседы, поскольку известно, что одно и то же действие или слово оказывают различные и даже противоположные действия на разных учеников. Достаточно взять условную классификацию, представленную И.Я. Зязюном в учебном пособии «Основы педагогического мастерства», где он, вслед за Дж. Родари, выделяет три типа людей: «стеклянный», «деревянный», «соломенный» и дает им характеристики. «Стеклянные» разбиваются от неосторожного к ним прикосновения, «деревянные» глухи даже к сильным воздействиям, «соломенные» легко возбуждаются и быстро успокаиваются. Ясно, что при таких индивидуальных различиях, причины сложившейся конкретной ситуации могут быть различными, а это значит и цели, и содержание беседы будут сильно отличаться друг от друга, не говоря уже о стратегиях и тактиках, что будет показано ниже на конкретных примерах.
Коммуникативная атака как преддверие серьезного разговора чрезвычайна важна, поскольку именно она позволяет обеспечить готовность ученика к предстоящей беседе с учителем, быть открытым для разговора, уметь не только слушать, но и слышать. Особенно это важно, когда ученик не готов к общению, более того, не желает общаться, имеет противодействие, обусловленное противоречивой учителю позицией. Наиболее эффективными приемами, обеспечивающими коммуникативную атаку, в соответствии с методикой контактного взаимодействия[3], являются:
· прием накопления согласий;
· поиск совпадающих интересов;
· поиск опор в качествах личности.
Суть приема накопления согласий заключается в том, что если в начале общения учащийся в чем-то соглашается с вами и таких согласий несколько, то он начинает видеть в вас умного, понимающего, способного к разумному решению человека. Это вызывает доверие и расположение, что затрудняет в последствии ученику сказать вам «нет», то есть открыто или скрытно не принять разговор с вами. Реализовать этот прием можно через:
- прочтение состояний ученика (например, « Я вижу, вы удивлены…», « Я вижу ваше нежелание…», «Я вижу, ты не хочешь со мной разговаривать» и т.п.);
- выбор нейтральной темы (например, если ученик уже пообедал, то можно об этом спросить и вы получите утвердительный ответ);
- соотнесение вопросов («Тебя, вероятно, интересует…. и т.п.).
Прием «поиск совпадающих интересов» также имеет цель проявления положительных эмоций у собеседника (ученика), состояния удовлетворенности. Его реализация может происходить через:
- нахождение интересной для обеих сторон темы (общение на равных)
- проявления интереса к увлечениям ученика (общение пристройка – снизу, вы хотите разобраться в этой области и просите помощи; общение пристройка - сверху, если знаете об интересе ребенка больше чем он сам и можете сами помочь ему расширить рамки этого увлечения).
Прием «поиск опор в качествах личности», или «комплиментарий» говорит сам за себя. Он требует похвалить ученика, дать ему возможность предстать в выгодном свете. Если вы не находите пока у ребенка позитива, то можно на первых порах ему его авансировать. Все это очень способствует коммуникации.
В качестве примерарассмотрим ситуацию, предложенную в пособии «Основы педагогического мастерства» под редакцией И.А. Зязюна.
Ситуация. «Накануне новогоднего вечера Надя вдруг отказалась аккомпанировать выступлениям одноклассников».
Задание: Смоделировать индивидуальную беседу с учетом психологических особенностей девочки. В качестве последних рассмотреть три типа людей, обозначенных выше (стеклянный, деревянный, солоиенный).
Стеклянный» тип.
Возможные причины поступка: нечаянная обида, неудачная шутка, необоснованная критика и т.д.
Цель беседы: успокоить, убедить в необходимости мобилизации и включения в деятельность, помочь в организации саморегуляции.
Общая стратегия: «поглаживание», комплиментарий, надежда на разумное решение (если не ты, то кто же?), авансирование (у тебя это получиться, я знаю) и т.д.
Техника ведения: спокойно, ровно, не суетясь, делая паузы, чтобы дать возможность подумать, с определенной долей внушения, лучше, если это произойдет наедине.
Модель примерного содержания: Тебя, наверное, кто-то обидел, иначе ты не решилась бы на такой поступок. Ты с таким большим удовольствием готовилась к вечеру. Это приносило тебе радость и удовлетворение. Думаю, ты и сейчас хочешь участвовать и не подводить ребят, но не можешь справиться с обидой. Знаю, это очень не просто, поскольку я тоже попадала в такие ситуации. Но прошу, постарайся это сделать. Тем самым ты научишься быть выше и сильнее обстоятельств. В жизни это очень важно, ведь она так сложна и противоречива, а, порой, жестока. И если ты сумеешь сейчас справиться со своей обидой и включиться в деятельность, то считай, что сегодня ты сделала первый шаг в этом направлении и выиграла.
