Обобщенная трудовая функция

Наименование Тьюторское сопровождение обучающихся Код F Уровень квалификации
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей Тьютор  
             
Требования к образованию и обучению Высшее профессиональное образование –бакалавриат в области педагогики, психологии, социальной работы, тьюторского сопровождения.Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка в области педагогики, психологии, социальной работы, тьюторского сопровождения. При отсутствии педагогического образования –дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. При отсутствии профильного педагогического образования рекомендовано дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Требования к опыту практической работы рекомендован педагогический стаж 2 года
Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Другие характеристики -

Дополнительные характеристики

Наименование классификатора Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ Педагогические работники в средней школе
Педагогические работники в начальном образовании
Педагогические работники в дошкольном образовании
Специалисты в области образования, не входящие в другие группы
ОКПДТР    
  ОКСО Образование и педагогика
Социальная работа
Психология

Трудовая функция

Наименование Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов Код F/01.6 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования
Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов
Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов
Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса
Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов
Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов
Участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Необходимые умения Применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся
Осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов
Оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса
Проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся
Консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта
Консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ
Оказывать консультативную поддержку обучающимся в процессе их профессионального самоопределения
Применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Реализовывать меры по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования
Выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана
Учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения обучающихся
Проводить развивающие игры, рефлексивные тьюториалы собучающимися дошкольного и начального общего образования
Проводить беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися основного и среднего общего образования
Проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся
Предоставлять обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей
Осуществлять делегирование ответственности обучающемуся за разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрутас учетом его возраста и индивидуальных особенностей
Осуществлять педагогическую поддержку образовательных инициатив обучающихся и реализацию ими индивидуальных проектов
Осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся, другими субъектами образования в целях поддержки обучающихся
Организовывать анализ обучающимисярезультатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы
Организовывать участие родителей (законных представителей) обучающихся в проведении творческих и иных мероприятий с обучающимися
Проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ
Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с обучающимися и другими субъектами образования
Реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностьюс применением методов прикладного анализа поведения
Осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся
Оказывать обучающимся первую помощь
Необходимые знания Законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся
Основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся
Основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маргшрутов
Особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования
Основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий
Методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся
Методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы
Формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии открытого образования, тьюторские технологии
Ресурсная схема общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся
Возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся
Методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования
Методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса
Особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования
Методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализа социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб
Методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста
Методы и приемы делегирования ответственности за реализацию индивидуального образовательного маршрута самому обучающемуся
Методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся
Методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися
Виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся
Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся
Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации
Теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь
Другие характеристики -

Трудовая функция

Наименование Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов Код F/02.6 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта  
Трудовые действия Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации
Повышение доступности образовательных ресурсов для освоенияобучающимисяиндивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов
Проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам
Необходимые умения Выявлять и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне образовательной организации
Оценивать потенциал образовательной среды для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов
Разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды
Зонировать образовательное пространство по видам деятельности
Выполнять требования доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся
Организовывать открытые образовательные пространства для проектирования, исследования, творчества, коммуникации обучающихся
Организовывать различные формы доступа обучающихся к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками
Проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для обучающихся разного возраста с учетом особенностей их возраста и образовательной программы
Оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоениииндивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ
Координировать взаимодействие субъектов образовательной среды в образовательной организации
Координировать взаимодействие образовательной организации с другими институтами социализации
Проводить маркетинговые исследования запросов обучающихся на образовательные услуги в различных видах образования
Организовывать и координировать работу сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированных образовательных программ обучающихся
Оказывать консультационную поддержку обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам создания условий для освоения обучающимисяиндивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ
Проводить консультации для педагогов и специалистов различных институтов социализации по вопросам индивидуализации образовательного процесса
Необходимые знания Нормативные правовые основы организации тьюторского сопровождения в образовании в части работы с образовательной средой, ресурсами, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса
Локальные акты образовательной организации в части организации образовательной среды, использования образовательных ресурсов
Методы и приемы анализа качества образовательных ресурсов
Способы, методы, приемы оценки вариативности, открытости и других качественных характеристик образовательной среды
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Основы организации образовательной среды с учетом возрастных особенностей обучающихся в разных типах образовательных организаций
Основы организации адаптированной образовательной среды для обучающийся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся в разных типах образовательных организаций
Принципы и правила создания предметно-развивающей среды.
Подходы к проектированию дополнительных элементов образовательной среды и навигации по ресурсам среды для обучающихся разного возраста
Особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей
Формы и методы консультирования семьи в части построения семейной образовательной среды для развития обучающихся
Подходы к проектированию образовательной среды как места социальных проб обучающихся в школе и социуме
Походы к проектированию образовательной среды с учетом запросов взрослого обучающегося, региональных ресурсов, рынка труда
Технологии проектирования образовательной среды совместно с обучающимся в среднем профессиональном, высшем, дополнительном образовании взрослых, дополнительном профессиональном образовании
Способы координации взаимодействия субъектов образования для обеспечения доступа обучающегося к образовательным ресурсам
Технологии маркетинговых исследований образовательных запросов в различных видах образования
Виды, формы и способы коммуникации, сетевого взаимодействия институтов социализации
Нормативные правовые основы организации образования, межведомственного взаимодействия
Другие характеристики -

