Анализ конкретных ситуаций
Тренинг, организуемый в форме анализа конкретных ситуаций, ориентирует участников на развитие коммуникативных умений навыков в двух планах: на реализацию определённых задач и на межличностные отношения. В ходе анализа каждый участник уясняет свою точку зрения, разговор по поводу ситуации способствует развитию у них инициативы и навыков социальной чувствительности. Ситуация обозначает любую совокупность обстоятельств, в которых может оказаться человек. Анализ конкретных ситуаций оказывается эффективным тогда, когда группа излишне начинает «интеллектуализировать» решение проблемы или когда трудно вербализовать проблемы и эмоции участников. Особая значимость анализа конкретных ситуаций заключается в том, что в конкретной ситуации происходит отработка навыков морального выбора, позволяющего диагностировать уровень нравственного развития личности, осознания участниками последствий выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для собственного «Я» в системе общественных отношений. Применение анализа конкретных ситуаций позволяет решать важные задачи: учить участников отделять главное от второстепенного, формулировать проблемы, моделировать особо сложные ситуации; прививать умение слушать и взаимодействовать с другими, находить многозначность возможных решений [4,с.57].
Выделяются два вида ситуаций:
1.Построенные на принципе «здесь и теперь». Участникам предлагается вспомнить случаи, ситуации, произошедшие с ними непосредственно на занятии.
2.Построенные на принципе «там и тогда». Участники описывают случаи из жизни, имеющие значимость для них, для группы.
При организации группы возможны следующие варианты:
1.Группа может делиться на две – три подгруппы, каждая из которых решает задачу самостоятельно, затем происходит обмен мнениями.
2.Заданную ситуацию каждый решает индивидуально, а потом идёт коллективное обсуждение.
3.Для воспроизведения ситуации на занятии отводится конкретное время, но ситуации могут быть описаны и проработаны вне занятия, самостоятельно и принесены в группу. Самостоятельное описание даёт возможность более глубоко рефлексировать воспоминания.
Проективное рисование
Проективное рисование считается интенсивной формой психокоррекционной работы. С его помощью совершенствуются психические качества личности, повышается её художественная компетентность, человек получает возможность освободиться от сильных переживаний и конфликтов, усилить ощущение собственной личностной ценности, развить навыки внимания к собственным чувствам. В рисовании ему предоставляются условия для непрямого удовлетворения антисоциальных импульсов.
Проективное рисование является средством координирования личностью своих коммуникативных навыков. Когда детям бывает трудно выразить свои мысли словами, они прибегают к рисованию, а затем в беседе раскрывают свои чувства и объясняют причины действий. Различные виды рисования помогают наладить сотрудничество, взаимопомощь, учат корректировать совместные действия. Кроме этого, проективное рисование помогает интерпретировать и диагностировать затруднения в общении. Цель проективного рисования заключается в том чтобы, с помощью художественных средств передать эмоциональное переживание, реализация этой цели имеет большое значение для личностного развития. В проективном рисовании существует несколько методик. Чаще всего в научной литературе встречается классификация С. Кратохвила [4,с.68], согласно которой оно разделяется на следующие виды:
- свободное рисование, когда каждый рисует, что хочет;
- коммуникативное рисование, когда рисуют в парах, общаются с помощью образов, линий, красок;
- совместное рисование, когда все рисуют на одном листе.
С. С. Харин классифицирует рисунки по следующим темам:
- собственное прошлое, настоящее: «Мой обычный день», «Ситуации, где я чувствую неуверенность»;
- будущее или абстрактное понятие: «Три желания», «Остров счастья», «Одиночество», «Кем бы я хотел быть»;
- отношения в группе: «Наша группа», «Что я ожидал и что получил от участия в группе».
Таким образом, при организации тренингов с воспитанниками детского дома, направленных на формирование коммуникативной компетентности, следует опираться на особенности психического развития и межличностного взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Проведение тренингов в форме ролевых игр, анализа конкретных ситуаций, проективного рисования позволяет детям в свободной непринуждённой обстановке рефлексировать своё психическое состояние, формулировать и вербализовать свои проблемы, овладевать различными коммуникативными средствами общения.
Библиографический список
1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст]/И.В.Вачков// – М.: Владос, 2011.-234с.
2. Дубровина И. В. Психологическое развитие воспитанников детского дома[Текст]/ И. В. Дубровина// – М.: Академичкский проспект, 2008. – 268с.
3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения [Текст]/Н.А.Морева – М.: Академический проспект, 2012.-322с.
4. Харкие В., Гройсман А. Психолого – педагогические тренинги[Текст]/ В.Харкие, А. Гройсман// – М.: Юрайт,2012.-246с.