Компетенции обучающегося, формируемые
В результате освоения дисциплины
Б-4 физическая культура
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:
-способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:
Знать/понимать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.
Уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и лечебной физической культуры,
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.
Владеть:
- знаниями основ физической культуры и здорового образа жизни;
- системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- навыками техники двигательных действий программных видов физкультурно-спортивной деятельности и оценки результатов по итогам циклов технологии преподавания;
- методикой самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
- методами самоконтроля за состоянием своего организма;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях;
- в процессе активной творческой деятельности по формированию здорового образа жизни.
Структура дисциплины по видам учебной работы.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Семестры | |||
I | II | III | IV | ||
Аудиторные занятия (всего) | (2 зач. един.) | ||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | |||||
Самостоятельные занятия | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | зачет | зачет | ||
Общая трудоемкость (в часах) |
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Физическая культура»
№ п/п | Разделы, темы, дисциплины | Виды учебной работы, часов | Формы текущего контроля* | Формируемые компетенции | Всего компетенций | |||
Лекции/ Практ. | Сам.работа. | К1 | К2 | К3 | ||||
Семестр I | ||||||||
1.1. | Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента | Устный фронтальный опрос / лекция | + | |||||
1.2. | Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности | Устный опрос /лекция | + | + | ||||
1.3. | Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом | Методико-практическое занятие; практическая работа | + | + | ||||
1.4. | Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями | Практическая работа / педагогическая рефлексия | + | + | ||||
1.5. | Общая физическая подготовка студента в учебном процессе | - | Дневник самоконтроля | + | + | |||
Итого | ||||||||
Форма промежуточной аттестации – зачет | ||||||||
Семестр II | ||||||||
2.1. | Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности | - | Конспект / реферат | + | + | |||
2.2. | Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом | - | Дневник самоконтроля | + | + | |||
2.3. | Общая физическая подготовка студента в учебном процессе | - | Дневник самоконтроля | + | + | |||
Итого | - | |||||||
Семестр III | ||||||||
3.1. | Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями | - | Практическая работа / педагогическая рефлексия | + | + | |||
3.2. | Общая физическая подготовка студента в учебном процессе | - | Дневник самоконтроля | + | + | |||
3.3. | Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом | - | Дневник самоконтроля | + | + | |||
Итого | - | |||||||
Семестр IV | ||||||||
4.1. | Профессионально-прикладная физическая подготовка | Методико-практическое занятие | + | |||||
4.2. | Общая физическая подготовка студента в учебном процессе | Дневник самоконтроля | + | + | ||||
4.3. | Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом | - | Практическая работа / педагогическая рефлексия | + | + | |||
Итого | ||||||||
Всего часов | ||||||||
Форма промежуточной аттестации - зачет |
Содержание дисциплины
Темы и их аннотации
Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента (11 часов): физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества и их функции; физическая культура в структуре профессионального образования.
Тема 2. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности (17 часов): понятие здоровья и здорового образа жизни; влияние образа жизни на здоровье; составляющие здорового образа жизни; физиологические механизмы использования средств физической культуры для активного отдыха, восстановления работоспособности и закономерности совершенствования отдельных функциональных систем и организма в целом под воздействием направленной физической нагрузки.
Тема 3. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности (28 часов): влияние факторов среды и условий жизни человека на физическое развитие и жизнедеятельность человека; общие закономерности, динамика и регулирование работоспособности студентов в отдельные периоды учебного года и профилактика утомления; роль отдельных систем организма в обеспечении двигательных возможностей организма человека.
Тема 4. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом (54 часа): методики самоконтроля, его основные методы и показатели; применение отдельных методов контроля за функциональным состоянием организма при регулярных занятиях физическими культурой и спортом.
Тема 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями (31 час): мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы, структура и содержание.
Тема 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка (22 часа): методика подбора средств ППФП, организация и формы её проведения: профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры.
Тема 7. Общая физическая подготовка студента в учебно-образовательном процессе (237 часов): цели, задачи, принципы, средства; овладение техникой выполнения общих развивающих упражнений; зоны интенсивности физической нагрузки; массовый спорт; развитие и совершенствование физических качеств (силы, выносливости, гибкости и т.д.)
Планы аудиторных занятий
Аудиторные занятия по дисциплине «Физическая культура» проводятся в виде методико-практических занятий, сочетающих в себе элементы лекции (написание конспекта) и практического выполнения заданий по содержанию рассматриваемой темы (выполнение комплексов упражнений, измерение частоты сердечных сокращений и т.п.).
Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента (1 час)
Перечень вопросов, выносимых на занятие:
· Закономерности и динамика работоспособности. Признаки, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления, профилактика переутомления.
· Виды, формы и средства физической культуры. Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.
Тема 2. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности (2 часа)
Перечень вопросов, выносимых на занятие:
· Влияние образа жизни на здоровье. Основные требования к организации здорового образа жизни.
· Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
· Развитие физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.
Тема 3. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом (2 часа)
Перечень вопросов, выносимых на занятие:
· Врачебный и педагогический контроль. Виды диагностики при регулярных занятиях физическими упражнениями.
· Методы оценки уровня здоровья. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма Контроль эффективности самостоятельных занятий. Коррекция содержания и методики занятий по результатам показателей контроля.
Тема 4. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями (1 час)
Перечень вопросов, выносимых на занятие:
· Методика проведения учебно-тренировочного занятия. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.
· Особенности самостоятельных занятий, направленных на активный отдых, коррекцию физического развития, акцентированное развитие отдельных физических качеств.
Тема 5. Профессионально-прикладная физическая подготовка (2 часа)
Перечень вопросов, выносимых на занятие:
· Методика подбора средств ППФП, организация и формы её проведения. Контроль студентов за эффективностью ППФП.
· Основное содержание ППФП. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов.
· Методики самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. Методики эффективных и экономических способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).
Тема 6. Общая физическая подготовка студента в учебно-образовательном процессе (2 часа)
Перечень вопросов, выносимых на занятие:
· Общая и специальная физическая подготовка. Методика самооценки уровня и динамики общей физической подготовленности.
· Методика построения комплексов общих развивающих упражнений в зависимости от целей и задач занятия.
· Упражнения на развитие основных физических качеств: выносливости, силы (статические упражнения), гибкости (стретчинг).
· Техника оздоровительной ходьбы, бега, выполнения дыхательных упражнений.