Психолого-педагогическая характеристика возраста.

Современный эстрадный танец

дополнительная общеобразовательная рабочая программа

для обучающихся от 6 до 21 лет

срок реализации 5 лет

Разработчик:

Сатюкова Ольга Александровна

педагог дополнительного образования 1 к.к.

Екатеринбург, 2015 г.

Пояснительная записка

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющим свое постоянное место в сетке школьного расписания, танец, несмотря на усилия известных педагогов, хореографов, психологов, искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов образования школьника. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Актуальностьдополнительной общеразвивающей программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественной направленности, т.к. танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и гармоничной манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве.

Дополнительная общеобразовательная программа направлена на развитие художественных способностей и склонностей в области современного хореографического искусства.

Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивает и тренирует мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность тела. Занятия современной хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Новизназаключается в интеграции и адаптированности к возможностям участников разных возрастных категорий основных танцевальных направлений, включающих: ритмику, классический танец и различные виды современной хореографии. Данная программа позволяет ознакомить обучающихся с разнообразием танцевальных стилей и направлений. Такой подход способствует раскрытию творческого потенциала и темперамента детей, а также на привитие навыков сценической культуры.

Отличительной особенностью программыявляется совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся на протяжении всего курса обучения.

Педагогическая целесообразность. Занятия хореографией предоставляют огромные возможности для обучающихся, позволяя попробовать себя в различных танцевальных направлениях, тем самым открывая более широкие перспективы для самоопределения и самореализации.

Следует отметить, что в кружках, ансамблях, студиях народного, классического, бального, эстрадного и современного танца занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных детей. С точки зрения психологии, движение помогает человеку выразить свои чувства и эмоции, как ни что другое, когда не хватает слов в выражении переживаний. Движение помогает избавиться от стрессов, расслабиться, эмоционально отвлечься и просто держать себя в хорошей физической форме в любом возрасте.

Высоким интересом у подростков, в настоящее время, пользуется современная хореография. Она достаточно сложна и требует больших эмоциональных и физических затрат, не смотря на это, интерес к ней не пропадает. Занятия современным эстрадным танцем интересны человеку любого возраста, тем более подростку, которому необходимо реализовать себя в чем- либо, развиваться физически, к тому же с удовольствием.

Современная хореография во всех ее проявлениях обусловлена свободой. Свобода проявляется в постановке композиции, в ее исполнении и в ее восприятии. Хореограф делает танцевальную композицию, прислушиваясь к своим чувствам, возникающим во время прослушивания музыки, в соответствии с этим придумывает танцевальные элементы, делает постановку танцевальной композиции. Работая с хореографическим коллективом, руководитель объясняет свои чувства, мысли, эмоции и ассоциации, возникающие к данной музыкальной композиции. Выучив танцевальную композицию и исполняя ее на сцене, танцоры вкладывают свои чувства, наполняют танец своими эмоциями, сохраняя основы данные хореографом-постановщиком.

Также по-разному композиция выглядит в зависимости от того, какая особенность у зрителей в зале (а она каждый раз неповторимая), чему посвящен концерт и какой настрой у коллектива. И до зрителя танец доходит по-разному, так как каждый человек – индивидуальность, и его восприятие не такое, как у любого другого, сидящего в зале. Поэтому современная хореография направлена на свободу постановки, движения, исполнения и восприятия. Ведущей целью хореографа является развитие у обучающихся свободы, научить чувствовать, объяснять и воспроизводить с помощью движения, свои чувства, эмоции и переживания. Для этого, в человеке, прежде всего, должна быть развита внутренняя свобода. Только развив её, человек может добиться свободы в движении и донести до зрителя определенные идеи и чувства. Только тогда, уйдя с концерта, зритель будет думать о том, что он увидел, услышал и главное почувствовал...

Данная программа ориентирована на обучение хореографическому искусству, в частности современным танцам через общение, то есть - сотрудничество. Учебное сотрудничество – одна из форм сотрудничества (общения) возникающего между педагогом и обучающимся, учеником и группой учеников и даже учеником самим с собой. В процессе учебной деятельности главным условием является постановка учебной задачи, требующей поиска нового способа ее решения, новой деятельности.

Психолого-педагогическая характеристика возраста.