Трудовая функция

Наименование Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов Код F/03.6 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х Заимствовано из оригинала    
    Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов
Разработка и подбор методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды
Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации и др.) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса
Подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения
Необходимые умения Осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта тьюторского сопровождения в образовании
Анализировать методическую литературу и осуществлять отбор актуальных методических материалов для деятельности тьютора
Осуществлять подбор методических средств для педагогической поддержки обучающихся в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ
Разрабатывать методические материалы, необходимые для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся
Анализировать эффективность используемых методических средств педагогической поддержки обучающихся вразработке и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Осуществлять подбор методических средств дляанализа качества образовательной среды
Разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Разрабатывать методические материалы для обеспечения совместной деятельности институтов социализации по созданию условий для индивидуализации образовательного процесса
Обновлять знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрение в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью
Использовать при разработке методическихсредств различные программные средства, интернет-ресурсы
Создавать алгоритмы для самостоятельного построения обучающимися индивидуальных образовательных программ в различных видах образования
Консультировать участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса
Необходимые знания Источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике
Подходы к отбору актуальных методических материалов для тьюторского сопровождения обучающихся в процессе образования
Педагогика общего, профессионального, дополнительного образования (по профилю деятельности тьютора)
Теоретические и методические основы тьюторской деятельности
Дидактические и диагностические средства индивидуализации образовательного процесса
Теоретические и методические основы прикладного анализа поведения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой и другой деятельности обучающихся разного возраста
Подходы к анализу качества и эффективности используемых методических, дидактических и диагностических средств в целях индивидуализации образовательного процесса
Методические, дидактические и диагностические средства выявления качества образовательной среды и формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды
Подходы к разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Особенности образовательного процесса в разных типах образовательных организаций, потенциал их сетевого взаимодействия
Формы социального партнерства институтов социализации
Подходы к разработке методических средств для обеспечения совместной деятельности субъектов образования
Программные средства, интернет-ресурсы для обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся
Подходы к созданию алгоритмов для построения индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ в различных видах образования
Формы и методы консультирования участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса
Способы консультирования участников образовательного процесса по вопросам формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды
Основы анализа и оценки эффективности тюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ
Другие характеристики -
  IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация – разработчик
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО»), город Москва
 
  Директор –Волосовец Татьяна Владимировна    
       
4.2.Наименования организаций – разработчиков
   
         

[1]Общероссийский классификатор занятий

[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

[3]Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 308, 2010, № 52, ст. 7002, 2013, № 27, ст. 3477, 2014, № 52,
ст. 7554, 2015, № 1, ст. 42).

[4]Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598); статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.
№ 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27,
ст. 2878;2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 49, ст. 7031; 2013, № 48, ст. 6165, № 52, ст. 6986).

[5]Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598)

[6] Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

[7]Общероссийский классификатор специальностей по образованию

[8]Примечание: кроме воспитателя, старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации

[9] Примечание: методическая составляющая данной трудовой функции относится только к старшему воспитателю

Наши рекомендации