Вечный вопрос адвокатуры ю.с. пилипенко
Пределы обязанности адвоката хранить профессиональную тайну - это вечный вопрос адвокатуры, который продолжает оставаться актуальным и в наше время.
Но, с другой стороны, предположим, адвокат уже принял поручение от клиента, а в процессе беседы с ним понимает, что тот серийный убийца. Либо клиент сообщает адвокату, что, скажем, его родственник или друг маньяк-педофил. Хотя речь идет об уже совершенных преступлениях, ясно, что и убийца будет продолжать убивать, а маньяк насиловать до тех пор, пока их не остановят. Как поступать в таких случаях? Ведь на карту ставятся жизнь и здоровье людей.
К этой проблеме тесно примыкает вопрос о возможности разглашения адвокатской тайны, если адвокату в связи с исполнением профессиональных обязанностей стало известно о готовящемся преступлении.
При обсуждении этого вопроса встречаются диаметрально противоположные позиции. Некоторые исходят только из обязательств адвоката перед своим доверителем, из невозможности поступать вопреки его воле, ни при каких обстоятельствах не распоряжаться сведениями о преступлениях, полученными от доверителя, по своему усмотрению. Они категорически утверждают, что любые оговорки на этот счет неизбежно приведут к такому режиму, когда адвокатура превратится в агентурный аппарат органов расследования, что можно представить себе только в государстве, стоящем в стороне от цивилизации. Другие, напротив, считают, что необходимо сообщать о любом уголовно наказуемом деянии. Впрочем, при таком толковании получается, что фактически обязанность хранить молчание предлагается совместить с обязанностью доноса, который, к тому же, сопряжен с выяснением адвокатом вопросов виновности, т.е. тех вопросов, которые решаются только судом.
Дискуссия по этому поводу сосредоточена главным образом на вопросе о том, может ли адвокат в самых исключительных случаях и при соблюдении строго определенных правил иметь право донести о готовящемся преступлении.
Задача 27
Статья 56. Свидетель
1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.
4. Свидетель вправе:
1)отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
Исходя из понятия свидетеля в ст. 56 мы не можем говорить, что показания Фроловой относительно личности обвиняемого даст данные, имеющие значения для расследования и разрешения уголовного дела («он такой сволочь пьяница и т.д.»). Будет иметь значения для характеристики личности в приговоре.
Она реализовала свое право на отказ в дачи показаний (п. 1 ч 4 ст. 56), следователь не может ее заставить, но и привлекать ее не надо для дачи показаний о личности обвияемого.
Задача 28
1. Допросил в месте жительства- правомерно (187 ч1)
2. Ночное или не ночное время
Статьям 5 п. 21- с 22 до 6
"Справка по результатам изучения практики применения районными судами Свердловской области процессуального законодательства на стадии принятия заявлений к производству"
(с изм. от 25.09.2008)
не допускается производство следственного действия в ночное время с 22:00 до 06:00 по местному времени, оспариваемыми действиями были нарушены права организации на неприкосновенность своего имущества и свободу предпринимательской деятельности.
Скорей всего не было случаев, не терпящих отлагательства. Всех, кого допросили до 22 – незаконно.
Вопрос, могут ли свидетели и потерпевшие отказаться от допроса, если он в ночное время производится?
6. Свидетель не вправе:
1) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
2) давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний;