Проблемная ситуация. Словообразование
Наше путешествие продолжается. Кто мы с вами? (Туристы.) Хотите побывать в горах, полазить по скалам? Кем мы будем? (Скалолазами.)
Выставляются картинки с изображением гор, ледника.
Что такое ледник? Назовите похожие слова. (Ледяной, ледяные.) Чтобы подняться в горы, нужно особое снаряжение. Возьмем ледоруб. Из каких слов состоит это слово? Что еще возьмем? (Веревки, топорик, трос.) Нас встретил в горах снег. Составьте новое слово из двух: снег, падает. (Снегопад.) Нас настиг
снегопад, где нам устроиться? (Под скалой, в ущелье, в пещере.) Снегопад не кончается. Что вы предлагаете?
Рассуждения детей по выходу из создавшейся ситуации.
Продолжается наш маршрут. Вот мы и на вершине горы. Что под нами? Что над нами? Вам не страшно? Какие мы? (Смелые, храбрые, выносливые, дружные, веселые. Мы настоящие туристы.) Как будем спускаться? У меня есть рация, можно вызвать ... (вертолет).
Письмо
Напишем понравившиеся слова.
Итог занятия
Тема «Звук и буква ц»
ЦЫПЛЕНОК ЦЫП
Материал.Игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика
Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыпленок.)
Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом — правое крылышко, затем — левое.
2. Сообщение темы занятия. Выделение первого звука
из слов цыпленок Цып
Сегодня мы будем слушать и произносить звук ц и сочинять сказку о цыпленке Цыпе.
3. Характеристика звука ц. Обозначение цветовым
сигналом
4. Произношение звука ц в слогах
Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!» Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу}» Выразить мимикой испуг.
Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». Произнести более низким голосом.
5. Произношение звукац в словах. Звуко-слоговой анализ и синтез
Выставляются предметные картинки: огурцы, цветы. Вышел Цып во двор, заглянул в огород. Что он увидел?
Произносится слово с пропущенным звуком ц — огур_ ы.
(Огурцы.) На грядке Цып увидел много ... (огурцов). А теперь угадаем слово из перепутанных слогов — рец-пе. (Перец.) На клумбе растут ты-цве, (Цветы.) Растет много ... (цветов). Они называются: нарциссы, гиацинты, настурции, цикламены.
Дети повторяют названия цветов. Даются «рассыпанные» звуки: о, ц, в, ы.
Какое слово можно составить из этих звуков? (Овцы.) А на дереве сидела ... (птица) и зовут ее ... (синица). А рядом сидела еще одна синица. Сколько их было? Сколько слогов в слове синица? Подскажите слог в моих словах, и вы услышите загадку о другой птице.
На шесте дво... (рец), Во двор... (це) пе... (вец), А зовут его скво... (рец).
Назовите похожие слова. Чем они похожи? В каких словах последний слог рец? Кого любят есть птицы? (Гусениц.) А теперь скажем дружно: «Скворцы и синицы — полезные птицы!»
Определение позиции звука ц в словах. Анализ слова гусеница.
Словотворчество детей
Сочиним чистоговорки и стихи вместе с Цыпом и со мной.
Сочинение детьми чистоговорок-небылиц со словами овца, скворец, огурец.
А теперь сочиним стихотворение.
Рос на грядке ... (огурец).
Жил на дереве ... (скворец).
Тот скворец был ... (мудрец).
Он хотел съесть ... (огурец).
Прилетела вдруг ... (синица):
— Мне нельзя тут ... (поживиться)?
Склевали вместе ... (огурец).
И стихам нашим ... (конец).
Физминутка
«Курица и цыплята».
Захотелось Цыпу напиться, откуда взять водицы? (Из колодца.) А тут и мама-курица пришла.
Из колодца принесла Курица водицы. И цыплята всей семьей Побежали мыться.
Только Цып стоит в сторонке,
Не желает мыться,
Потому что как огня
Он воды боится. И сказала мама строго: — Мыться дети все должны. Цып играть не будет с нами. Нам грязнули не нужны.
Л.П., Н.Б. Успенские
Повторение детьми стихотворения, слов со звуком ц. Цып быстро побежал за ... (полотенцем, мылом и мыльницей). А потом цыпленок Цып подружился со ... (скворцом, синицей).