Возраст от 7 до 10 (11) лет наиболее благоприятный для развития как физических, так и умственных сил. Идет довольно пропорциональное увеличение роста и веса, мышцы становятся более крепкими, происходит активное развитие функций головного мозга, что способствует его интенсивной работе. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения. Процесс торможения становится сильнее, хотя возбудимость еще достаточно велика. Занятия хореографией позволяют сочетать развитие понятийного мышления с совершенствованием образного; развивается координация, танцевальная выразительность, совершенствуется и усложняется танцевальная техника, формируется чувство мышечного самоконтроля. Дети этого возраста уже способны осваивать разные танцевальные направления. Младший школьный возраст является основополагающим в становлении самооценки. Педагог для него – авторитет, некий идеальный образ, к которому ребенок активно стремится. Поэтому личность педагога имеет большое значение в развитии представлений ребенка о самом себе, в формировании положительного к себе отношения. Младшие школьники болезненно воспринимают критику, им свойственны душевные переживания, если что-то не получается. И как следствие этого у них наблюдается повышенная тревожность. Подобное состояние может проявляться в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении (слезы, нервозность), в мышечной зажатости, скованности движений. Все это негативно сказывается не только на процессе обучения хореографии, а и на естественном развитии ребенка. Поэтому в процессе занятий преобладает благоприятная эмоциональная атмосфера, комфортная, прежде всего для психического состояния ребенка.

В возрасте 7-10 лет происходит интенсивное развитие способностей к пространственной ориентировке, дифференцированного мышечного ощущения, что позволяет разучивать технически более сложные движения. Для процесса восприятия необходимо периодическое и неоднократное повторение элементов и упражнений для наиболее полного и точного их запоминания. Овладение хореографическими умениями и навыками в этом возрасте требует от детей сознательной работы.

Ценностные ориентации подросткового возраста (12-15), выражаются в следующих аспектах:

1 аспект. Общение с друзьями. Для переходного возраста характерна интенсивная переориентация общения с родителями на ровесников. Этот жизненный этап характеризуется двумя ведущими и противоречивыми потребностями: эмансипации от взрослых и потребностью в принадлежности, включенности в интенсивное общение с друзьями. Задачей педагога становится: создать психологический климат для здорового общения, стать другом каждому подростку, посещающему коллектив.

2 аспект. Хорошее здоровье. Объясняется целым рядом причин, таких, как: ухудшение экологической ситуации в городе, повышением нервных нагрузок, проблемой медицинского обслуживания, и просто модой на здоровый образ жизни - задача педагога: сформировать потребность в активном, здоровом образе жизни.

3 аспект. Возможность любить и быть любимым - одна из ведущих в переходном возрасте и тесно связанная с потребностью в общении, понимании. - цель руководителя коллектива: выработать отношение к подростку как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности.

Для значительного числа подростков большой жизненной ценностью является занятие любимым делом, хобби. Это явление можно смело объяснить влиянием «клубной среды», где ребята не только узнают свои способности, но и открывают таланты, получают возможность самовыражения через творческую деятельность.

Целью программы является создание условий для творческого развития личности обучающихся посредством танцевального искусства (хореографии).

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачипрограммы:

- Формировать потребность в активном, здоровом образе жизни.

- Развивать хореографические способности подростков.

- Способствовать развитию двигательного аппарата, координации движений, музыкальности, пластики и грации своего тела.

- Научить работать в условиях учебного сотрудничества.

- Формировать уверенность в своих возможностях.

- Научить самостоятельно, использовать полученные хореографические знания и навыки.

- Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.

- Научить ставить цели и достигать прогнозируемого результата.

- Создать условия для комфортного, продуктивного общения - обмена информацией.

- Формировать познавательный интерес и желание заниматься хореографией.

- Способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья.

- Развивать физические качества (гибкость, координацию движений, ловкость, силу).

- Повышать уровень физической подготовленности.

- Развивать творческие способности обучающихся на основе компетентностного подхода.

Работа с родителями. В студии предусмотрена работа с родителями, как индивидуально, так и с родительским комитетом, что определённо облегчает знакомство детей с репертуаром театров, подготовку к концертной и конкурсной деятельности, пошивом костюмов. Подобная работа также способствует развитию определённых традиций, чествование именинников, празднование определенных дат, поздравление детей по поводу успешных выступлений на конкурсах, окончания учебного года, выпуска обучающихся.

Условия приёма.

Набор в хореографический коллектив осуществляется после определения внешних сценических данных детей, музыкальных, ритмических способностей, а также на основе предоставленных медицинских показателей (справка о состоянии здоровья).

Наши рекомендации