Анализ: В данной модели учитель занимает доминантную, экстравертную позицию. Первые четыре предложения реализуют прием накопления согласий с ученицей. Учитель, прочитывая ее состояние, неизбежно получает позитивную согласительную позицию, в которой прочитывается благодарность за понимание. Следующее предложение подчеркивает общие интересы, взгляды, опыт. Далее идет попытка включить девочку в деятельность через авансирование и комплементарий, выстраивая при этом перспективу личностного развития.
Деревянный» тип.
Возможные причины поступка: появление нового постороннего интереса и его доминирование над уже имеющими место.
Цель беседы: создать ситуацию дискомфорта, поставить перед выбором, ограничить, по возможности, в личностно-значимой социальной деятельности в дальнейшем.
Общая стратегия: либо попытаться совместить новый интерес с прежним (участие в вечере в качестве аккомпаниатора), либо поставить в ситуацию жесткого выбора (приема взрыва по Макаренко А.С.); констатация ненадежности, с последующим исключением из будущей совместной деятельности класса, обозначив при этом условия возвращения.
Техника ведения: спокойно, не повышая интонации, но достаточно жестко, желательно в присутствии ребят.
Модель примерного содержания: Видимо у тебя есть более интересные и более важные дела. Жаль, что ты не предвидела этого раньше. Хотя ответственные и взрослые люди, а я считаю тебя достаточно взрослой, чтобы принимать верные решения, в таких случаях находят достойный выход, совмещая интересы или определяя их приоритеты (что важнее) с учетом возможный последствий. Но если человек не последователен и безответственен в своих делах и поступках, то в конце концов люди будут обходиться без него и найдет более надежного человека. Не хотелось бы видеть тебя в числе невостребованных людей, поскольку, чаще всего, они не реализуют себя и очень одиноки, что самое страшное в жизни. Единственно в чем я могу тебе помочь, это еще раз дать возможность подумать и окончательно решить: участвовать или нет в вечере. Естественно, что сказав «нет», полностью берешь ответственность за срыв вечера на себя, а так же за последующее к тебе отношение.
Анализ: Учитель несет доминантную, экстравертную позицию. Этап накопления согласий реализуется в первом предложении. Далее во втором, третьем и четвертом предложениях обозначается прием авансирования и относительного комплиментария. Затем предлагается линия поведения с прогностическими последствиями конкретного выбора.
Соломенный» тип.
Возможные причины поступка: сильное переживание за вечер и, следовательно, завышенные требования к себе и к окружающим, малейшее отклонение от задуманного или проблемы приводят человека к кратковременной панике.
Цель беседы: включение в деятельность.
Общая стратегия: дать возможность выговориться; затем предъявить требование, направленное на изменение решения.
Техника ведения: внимательно выслушать, проявить понимание, твердо, с определенной долей внушения, близкой к приказу (прямое требование).
Модель примерного содержания: «Я знаю, ты очень переживаешь за вечер. Хочешь, чтобы он прошел хорошо и полагаешь, что из-за этого (называется причина отказа) все пойдет не так и ничего не получиться. Поэтому и не хочешь выступать, боясь провала. Думаю, мы можем это исправить, если сделаем так… (предлагается выход или его варианты). В любом случае надо участвовать, отступать поздно! Давай включайся в деятельность!»
Анализ: После эмоциональной вспышки, проговаривания проблемы наступает относительное спокойствие, которое учитель еще больше усиливает, реализуя прием накопления согласий. Затем идет анализ сложившейся ситуации, поиск возможных вариантов решения и незамедлительное включение в деятельность. Здесь в начале беседы доминирующую позицию занимает девочка, а затем учитель.
Таким образом, опора на единство эмоционального и рационального, использование приемов методики контактного взаимодействия и понимание индивидуальных особенностей воспитанника позволяет педагогу проектировать и осуществлять позитивное взаимодействие с ним, создавать предпосылки для помощи в решении проблем ученика.
Другие варианты т построения индивидуальной беседы с воспитанником на основе педагогически адаптированной технологии контактного взаимодействия представлены в книгах С.Д. Полякова «Технологии воспитания» и В.Р. Ясницкой «Социальное воспитание в классе: Теория и методика».