8. Анализ словесного состава предложения. Установле
ние ситуативных связей
Говорит скворец Цыпу: «Хочешь, я тебе расскажу, что есть за домом и кто там живет?»
Выставляется картинка с изображением цапли, зайца, болотца,
куста. Составляются предложения по опорным словам. Схема одного
предложения выкладывается на наборном полотне с намеренной
ошибкой. Цып тоже обозначает предложения полосками. Дети сверя-
ют свои схемы, исправляют ошибку.
Падежное управление
Захотелось Цыпу познакомиться с теми животными, в названии которых есть звук ц. Где он мог их увидеть? (В цирке, зоопарке.) На чем он мог туда добраться? (На мотоцикле.) Он стал... (мотоциклистом). Покажем, как мы едем на мотоцикле. Кто теперь мы? (Мотоциклисты.)
Выставляются картинки с изображением зверей.
Кого увидел Цып в зоопарке? (Медведицу, волчицу, львицу, куницу, лисицу, верблюдицу, ослицу.) Какой один и тот же слог в конце этих слов? (Цу.)
Есть в зоопарке звери и птицы, Львицы, лисицы, зайцы, куницы,
Цапли, цыплята, синицы, скворцы. А у скворцов есть ... (птенцы).
Стихотворение повторяется хором несколько раз.
10. Знакомство с буквой ц
Мама-курица показала Цыпу букву ц.
Вот какая буква Ц. С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка.
А. Шибаев
11. Чтение слов. Работа с разрезной азбукой. Переста
новка, дополнение, изменение букв в словах синица, куни
ца, лисица
12. Слушание сказки Г. Юдина «Цыпленок Цып»
Итог занятия
Тема «Звук ц»
В ГОРНИЦЕ
Материал.Предметы народного быта, художественные изделия народных умельцев; элементы русских костюмов для детей; музыкальные инструменты (балалайка, бубенцы, цымба-лы); предметы (зеркальца, спицы, ножницы, вышитое полотенце, рукавицы, кольцо, мотки ниток, молоток); леденцы для угощения; буквы.
Ход занятия
Оргмомент
Звучит мелодичная музыка. В комнате выставлены предметы народного быта и изделия русских мастеров. Дети в русских народных костюмах сидят в разных местах комнаты за одним столом — «кузнецы-удальцы», за другим — «девицы-мастерицы» со спицами, за третьим — «добры молодцы», за четвертым — «девицы-красавицы».
Сообщение темы занятия
Сегодня мы собрались в горнице на посиделки.
Объясняется смысловое значение слов горница и посиделки.
В горнице — девицы-мастерицы и добры молодцы, кузнецы-удальцы и девицы-красавицы. Какой звук чаще других повторяется в этих словах? (Звук ц.) Сегодня мы будем повторять звук ц.
3. Характеристика звука ц
4. Произношение звука ц в словах. Определение пози
ции звука ц
Познакомьтесь друг с другом. Кто вы? (Мы — девицы-мастерицы, мы — девицы-красавицы, мы — кузнецы-удальцы, мы — добры молодцы.) Девицы-мастерицы, что у вас в руках? (Спицы, ножницы, ситец, полотенца, рукавицы.) Ваня, добрый молодец, хочет узнать, есть ли у вас ткань, в названии которой звук ц слышится в конце? (Есть.) Что это? (Ситец.) Из чего вы сошьете Ване рубашку? (Из ситца.) В названии какого инструмента звук ц произносим в начале слова? Нам ответят добры молодцы. (Цимбалы.) В каких словах вы услышали звук ц в середине слов. (Ножницы, полотенца, рукавицы.)
Слоговой анализ слов
Кузнецы-удальцы, скажите нам слова со слогом цы. (Спицы, рукавицы, ножницы, девицы, кузнецы, удальцы, мастерицы.) Вы, девицы-мастерицы, сосчитайте слоги в слове спицы. (Два слога.) Сколько слогов в слове рукавицы ? (Четыре слога.) Как вы узнали?
Объяснения детей.
Усвоение глаголов
Девицы-красавицы, что вы любите делать? (Наряжаться, танцевать, в зеркальце смотреться, кружиться, веселиться', смеяться, причесываться, красивыми вещами любоваться.)